Что значит бобылем. Что такое бобыль: значение слова

Фраза «жить бобылем» сегодня используется для обозначения холостых мужчин, которые не стремятся к женитьбе и созданию семью. А кто есть этот самый бобыль?

Этимология

С XV до XVIII века бобылями в Русском государстве называли конкретное сословие. В него входили одинокие крестьяне без земельного участка. Таких людей еще именовали «нетяглые» - они освобождались от налога на землю. По мнение летописцев, слово «бобыль» - это адаптированная версия шведского термина boabyle, обозначающего наемного рабочего. Это не единственная трактовка исторического явления. Есть также латышские и румынские версии со значением «лентяй» и «батрак».

Кому на Руси жить хорошо?

С середины XV столетия на русских землях появились бобыли - люди, подписавшие «бобыльскую оброчную запись». Этот документ лишал написавшего человека прав и вверял ему массу обязанностей, выполняя который он получал еду и хоть какую-то одежду. Следовательно, бобылями являлись очень бедные люди, которые практически нанимались в рабство.

Бобыли обитали как в сельской местности, так и в городах. Представители этого сословия занимались земельными работами по найму, не брезгуя мелкой торговлей и ремеслом. Бобыли часто жили при монастырях, где обрабатывали церковные наделы. Чтобы пользоваться чужой землей в своих целях, им приходилось платить владельцу надела специальный налог - бобыльщину.

Хронология событий

Первое летописное упоминание бобылей датируется 1500 года. Основное рабочее население русских земель относилось к ним с презрением - их считали тунеядцами и гуляками. Такое мнение было вызвано в первую очередь тем, что бобылям делали налоговую «скидку». До 1679 года они отрабатывали только половину стандартного набора повинностей (тягла).

В конце XVII века бобылей и бобылок (бедных вдов), у которых в собственности имелся личный двор, приравняли по размеру тягла к обычным крестьянам. Данная мера оказалась действенной: в 1718 году сословие бобылей стало полноценной часть крестьянской общины.

Не имеющий земельного надела (бестягольный , нетяглый , то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей .

В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек .

История сословия

Со 2-й половины XV в. появились частновладельческие сельские и городские бобыли , занимавшиеся земледелием , ремеслом , мелкой торговлей или работавшие по найму. Бобыли платили владельцу земли оброк - бобыльщину. Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 г. С 1631-32 бобыли стали привлекаться к несению тягла , но в половинном размере по сравнению с крестьянами. По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли , жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 г. бобыли слились с крестьянами.

Особенности сословия бобылей в Башкирии

В волостях Башкиро-мещерякского войска бобыли сохранились как сословие и после введения подушной подати. Особенность заключалась с одной стороны, в том, что они в отличие от других сословий (тептярей) жили не оформляя правоустанавливающих документов («явочным порядком»). Состояли преимущественно из представителей финно-угорских народов края (марийцы , мордва , удмурты), встречались и башкиры , чуваши и татары . Среди последних был распространен переход в служилое сословие тептярей . Первоначально платили ясак , не имевший фиксированных размеров. В 1747 году бобыльский и тептярский ясаки были заменены подушной податью в размере 80 коп., после чего в документах упоминается сословие «тептяри и бобыли», существовавшее c некоторыми реорганизациями до 1866 года. В 1855 году тептяри и бобыли были присоединены к военно-служилым сословиям Башкиро-мещерякского войска. После упразднения Башкирского войска больше в документах не упоминаются.

Напишите отзыв о статье "Бобыль"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Отрывок, характеризующий Бобыль

– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.

Фразеологический словарь русского языка

Бобыль

Жить бобылем - об одиноком, бессемейном человеке

Словарь Ефремовой

Бобыль

  1. м.
    1. Безземельный крестьянин (в Российском государстве до 1917 г.).
    2. разг. Одинокий, бессемейный человек.

Словарь Ушакова

Бобыль

бобы ль , бобыля, муж. (обл. ). Бедный, безземельный, бездомный, одинокий крестьянин. Живет бобылем. Остался бобыль-бобылем.

Словарь Ожегова

БОБЫ ЛЬ, я, м.

1. Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный (устар.).

2. перен. Одинокий бессемейный человек (разг.). Жить бобылём.

| ж. бобылка, и.

| прил. бобыльский, ая, ое.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Бобыль

, я , м.

