С чего начать самообразование? Первые шаги. Что такое самообразование и как составить индивидуальный план Вести самообразование

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, издания 1964 года, самообразование – это приобретение новых знаний самостоятельно, без помощи преподавателей. Однако 21 век внес свои коррективы. Некоторые новые знания без помощи специалистов освоить очень трудно и даже невозможно.

Направления самообразования сегодня

В самообразовании, востребованном в настоящее время, можно выделить несколько направлений:

  1. Освоение новых знаний и умений по определенным и смежным направлениям науки, техники и культуры, которые связаны с деятельностью конкретного человека и соответствуют его задачам.
  2. Освоение всемирных знаний, ознакомление с мировыми открытиями, достижениями в разных науках, технике и искусстве.
  3. Освоение языков:
  4. Иностранные языки, в том числе обязательный английский (см. ), для чтения, переводов и общения.
  5. Овладение новыми подходами к использованию русского языка – быстрота чтения, понимания и запоминания текстов (скорочтение).

Кому нужно самообразование

В наше время происходит быстрое накопление новых знаний, поэтому самообразование – это обязательный процесс, который должен сопровождать всю жизнь людей ряда профессий, стремящихся быть специалистами высокой квалификации.

  1. Учителя и преподаватели не могут пользоваться постоянными ограниченными знаниями, полученными во время учебы. Они должны знать много больше и доносить до учащихся новые современные сведения, открытия и достижения. Только в этом случае можно научить других, увлечь и подготовить к жизни в изменяющемся мире своих учеников.
  2. Работники медицины должны изучать новые методы обследований и диагностики, вновь созданные лекарственные и нелекарственные формы лечебных препаратов и новые способы для быстрого лечения и реабилитации больных людей.
  3. Ученые, исследователи и инженеры должны знать новые направления науки и техники в своей отрасли и в смежных областях, так как без этого они не могут продуктивно работать и создавать новые знания, теории, материалы и производства.
  4. Руководители и чиновники высокого уровня должны уметь оценивать ближние и отдаленные перспективы развития для принятия правильных решений, что требует широкого кругозора, глубоких непрерывных знаний истории проблемы, современности и возможного будущего.

Кроме того, некоторые люди осознают необходимость расширения своих знаний, совершенствования навыков и умений, чтобы стать высокими мастерами своего дела. Самообразование в этом случае способствует карьерному росту и, как следствие, улучшению материального положения.

С чего начать самообразование?

– тяжкий труд, чаще всего это дополнительная работа. Она требует много времени, внимания, здоровья. Необходимо организовать свою жизнь и время так, чтобы выделить часы и даже дни для серьезных занятий. Надо понять, хватит ли силы воли, не будет ли причинен ущерб близким, будут ли изменены приоритеты в строительстве всей жизни. Надо учитывать, что результаты самообразования не сиюминутны, они отдалены во времени и не всегда и всем очевидны. При этом стать эрудированным специалистом и интересным человеком – это перспективы во всем в жизни, перспективы в карьере, перспективы в общении с людьми.

Первоначальные действия в этом процессе:

  • Формулировки цели и направления новой деятельности.
  • Составление конкретного плана на ближайшее время и перспективного – на будущее.
  • Изучение современных методик самообразования.
  • Выбор способа получения новых знаний (самостоятельно, с консультантом, курсы, с репетитором).
  • Сбор и изучение источников информации по проблеме (литература, интернет).

Приступая к самообразованию необходимо предусмотреть материальные затраты на оплату преподавателей, покупки книг и т.д.

Однако нельзя забывать и о здоровье, радостях жизни и удовольствиях. В своих планах надо резервировать время отдыха, отпуска, общения с близкими и друзьями.

Заметки про современных детей, заглядывая в их будущее

С самого раннего детства надо приучать детей к любознательности и стремлению получать новые знания, новую информацию. Прекрасный способ – научить ребенка коллекционировать (но не просто собирать) марки. Каждая новая марка – это повод для узнавания о новом предмете, событии, человеке, истории. Каждую новую марку нужно обсуждать, побуждая ребенка к поиску и запоминанию дополнительной информации.

Так вырастают филателисты с энциклопедическими знаниями. Подобным образом можно собирать и библиотеку, в том числе тематическую, прочитывая с ребенком не только само произведение, но и предисловие, комментарии, дополнительную информацию об авторе или событии.

