Она не водит за собою. Анализ стихотворения она не гордой красотою лермонтова

Сочинение

По характеру дарования М.Ю.Лермонтов, как и А.С.Пушкин, был прежде всего поэтом-лириком. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания Лермонтова, факты личной биографии и «биографии» его современников.
Основная особенность лермонтовской лирики – ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источник трагического бунтарства – конфликт свободной личности в несвободном мире. Лермонтов не мог найти ни в поколении своем, ни в обществе, ни даже в любви опоры идеалам. Поэтому в стихах Лермонтова неизменно звучит тема несостоявшейся любви.
Любовь, по Лермонтову, – чувство, которое рождается вместе с человеком и по накалу несопоставимое ни с каким другим. В стихотворении «1831-го, июня 11 дня» есть примечательные строки:
Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! – любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
При такой силе и напряженности чувств любовь поэта не могла не принести ему страданий, не могла не быть безответной, потому что соответствовать порывам его души было почти невозможно. Лермонтову трагически недоставало взаимности. Он не мог найти родственную душу.
В одном из ранних стихотворений «Она не гордой красотою…» поэт создал идеальный образ возлюбленной. Произведение условно можно разделить на две смысловые части. В первой перечисляются те качества внешности, которых у любимой женщины нет:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини,
И грудь волною не встает…
Нагнетание отрицаний в описании облика героини сразу заставляет вспомнить строки из «Евгения Онегина» Пушкина, посвященные Татьяне Лариной. Лермонтов использует тот же прием контраста: неяркая внешность – внутренняя красота. Поэту важно показать, что возлюбленная – реальная, земная женщина. Она не вызывает псевдоромантических бурных восторгов, не становится идолом:
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
В этом плане интересен и эпитет, с которого начинается стихотворение. Героиня «прельщает» «не гордой красотой». «Гордая красота» - значит «недоступная». Возлюбленной поэта противопоставлены те высокомерные холодные красавицы, которые позволяют себя любить, но сами не способны на глубокие ответные чувства.
Вторая часть стихотворения повествует об истинных достоинствах женщины. Противительные союзы и повторы указательных местоимений подчеркивают те качества, совокупность которых придает женщине неповторимое очарование:
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Антитеза «гордая красота» - «чудная простота» - выражает главную мысль стихотворения: только естественное, не пораженное тщеславием создание может вызвать искреннюю и чистую любовь. Но это чувство в «холодном» мире расчета, фальши и лицемерия приходится таить от завистников и недоброжелателей.
В цикле стихотворений, обращенных к Наталии Ивановой, Лермонтов продолжает развивать мотив любви, соединенной с протестом против окружающей пошлости. В душе любимой поэт ищет готовности противостоять презренной «толпе». Разуверившись в способности возлюбленной выдержать нравственные испытания, Лермонтов обрывает мучительный для него роман. Он пишет стихотворение «Я не унижусь пред тобою…», в котором решительно объявляет о разрыве:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Стихотворение наполнено упреками:
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
«Ангел» превратился в «демона», поэт разочаровался в той, которая так «нежно обещала» стать для него вдохновением, вечной музой. В стихотворении поэт не воссоздает портрет возлюбленной. Он только с горечью восклицает:
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам…
На первый план выступает нравственная проблема обмана, измены. Возлюбленная способна нарушить клятвы, причинить зло. Горький риторический вопрос завершает стихотворение. В этих строчках появляется последний, «страшный» штрих в нравственном облике когда-то любимой женщины:
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?..
Почти во всех последующих стихотворениях Лермонтов продолжает создавать образ возлюбленной, обманувшей надежды, отвергнувшей «навек» чувство, вызвавшей «горечь слез», подарившей «отраву поцелуя». Поэт обнажает раны своего сердца, нанесенные «волшебными глазами». Самым выдающимся образцом русской любовной лирики стало стихотворение «Нищий». В нем возлюбленная соединяет бессердечность с жестокостью. Ее образ получил поэтически емкое воплощение:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Итак, тоску, чувство одиночества – вот что в стихах Лермонтова о любви переживает лирический герой. Возлюбленная тяжко ранит его чуткое сердце. Поэт ищет, но не находит земного, человеческого счастья и в одном из произведений сделал горькое обобщение: «Любовь не красит жизнь мою…»

Недавно мы переводили сонет №130 Шекспира. И каким близким по содержанию
оказалось стихотворение М.Ю.Лермонтова.