1. Бедный безземельный крестьянин.

* В тот же день он [Чертопханов] нанял надежного сторожа из бестягольных бобылей . // Тургенев. Записки охотника // *

2. Одинокий, бессемейный человек (разг. ),

* И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе . // Тургенев. Муму // *

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Бобыль

Юридическо-бытовой термин, означающий по большей части одинокого и вообще не имеющего надела крестьянина. В Западных губерниях Б., или "кутниками" (собственно контниками, от польского kątnik, от kąt - угол), назывался особый разряд государственных крестьян, к которому принадлежали крестьяне безземельные, бездомные, которые по бедности своей, несмотря даже на некоторое пособие от правительства, заключавшееся в выдаче известных ссуд для первоначального обзаведения и хозяйства, не могли поступить в высшие разряды, установленные по люстрации (см. это сл.). Наше законодательство (Св. Зак., т. VIII, ч. 1. Устав об управлении казенных населенных имений в Западных и Прибалтийских губерниях, прилож. к ст. 9, пп. 82-90) указывает на необходимость уменьшения по возможности числа Б. путем выдачи вышеуказанного пособия, а также предназначая земли для будущего наделения их в случае поступления в число оседлых хозяев и оставляя до этого перехода такие земли в числе запасных, отдаваемых на оброк. Равным образом на тот случай, если для водворения Б. и наделении их землею не окажется при имении достаточного количества угодий, установлено, что недостаток этот должен быть отвращен посредством уравнения, наделения и переселения крестьян согласно правилам, постановленным об этом в учреждении палат государственных имуществ (Общ. губ. учр., ст. 1934-1939). В том же уставе, кроме того, указаны правила о временном пребывании Б. в других селениях для наемных работ и порядок записи по платежу государственных податей, земских повинностей и мирских расходов. О наделении землею бобылей и батраков в помещичьих имениях северо-западных губ. см. Надел. О Б. губ. Оренбургской, Самарской, Вятской и Пермской - см. Тептяри.

Пожалуй, мало кто из молодого поколения сможет объяснить или хотя бы догадаться, что такое бобыль. Слово выпало из повседневного языка. Люди постарше связывают этот термин в основном с понятием «холостяк», но его значение гораздо шире.

Неоднозначный термин

Слово имеет Это захребетник и батрак, поденщик и издольщик, работник и холостяк, а также одиночка, неженатик, не оседлый, не хозяин, даже монах и пролетарий. Обобщая все синонимы, можно так ответить на вопрос о том, что такое бобыль. Это человек, не имеющий ни кола ни двора. Само собой, жены тоже нет. Холостяк - не совсем точный синоним. Термин «бобыль» имеет более трагическую окраску. Это в первую очередь человек не просто одинокий, а, скорее, никому не нужный и не интересный, обездоленный и нищий (богатые часто могут купить интерес к себе), глубоко несчастный в преклонном возрасте, когда уже ничто не может улучшить его судьбу.

Отображение темы в литературе и искусстве

Такого человека нарисовал В. Г. Перов. Небольшая картина так и называется «Гитарист-бобыль». У этого обездоленного человека нет никаких иллюзий и надежд. Убогий, с остановившимся взглядом, придавленный жизнью человек, он на этом свете никому не нужен. На нем пусть поношенные, но сапоги и кожух, он может позволить себе какое-то вино, он музицирует. И все равно его безумно жаль. И далеко не одно произведение посвящено отверженным людям. У Сергея Есенина есть щемящий душу рассказ «Бобыль и Дружок». Поклонникам творчества знакома «Песня бобыля» из его репертуара, которая начинается словами «Ни кола ни двора».

Сословная принадлежность

Так что такое бобыль? Жалкий одинокий человек? И это тоже. Но данный термин, уходящий корнями в далекое прошлое (первое упоминание относится к 1500 году), обозначает определенную разновидность крестьян. Каморниками, бобылями, холупниками, кутниками называли безземельных или малоземельных представителей этого сословия. Из-за абсолютной бедности бобыли должны были наниматься к хозяину за прокорм. Эти люди были настолько бедны, что одно время даже не облагались налогом и так и назывались - бестягольные, нетягловые. Но уже с 1631 года бобыли, имевшие свой двор, стали привлекаться к определенным денежным и трудовым повинностям. А с 1679-го такие бобыли стали облагаться тяглом и, таким образом, сравнялись с крестьянами. В этом случае на вопрос о том, что такое бобыль, можно ответить следующим образом: что это человек, вынужденный заниматься наемным трудом.