Еще читайте:

Темы для будущих статей находят авторов сами — для этого бывает достаточно прожить день активно и пообщаться с другими людьми. Сегодня, беседуя с милым бухгалтером Татьяной из соседнего кабинета, мы затронули тему самообразования, что это такое, и во что может вылиться страсть к самообучению. Решили мы с Татьяной, что возможности самообразования сегодня огромные))

Понятно, что мы с ней не первые эту истину открыли, но придя домой, и открыв свою почту, я прочитала и увидела крик души, который для полной ясности привожу в оригинале:

Если подумать, сейчас столько возможностей для самообразования! Можно выучить самостоятельно любой язык, историю любой страны, географию, физику, химию — да что угодно. Все учебники есть онлайн, публикуются сборники научный статей с самыми передовыми разработками и открытиями, есть онлайн аудио-материалы — книги на оригинальных языках, радио-трансляции… Учись — не хочу! И почему-то действительно в основной массе не хотят. Странно.

Правильно говорят, что краткость — сестра таланта, в нескольких фразах раскрыта вся тема статьи. Казалось бы о чем еще писать? Поверьте, что мы настолько легкомысленно относимся к тем возможностям, которые есть в нашей жизни, а лучше сказать — пробегают мимо нашей жизни, так как мы на них не обращаем никакого внимания, — что впору уже задумываться об упущенных нами возможностях, и через какое-то время сожалеть об этом.

Посмотрите, сегодня практически у каждого есть компьютер с выходом в Интернет, но мы не используем и десятой доли тех возможностей, с помощью которых мы смогли бы улучшить свою жизнь. Вокруг все кажется обманом, лохотроном, недостойным того, чтобы этим занимались мы лично. Так ведь считает большинство?

Зато мы очень хорошо намотали на ус, и знаем, как нужно жаловаться на низкую зарплату, как поточить лясы в комментариях к статье о происходящих событиях в стране, как провести вечер, а то и день в шатаниях по социальным сетям и бессмысленному время провождению. Те возможности и перспективы, которые предоставляет нам сегодня Интернет, в связи с получением доступа к неограниченному потоку информации и сведений, могут помочь в повышении уровня собственного развития, и получении новых знаний и умений. Только не всем это по душе.

Скучно, кто-то обязательно скажет… А кто-то уже использует по максимуму то, что другим кажется занудством. И так как мы все очень разные, каждый по своему будет прав, и будет отстаивать именно свою точку зрения.

И все же, если я смогу хоть какое-либо маленькое зернышко посадить в «благодатную почву», я уверена в том, что изменения обязательно произойдут в каждом из нас, причем в лучшую сторону.

Возможности самообразования были всегда

Возможности для самообразования были всегда: вспомните, в школе нам всегда задавали домашние задания, студентам приходилось и приходится добывать дополнительные знания по ходу теоретического обучения в учебных заведениях, давным-давно совершенно нормальным было записаться в какой-нибудь кружок или секцию, и раскрывать свои таланты один за другим. Все это было бесплатно, или требовало не таких больших денег, как сегодня.

Да, сегодня труднее и сложнее, чем раньше… А знаете ли вы, что трудности закаляют и делают наш характер тверже? С чего вдруг нужно считать, что заплатив деньги, и отдав себя или своего ребенка в музыкальную школу, мы обязательно должны в ней учиться до самой пенсии? А если это не то, что нам казалось призванием всей нашей жизни? Как быть?

Пробовать и идти дальше. Но для начала нужно постараться определить свои сильные и слабые стороны, хороший способ я описала в статье , для того, чтобы путешествие не затянулось по времени, и не стало затратным по деньгам. После определения своих сильных сторон, возьмите две-три сферы, в которых вам интересно и уютно. И начинайте изучать.

То есть, самостоятельно можно осваивать, как новые для себя направления, так и те, которые подзабыты вами со временем, или если вы понимаете, что на рабочем месте карьерного роста не видать, можно развивать себя в рамках своей профессии. Поэтому давайте вместе подумаем, чему можно научить себя самостоятельно:

Здоровье и здоровый образ жизни

Так как современный человек должен сегодня обладать целым рядом определенных достоинств, навыков и умений, то можно начать с самого себя, тем самым улучшив мнение окружающих о себе и подкрепив свою уверенность в своих силах. Можно увеличить количество своих знаний о здоровом образе жизни, заняться спортом, найти единомышленников в сети, и вместе с ними обсуждать достигнутые результаты. Огромное количество дельных советов можно найти о том, как уметь стильно одеваться и красиво выглядеть. Найдите такую информацию, если вы поймете, что это именно то, что вам нужно.

Ораторское мастерство

Для того, чтобы улучшить коммуникативные навыки, можно поработать над своим мастерством в произношении. Пройдите курс ораторского мастерства, это значительно увеличит ваш вес в кллективе и повысит вашу ценность в глазах руководства. А для начала возьмите 45 поговорок единым текстом (читать вслух).
Сохраните себе, чтобы не забыть..

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа - ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка - не пытка.

Научись печатать быстро

Эффективность вашей работы, особенно если вам приходится печатать на компьютере, повысит прохождение курса слепой печати на клавиатуре. Перечитайте об этом способе обучения в статье На самом деле, сложного ничего нет. Если в двух словах, то скачайте с официального сайта (ссылка в статье) программу, установите себе на компьютер, и проходите 10 или 11 уроков бесплатно. Затем оплатите Шахиджаняну 200 или 300 рублей на сотовый телефон, и тренируйтесь еще 90 уроков подряд. Курс настолько захватывающий, что помню, я печатала ночами, чтобы продвинуться дальше. Честно сказать, продвигалось все с трудом, так как допустив 3 ошибки, приходилось перепечатывать текст заново, а с каждым уроком тексты становились все длиннее и длиннее. Но это так увлекательно — напечатать лучше, чем другие, или чем ты вчера! Завидую тем, кто еще только будет учиться.

Второе высшее образование

Используя возможности Интернета, можно получить второе или дополнительное высшее образование. делает невозможное — учит нас на расстоянии. Вот где придется попотеть самостоятельно — знаем же, что в Интернете списывать не получиться, придется ломать свою голову.

Книги

Книги, электронные книги, электронные журналы… Отличный источник знаний — мы всегда обращаемся к книгам, когда есть потребность и необходимость. В сети, кстати, совсем недорого можно покупать понравившиеся книги, можно зайти на Озон, и посмотреть каталог. Посмотрите, что читают те люди, которые вам нравятся, на кого хотелось бы равняться.

Финансовая грамотность

Странно, почему люди всегда так тщательно считают деньги на своей работе, и совершенно не делают этого в домашней бухгалтерии? Да и бухгалтерия, как таковая, может вообще отсутствовать дома. Возьмите тетрадку, расчертите в ней колонки: дата, приход, расход, наименование, остаток — и будет вам счастье! Вы наконец-то узнаете, сколько денег в месяц вы тратите на питание, или на другие статьи расходов, и сможете сделать соответствующие выводы. Поучаствуйте в вебинарах разных авторов, сравните, пополните свои знания о том, как стать финансово грамотным человеком — в школе этому не учат. Не пускайте бедность в свою жизнь — учитесь считать.

Дополнительные навыки

Это будет все то, что именно вы считаете дополнительным, например, вы талантливо пишите статьи, а фотографии оптимизировать совершенно не умеете. Научитесь, и имея дополнительные навыки, вы будете иметь возможность дополнительного дохода. Для тех, кто хочет обучиться какому-либо ремеслу (вязание, вышивка, кулинария, кондитерское искусство) — в сети есть огромное количество интересных людей и курсов, которые будут незаменимым источником информации для получения эффективного результата. Найдите в сети примеры, где опытные мастера с успехом продают свои работы, и вы увидите, что спрос пока превышает предложение. В качестве примера могу привести Нелли Федосенко, она всегда очень интересно пишет о новых идеях бизнеса, наверняка для кого-то из вас ее рассылка станет источником воодушевления и новых идей.

Новая профессия

Бывает, что профессия, как говорится, приелась, и хочется чего-то новенького. Посмотрите, как другие люди умеют зарабатывать деньги, используя свое время в сети и в социальных сетях. , например профессию контент-менеджера, или администратора социальных сетей, и приносите ощутимую пользу не только другим людям, но и себе в качестве финансовой выгоды.

Учи других!