По одной из версий, первые бобыли появились в конце XV века в Москве. Этим термином называли слуг по договору. Положение у них было гораздо хуже, чем у людей, находящихся в кабальной зависимости от хозяина, потому что бобыль поступал в услужение к хозяину, лишался всяких прав, да к тому же еще был обязан платить какие-то подати (чаще всего это был налог на выкуп, плата за свою свободу). При полном отсутствии денег и невозможности их заработать хуже и придумать нельзя.

Гол как сокол

Сколько бы ни было толкований слова, суть одна: те, кого называли бобылями, были беднейшими на Руси людьми. Как уже отмечалось выше, впервые данный термин появился в первой половине XVI века. Московские писцы стали употреблять это слово наряду с "поземщиками" и "непашенными людьми". Под всеми этими названиями подразумеваются люди, не имеющие своих земель. Ими были ремесленники и промышленные люди: кузнецы и швецы, калачники, сапожники, пастухи. К ним в некоторых переписях относят земских дьячков и кабатчиков. К бобылкам причисляют и бедных вдов.

Налоги платят все

Как уже отмечалось, те, кого называли бобылями, облагались налогами, как и крестьяне, как и все на Руси. Они платили и ямские, и приметные податей), но налоги с них взимались иначе. Если с крестьян подати брали по сохам (единица податного обложения на Руси с XIII по XVII век), то с бобылей и непашенных людей брали по животам, промыслам и дворам. Так, по «Сотной» (писцовая, или учетная книга) 1627 года с крестьян подати брали по пашне и угодью, с бобылей - по промыслам и по животам. В этих книгах значение слова "бобыль" - юридический термин, определяющий, к какому сословию относится человек, с которого взимают подати.

Темные пятна в истории

И тут, естественно, возникает вопрос о том, почему ясные и понятные термины «поземщики» или «непашенные люди» в XVI веке стали заменятся малопонятным словом «бобыль». Здесь много неясного, и нигде в документах не указано, почему так произошло. «Непашенные люди» в большинстве своем не были одиночками, они имели семьи, иногда были состоятельнее крестьян, чего никогда не наблюдалось за бобылями. Городские представители этой группы шли в услужение, но и крестьяне-бобыли ничего не имели. Они если и брали землю в наем, то только для обработки, но никогда не ставили на ней дворов. Чаще всего бобыли-крестьяне жили при монастырях, опять-таки обрабатывали чужую землю и еще платили какие-то подати. Надо сказать, что с появлением в XVII веке барщины и прикрепления крестьян теперь уже последние полностью сравнялись в бесправии с бобылями.

Далекое и забытое

Чтобы стать бобылем, надо было написать «бобыльскую оброчную запись», по которой человек лишался прав и за еду и какую-то одежду получал только обязанности. На такие условия соглашались только очень бедные люди, ведь фактически они нанимались в рабство. И в этом случае значение слова "бобыль" полностью совпадает со значением слова "пролетарий": им обоим нечего терять, кроме своих цепей.

Действительно, бобыль - термин, имеющий не одно значение, если вникать в суть вопроса. Для современного поколения, стремящегося к абсолютной свободе, диким кажется даже слово "холостяк", какой уж там бобыль. Это если рассматривать термин в данном значении. А на вопрос о том, как одним словом называется крестьянин, не имеющий земельного надела, ответят совсем немногие.

Интересно, что этимология термина тоже не ясна. Вариантов много, но более правдоподобным кажется тот, который связывает с «бобами» - символом глубокой нищеты. «Остаться на бобах» - лишиться всего.

В современном лексиконе понятие бобыль встречается редко и ассоциируется в основном с холостяцкой жизнью. Тогда почему веет от него такой грустью, тоской и безысходностью? В действительности бобыль — это не только холостяк. Настоящее значение слова утрачено за ненадобностью. Ведь времена бобыльщины, к счастью, прошли, остались в далеком прошлом.

Происхождение слова «бобыль»

Понятие это настолько древнее, что лингвисты так и не смогли установить его точную этимологию.