Наверняка вы хорошо знаете то, что не знают другие люди. Возможно, вы опытный бухгалтер, или опытный юрист, и умеете переводить на русский язык законы и объяснять, как поступить в той или иной сложной ситуации. Возможно, что вы умеете лучше других не только хорошо делать ремонт, но и объяснить, как можно, например, поклеить обои правильно. Создайте свой сайт, делитесь с людьми полезной и бесплатной информацией, и по скайпу проводите платные консультации. Если вы расположите к себе людей, и убедите других в том, что вы компетентный специалист, то от клиентов не будет отбоя. Используйте эту возможность, не упускайте ее.

Иностранные языки

Наверное, только в России большинство ее граждан знают всего один язык — родной. А между тем, изучить иностранный язык через интернет вполне реально — нужно только захотеть и сделать. Найдите себе такого учителя, у которого вам бы хотелось учиться. Сегодня обучаться иностранному языку несложно: к нашим услугам — широкие возможности текстовой информации, аудио и видео, было бы желание. Поразите себя, своих родных и друзей своими способностями в изучении иностранного языка.

Сильные стороны — это те стороны, которые приносят деньги

Как-то я прочитала хорошую фразу:

Сильные стороны — это те стороны, которые приносят деньги.

Несомненно, к этому нужно стремиться, так как взрослого человека зачастую мотивируют довольно прозаические вещи. И тем не менее, понимая, что возможности самообразования безграничны, оставаться за бортом происходящих процессов придется многим не по вкусу. Если есть интерес, и человек думает о том, как применить полученные знания, то самообразование начинает работать. А если он находит сочетание самообразования со своими глубинными творческими программами, то получается уникальный специалист.

Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с

Самообразование может стать достойной и во многом лучшей альтернативой формальному обучению, будь то второе высшее или курсы повышения квалификации.

Почему самообразование лучше?

  1. Самообразование дает более актуальные знания. Сейчас большинство новых идей, появляясь в головах людей, сначала обсуждается в разговорах, блогах и статьях, потом «дозревает» до книг, переводится на русский (если книга иностранная), включается в образовательные программы и только потом преподается ученикам. Описанный процесс занимает не менее 3-5 лет. Самообразование же дает тебе возможность ловить идеи в зародыше. Особенно это важно при обучении всему, связанному с информационными технологиями — к моменту, когда они доходят до учебников, знания уже безнадежно устаревают.
  2. Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. При формальном обучении программа составлена из большого количества материала, который тебе не нужен. Он не запоминается, но на него уходит время, силы и деньги. Попытки запомнить ненужный материал вытесняют из головы нужные знания. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.
  3. Самообразование дает больше мотивации на обучение. Хотя при самообразовании нет эффекта «тренера» (в роли которых выступают преподаватели) и материальной вовлеченности (не жалко бросить), мотивация на обучение при нем все равно больше. В силу актуальности и индивидуальности самообучение более эффективно. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.
  4. Самообразование расширяет круг общения. При втором высшем круг твоих единомышленников ограничен твоей группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.
  5. Самообразование дает возможность учиться у лучших. Каждый, кто прошел через нашу образовательную систему, в полной мере ощутил справедливость выражения «Кто может — делает, а кто не может — учит». Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте, а не у тетенек, переученных из преподавателей по истории КПСС.
  6. Самообразование дает возможность управлять расписанием. Существование расписания, навязываемое при формальном обучении, необходимо и при самостоятельном обучении для достижения стабильных результатов. Однако при самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.
  7. Самообразование бесплатно . И на курсах, и при самообучении твое развитие требует времени. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. Но за те суммы, которые ты отдашь за формальное образование, можно завалить всю квартиру книгами. Например, курсы Executive MBA в Сколково стоят 95000 евро . На эти деньги можно составить стопку из 13700 книг высотой 274 метра — примерно до половины Останкинской башни .

Итак, с чего начать свое самообразование и как сделать его эффективным?

Твой план

1. Учи албанский английский

Большинство новых идей появляются сначала именно на английском. И не потому, что в англоязычных странах живут самые продвинутые люди (хотя во многом это и так), но и потому, что этот язык стал современной латынью — будь ты швед, израильтянин или китаец, если ты претендуешь на участие в международном обсуждении интересной тебе темы, ты будешь писать по-английски. Универсальным языком интернета является английский, и шансы найти ответы на вопросы на английском гораздо больше, чем на русском или любом другом языке.