Самая простая, она же наиболее вероятная версия происхождения соотносит слово «бобыль» с обычными бобами — пищей для бедняков. Но даже на такой паек нужно было заработать. Отсюда второй вариант: шведским словом boabyle в старину называли наемных работников, готовых на самый тяжкий труд за еду или одежду. Понятно, что ни крова, ни семьи у них не было, и большинство вели нищенское существование.

В любом случае бобыли появились на Руси в далеком XV веке, о чем свидетельствуют летописи, и судьбе этих людей можно только посочувствовать.

Кому на Руси жилось хуже всех? Конечно, бобылям

Были на Руси крестьяне с клочком земли и избушкой, которые хоть и платили оброк (тягло), но жили более или менее сносно. А были люди бестягольные или безземельные, влачившие нищенское существование, настолько бедные, что взять с них было нечего, и налогом они не облагались. Так появилось понятие бобыль — это человек, у которого ни кола, ни двора, ни перспектив.

Чтобы не умереть с голоду, они нанимались на разного роды работы. В сельской местности занимались земледелием, в городах ремеслом. Собственного жилья они не имели, ночевали в богадельнях. Своим работодателям они платили особый вид оброка — бобыльщину, но, что справедливо, ее размеры были вполовину меньше того, что отдавали хозяевам обычные крестьяне.

Если наемный рабочий обзаводился собственным двором, он начинал нести полноценную денежную повинность и переставал считаться бобылем. Это в корне меняло отношение к человеку, ведь тех, кто имел «налоговую скидку», в народе недолюбливали. Тогда же бобылками называли бедных женщин, в основном вдов. Они перебивались случайным заработком и коротали жизнь на задворках. Если у такой женщины был ребенок, его звали бобыленком. Так было в старину.

В начале XVIII века сословие бобылей полностью слилось с крестьянством. Этот термин исчез из летописей, но остался в обращении со своим печальным значением. Бобылями продолжали называть людей неимущих, потерянных, никому не нужных. И конечно, сословие изгоев не осталось без внимания людей искусства.

Бобыли на холсте, в стихах и прозе

Люди творческие неравнодушны ко всему происходящему, например, знаменитый русский художник Василий Перов большинство своих полотен посвятил простым людям. Одним из таких произведений искусства стала до боли реалистичная картина «Гитарист-бобыль». Образ одинокого мужчины, созданный живописцем в далеком 1865 году, навевает бессмертные строки из песни Высоцкого: «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная...», ведь человеку на картине ничего не остается, как пить горькую и смотреть на мир потухшим взглядом.

Сергей Есенин посвятил своей сестре Екатерине замечательный рассказ «Бобыль и Дружок», который написал в 1917 году. Здесь описывается настоящая дружба одинокого человека и пса, история простая, но удивительно проникновенная.

Кстати, в революционно настроенной России появилось еще одно значение слова «бобыль»: так стали называть представителей пролетариата, которым нечего было терять, кроме своих цепей.

В 1941 году Борис Пастернак написал стихотворение «Бобыль», в котором передал собственные чувства: страдание, неопределенность и одиночество. К началу войны знаменитому поэту исполнился 51 год, и он очень переживал, что в силу возраста его не взяли на фронт.

Так представляли бобылей великие писатели, поэты и живописцы, однако в наши дни главными синонимами этого слова остаются «одиночка» и «холостяк», а понятие бедности осталось в прошлом.

Знаменитые бобыли наших дней

Живет бобылем — так сегодня говорят о холостых мужчинах независимо от их социального положения. Иногда речь идет о людях далеко не бедных, но по каким-то причинам не желающих связывать себя брачными узами, например:

  • Павел Дуров: один из создателей соцсети «ВКонтакте», долларовый миллиардер;
  • Лоренцо Боргезе: 45-летний итальянский принц, безуспешно пытавшийся найти спутницу жизни даже на ТВ-шоу «Принцы ищут жен»;
  • Ян Кум: программист украинского происхождения, один из основателей Whatsapp, человек, чье состояние оценивается в 1 млрд долларов;
  • Зак Эфрон: популярный голливудский актер с богатой фильмографией и миллионным годовым заработком.

Современные бобыли — это необязательно те, кому некуда девать деньги. Однако термин закрепился именно за неженатыми мужчинами, а нищих и бездомных сегодня называют бомжами. Вот они как раз заслуживают жалости и сострадания.