Еще один повод учить английский — русские переводы зачастую ужасны. Говорю не потому, что мог бы сделать лучше, а потому, что эту работу действительно сложно сделать хорошо. Для большинства терминов в менеджменте русские переводы еще не устоялись, и специалисты просто пользуются англицизмами. На слух к этому еще можно привыкнуть, а вот на письме это выглядит душераздирающе.

4. Используй скрытые временные резервы для самообразования

Если ты ездишь на метро, значит, твой формат — печатный текст и видео , а в твоем расписании только что появился лишний час-два на саморавзитие.

Если ты занимаешься бегом, прогуливаешь собаку, ездишь на работу на машине, то твой формат — подкасты и аудиокниги . Возьми за правило использовать время в транспорте и на прогулках/пробежках на самообразование.

5. Найди источники периодики

  • Используй списки, составленные другими. Иди по чужим следам — ищи в интернете готовые списки источников. Например:
  • Настрой доставку знаний на дом. Подписывайся на блоги или используй программы для подписки на блоги:
  • Периодически проводи техобслуживание информационных источников. Чем дальше, тем больше источников ты будешь использовать и тем сложнее будет выбрать самое нужное. Поэтому периодически наводи в них порядок: удаляй лишнее и добавляй новое в соответствии со своими изменившимися потребностями.

6. Google it / Спроси у Яндекса

Самообразование может принимать множество форм — любую проблему можно превратить в шанс чему-то научиться. Никогда не садись за решение новой проблемы, не проведя хотя бы поверхностного поиска решения в интернете. Да, изобретение велосипеда может стать интересным занятием, но умные люди стараются учиться на чужих ошибках, а не на своих.

11. Применяй!

Ученые доказали, что применение знания — обязательный этап усвоения информации и непреложное условие роста компетентности . Поскольку твоя программа самообразования настроена под твои нужды, проблем с немедленным применением твоих новых знаний возникнуть не должно.

Знаний вокруг слишком много. Мы пытаемся запомнить множество пустых сведений, переживаем, что чего-то еще не охватили. Но если знания не нужны и вы к ним редко обращаетесь , они быстро забываются.

Выберите главное

Нельзя учиться всему сразу, нужно делать выбор.

Как понять, какой интерес самый важный? Грег Маккеон в книге «Эссенциализм» дает два радикальных совета. Во-первых, если нельзя сказать однозначное «да», то скажите однозначное «нет».

Во-вторых, используйте строгие и явные критерии. Для нового занятия выберите три оптимальных критерия, значимых для вашей жизни: например, оно должно поднимать вашу самооценку, доставлять удовольствие и приносить деньги. Чем больше критериев захватывает новая практика, тем ценнее она для вас.

Оцените практику

Выбрав занятие, выясните, чего можете в нем добиться. Узнайте, насколько развита сама практика: есть ли у нее четкие критерии успеха и провала, работают ли в ней эксперты и разрабатывают ли они собственные техники обучения? Если практика закрепилась в обществе, то вы будете ясно видеть, куда движетесь. Если четкости нет, то развиваться будет гораздо сложнее.

Поставьте конкретную цель

Нельзя просто «учиться бегать» или «говорить по-английски». Лучше превратить свое самообразование в проект с конкретными задачами, чтобы было понятно, когда вы достигните цели. Представьте, чего хотите достичь и чего реально можете добиться в заданные сроки. Не пытайтесь «хорошо разобраться грамматике», а выберите 10 самых важных тем, найдите для них как можно больше упражнений и составьте для себя финальный тест. Определите сроки: 3 месяца. Дедлайн должен быть четким.

Выстройте кругозор

Лучшее решение для саморазвития - выстроить кругозор вокруг проекта. Если учите английскую грамматику, читайте комиксы, слушайте подкасты об истории языка, сходите на лекцию по лингвистике. Если нужно подготовиться к полумарафону, смотрите документалки про известных бегунов, читайте спортивные журналы, узнайте национальный и мировой рекорд для дистанции. Кругозор поможет проекту и наметит пути к новым темам.

Но если полностью подчинить кругозор проекту, то получится не кругозор, а специализация. Поэтому лучше освободить немного времени от любого рода планов, пусть это будет открытое пространство для мимолетных интересов: случайных книг, видеоигр, лекций и чего угодно, кроме бега и грамматики.


Как организовать рабочее место

Рабочее место должно мотивировать на обучение. Лучший способ зарядить его энергией - использовать эффект прайминга. Он уже давно используется в маркетинге: образы из окружающей среды влияют на нас даже тогда, когда мы их не осознаем. Значит, если повесить над рабочим столом мотивирующие работы, постеры или схемы, то они проникнут внутрь учебного процесса без сознательных усилий. Выбирайте образы, которые быстро считываются. Сложные схемы вроде географических карт или бесконечных списков действуют слабее: их нужно анализировать.

Откажитесь от портретов мертвых гениев - нас мотивируют не их стрижки, а истории успеха. Лучше используйте вдохновляющие образцы мастерства: небольшой абзац хорошего писателя, яркий коллаж, фото любимого атлета на финише.

Думайте не только о рабочем месте, но и о рабочей среде. В нее входят любые локации, где можно заниматься. Главный критерий - подходящая для самообучения атмосфера. Местные стадионы, набережные, тайные тропинки в парках для отработки бегового шага - или любимые кафе, библиотеки, музеи для занятий английским. Создайте свою сеть самообучения. Когда дома слишком уныло, или наоборот, до дома слишком далеко, именно рабочая среда поддержит мотивацию.

Как работать с информацией

Начинайте с любого места

Регулируйте масштаб, меняйте скорости

Любое упражнение и любое произведение можно прорабатывать подробно или поверхностно. К тому же вы можете менять скорость, с которой изучаете материал. Если застряли за чтением Фолкнера на английском, попробуйте ускориться: забудьте про детали и странные выражения, главное - дочитать. Мозг получит целостный образ рассказа, а в необычной лексике разберетесь, когда будете перечитывать.

Иногда наоборот, полезно зарыться в подробности или притормозить на сложном моменте. Оцените свою когнитивную нагрузку в данный момент и подберите оптимальный масштаб и скорость.

Защита мотивации: как не сорваться

Составьте расписание

Худший способ поддерживать мотивацию - работать на вдохновении. Оно непостоянно и неуправляемо. У книги Мейсона Карри «Режим гения» ужасное название, но замечательная идея: самые разные писатели, музыканты и архитекторы верили в великую силу расписания. Бегайте хотя бы по пятнадцать минут, но каждый день, и через год будете на совершенно другом уровне.

Есть много хитростей для правильного графика. Желательно работать в одно и то же время дня: тогда расписание войдет в привычку.

Ставьте перед собой не просто маленькие - минимальные цели. Такие, которых можно достигнуть, практически не напрягаясь. Этот подход избавляет от самобичевания: не думайте, что вы что-то не смогли и не успели, даже маленький успех - это успех.

Наконец, среди этих небольших задач всегда выделяйте три, которые достаточно выполнить, чтобы в конце дня заснуть со спокойной душой.

Планируйте окончание и награду

Обязательства, которые вы берете перед собой, давят, и их нужно уравновешивать безответственным отдыхом. Всегда обозначайте, когда именно - до минуты - вы закончите. Бихевиористы отчасти правы: мы все лабораторные мыши в поисках позитивного подкрепления . Когда заканчиваете занятие, наградите себя чашкой кофе, прогулкой или интересной книжкой. Награда должна приносить простое удовольствие. Нельзя награждать себя чем-то полезным и ответственным: я час учил английский, а теперь награжу себя интервальной пробежкой - сорветесь через пару дней. Отдых должен расслаблять.

Даже если пропускаете - не бросайте

Перфекционизм уничтожает хорошие привычки. Самое страшное при самообучении - бросить всё, потому что пропустил один раз. Гораздо полезнее принимать себя со всеми своими пропусками. Лучше выполнить 30 % поставленных задач, чем не сделать ничего.

Не ведите долговую книгу провалов. Не пытайтесь компенсировать пропущенную тренировку в четверг двумя-тремя тренировками в выходные. Чем больше обязательств, тем сложнее их выполнить. Продолжайте делать то, что можете. И всегда помните о минимальных целях.

Подготовьтесь к препятствиям

Большинство препятствий, которые расстраивают расписание, можно легко предвидеть. Если у вас пробежки три раза в неделю и предстоит загородная поездка, заранее продумайте тренировку в новых условиях. Если у вас экзамен по микроэкономике, уменьшите время на английскую грамматику до 10 минут в день.

Найдите своих людей

Учиться в одиночку трудно. Даже если вы сами настроите учебный процесс, всё равно будет нужен взгляд со стороны.

Без критики любой человек скатывается к искажениям, замедляющим обучение. Кроме того, когда мотивация идет только изнутри, любые личные проблемы угрожают саморазвитию.

Найдите людей, которые тоже увлекаются бегом или английским. Начните с любительских форумов. Вы поймете, как принято разговаривать о беге, какие проблемы бывают у спортсменов. Завязывайте знакомства, ищите союзников и, главное, определите, кто лучше всего разбирается в беге. Самые полезные друзья по самообучению - это эксперты, готовые делиться опытом. Обратите внимание на других самоучек, солидарность может сыграть вам на руку.

Ищите баланс когнитивной нагрузки

Следите за собственной когнитивной нагрузкой. С одной стороны, должно быть достаточно тяжело, чтобы не застрять на одном уровне. С другой - перегрузка снижает мотивацию и может сорвать весь процесс. Найдите свой баланс, подходящий вашему расписанию и среде обучения.

Ваши цели - вне зоны комфорта

Раз за разом повторяя неправильные глаголы, вы привыкаете, вам становится всё спокойнее и приятнее, и выходить из зоны комфорта не хочется. Но если не преодолеть границы комфорта, развитие навыка может остановиться.

В то же время нельзя одним сверхусилием через них перескакивать. Двигаться нужно постепенно. Попробуйте неправильные глаголы в разных условных предложениях, потом постепенно переходите к условным конструкциям смешанного типа. Ставьте маленькие цели за границами комфортной зоны.

Как использовать обратную связь, чтобы учиться быстрее

Тестируйте себя

Без обратной связи человек не способен развиваться в выбранном деле. При самообучении обратной связи не хватает больше всего. Она не обязательно должна исходить от эксперта, иногда вы сами можете себя оценить. Танцоры и актеры используют для фидбека зеркала. С английской грамматикой самый действенный способ - постоянно тестировать себя. Прочитали новый параграф - и сразу готовите список вопросов с однозначными ответами, которые легко можно проверить. Проходите свой тест, отмечаете ошибки. Меняете вопросы местами и через некоторое время снова проверяете себя. В своем онлайн-курсе Learning how to learn Барбара Оакли приводит множество таких методов; на русском языке есть ее книга «Думай как математик».

Чем быстрее фидбек, тем лучше

Психолог Андерс Эриксон, исследуя профессионалов в разных областях, пришел к выводу: чем быстрее человек получает фидбек, тем лучше он усваивает материал. Чем больше интервал между практикой и ее оценкой, тем медленнее мы развиваемся.

Учите другого

Когда обучаешь другого человека, испытываешь перед ним больше ответственности, чем перед собой. Поставьте себе цель рассказать другу, зачем во время бега менять длину шага и как это делать правильно. Вы будете тщательнее готовиться, возиться с материалом, искать более понятные аргументы.


Ищите разных экспертов

Конечно, самый простой способ учиться - это периодически обращаться к экспертам. Даже если у вас нет денег на хороших репетиторов, ничто не мешает вам следить за публичной деятельностью экспертов: блогами, выступлениями, бесплатными мастер-классами. Составьте карту специалистов по английскому языку, чтобы знать, кому задавать важные вопросы. Помните, что лучший фидбек дают те, кто успешно занимается делом и умеет хорошо объяснять. И никогда не полагайтесь на одного эксперта, даже если он очень нравится.

Найдите тренера, поймите его критерии

Изредка можно встретить эксперта, который хорошо объясняет и готов передавать опыт на удобных для вас условиях. То есть он может стать вашим «тренером» или «мастером» в средневековом смысле слова. Социолог Пьер Бурдье считал обучение у такого мэтра более продуктивным, чем формальное образование.

Но замыкать свое образование на одном человеке опасно: можно быстро потерять автономию. В случае с экспертом-тренером основная цель - усвоить его критерии оценки. Тогда со временем можно продолжить без него. Главный риск в таком случае - это личные отношения, которые могут помешать учиться, поэтому общаться с обычными экспертами проще, чем с тренерами.

Как следить за своим прогрессом

Документируйте процесс

Ведите дневник, чтобы следить за своим продвижением. Недостаток дневника в том, что он быстро превращается в дополнительное обязательство, которое хочется бросить. Поэтому эссенциалист Маккеон предлагает не писать в дневнике много. Просто придумайте заголовок для прошедшего дня и опишите свои достижения одной фразой. Такой минималистский дневник не требует ментальной энергии и фиксирует главные моменты в обучении.

У дизайнеров есть свой формат документации - скетчбук. Это блокнот или небольшой альбом для записей, набросков, коллажей и экспериментов. Если вы работаете с визуальным материалом, например исследуете техники бега известных атлетов, то скетчбук подойдет идеально. Бег вообще легко документировать: существует целый рынок приложений для бегунов. Они собирают все данные о тренировках и даже делают рекомендации.

Повесьте над своим рабочим местом фото с соревнований или ваши тексты на английском - они будут напоминать о ярких прорывах или о самых интересных ошибках.

Анализируйте свои прошлые работы

Прошлые достижения - не просто память. Без них вы не поймете свои образовательные привычки здесь и сейчас и не сможете их изменить. Перечитывайте дневник, просматривайте старые работы и статистику в приложениях; ищите закономерности.

Вы узнаете, с какими материалами по грамматике вам было проще работать и на каких маршрутах вы бегали быстрее.

Собирайте свои идеи

Идеи возникают в любое время в любом месте. Как только мысль вспыхнула, запишите ее в телефон или блокнот - туда, куда постоянно заглядываете. Большая часть идей будет бесполезной: либо банальными, либо трудоемкими, либо фантастическими. Но изредка будут появляться оригинальные и выполнимые решения, ради них и ведите записи. Кроме того, накопленные идеи покажут, как работает ваше творческое сознание.

Изучайте свои ошибки

Ошибки говорят об учебном процессе больше, чем идеи. Идеи редко воплощаются в реальность, а ошибки всегда проявляются на практике. Чаще всего они отражают особенности вашего подхода к обучению. Мы повторяем их постоянно. Не делать одну и ту же ошибку дважды - утопия и штамп для бизнес-литературы. Поэтому коллекционируйте и изучайте свои промахи.

Опыт - это ошибки. Именно ошибки задают границу комфортной зоны, именно они определяют баланс когнитивной нагрузки. Если хотите расти над собой - делайте ошибки быстрее.

Для начала запоминаем, что главный источник знаний - это люди. Люди пишут книги, посты, выступают на конференциях, делают презентации и видеоролики. Поэтому для погружения в любую интересующую нам тему нам нужно составить список людей, кто знает то, чего не знаем мы.

Начинаем с формулировки 3-5 ключевых слов, связанных с тем, что нам интересно. Помним, что по-русски и по-английски могут быть разные формулировки одного и того же явления. Сначала используем общие словари, потом - профессиональные.

Идем на . Набираем по очереди ключевые слова. Выписываем на страницу «Кто изучает эту тему» фамилии попадающихся авторов. Сохраняем в отдельный список «Планирую просмотреть» названия книг, указывая обязательно год выпуска.

Если тема исследовательская - идем на , забиваем в поисковик ключевые слова (лучше на английском) и уже найденные фамилии. Сохраняем в список «Планирую просмотреть» названия статей и ссылки на них.

Если тема профессиональная - идем просто в гугл, набираем в поисковике ключевые слова и уже найденые фамилии. Выписываем новые имена, которые встречаются на пути, сохраняем ссылки на посты, которые кажутся релевантными (по заголовку).

В простом гугле задаем «ключевые слова +конференция», «ключевые слова +conference». Находим тематические конференции, программы, презентации. А это значит, что там есть список участников. Презентации и видеоролики выступлений часто тоже выкладывают. Имена - в список имен, ссылки на выступления - в список «Планирую просмотреть».

Расставляем приоритеты крутости. Поднимаем в списке имен тех, на кого часто ссылаются.

Лакируем все это поиском в гугле «ключевое слово +courses», «ключевое слово +вебинар». Находим дистанционные и очные курсы, связанные с темой интереса. Выписываем их в список «Планирую просмотреть».

Перед вами окажется навигация по людям, которые разбирается в том, что вас интересует. Теперь можно читать посты, статьи, книги, смотреть презентации и видеоролики, записываться на участие в вебинарах и курсах. Погрузились немного в тему?

Напишите топовым людям в вашем списке: в комментариях к их блогу, по электронной почте. Задайте те вопросы, которые остались неосвещенными в материалах, изученных вами. Есть большие шансы, что вам ответят.