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее - не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

«ОНА НЕ ГОРДОЙ КРАСОТОЮ», стих. Л. (1832). Существует предположение (Н. Бродский), что в нем дана сравнит. характеристика В. А. Лопухиной и Н. Ф. Ивановой. Одухотворенный облик героини противопоставлен идеалу светской красавицы. Контрастность этих образов подчеркивается поэтич. структурой стиха - его антитетич. построением («Она не гордой красотою / Прельщает юношей живых.../ Однако все ее движенья, / Улыбки, речи и черты / Так полны жизни, вдохновенья, / Так полны чудной простоты...»). Стихи 9-12-й близки 125-130 стихам поэмы «Демон» (1838). Автограф - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «Саратов. листок», 1876, 1 янв., № 1. Датируется по положению в тетради.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Стихотворение «Она не гордой красотою» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1832 году. Оно принадлежит к любовной лирике поэта. Посвящено произведение Варваре Лопухиной, к которой долгое время Лермонтов испытывал очень нежные чувства.

Стихотворение можно разделить на две смысловых части. В первой поэт говорит о том, что женщина, о которой идет речь, имеет спокойную не яркую внешность. Лермонтов перечисляет те качества, которые, по его мнению, отсутствуют у лирической героини. У нее нет толпы поклонников и воздыхателей. Стан не является станом богини, и в ней никто не признает «своей святыни», и не клянется в любви. Вторая часть стихотворения противопоставляется первой. Внешняя красота женщины уходи на задний план, становится незначительной по сравнению с красотой ее души. Улыбки, жесты, открытость и простота героини делают ее настолько прекрасной, что вызывают восхищение автора.

В первой строке стихотворения можно встретить эпитет «гордой красотою». Скорее всего, здесь слово «гордой» синонимично слову «холодной». Прелестные внешне, но высокомерные красавицы не пленяли сердце молодого поэта. Однако героиня наделена красотою не внешней, а скорее внутренней. И эта красота настолько сильна, что «прельщает юношей живых», то есть молодых людей, для которых важен не внешний красивый облик, а женская доброта и «чудная простота».

Очень необычен конец произведения. Сердце автора не только «любит и страдает», но и стыдится любви. Что же заставляет Лермонтова стыдиться своих чувств? На момент написания произведения Варвара Лопухина состояла в браке, но с поэтом она всегда поддерживала тесные дружеские отношения. Женщина была первой читательницей произведений Лермонтова, многие из которых были посвящены ей. Однако стихотворение «Она не гордой красотою» при жизни молодой поэт никому не показывал, боясь скомпрометировать любимую женщину в глаз общественности. Впервые произведение было опубликовано уже после смерти его создателя. Конец стихотворения – это осознание невозможности быть рядом с той, которая так дорога поэту.

Таким образом, главная мысль произведения выражена в антитезе «гордая красота» - «чудная простота». Внешняя красота противопоставляется душевной, которая явля6ется наиболее значимой.

Анализ 2

Некоторые стихи обладают удивительной судьбой, и Она не гордой красотою.. – характерный тому пример. Оно написано Лермонтовым в раннем возрасте и посвящено Варваре Лопухиной, подруге детства, к которой он испытывал нежные чувства, на которые она отвечала взаимностью. Тем не менее, в итоге они не смогли соединиться полностью, и каждый имел собственный путь, поэтому поэт не публиковал стихотворение на протяжении длительного времени, вероятно, оно стало доступно общественности только после его гибели.

Стихотворение насыщенно нежными чувствами и искренностью, которую испытывал Лермонтов. Помимо этого оно довольно оригинальным образом описывает достоинства, которые являются не совсем характерными для женской красоты. В какой-то степени даже описывается и восхваляется отсутствие женской красоты в привычных рамках, но при этом внимание читателя акцентируется на некоторых других особенностях и деталях, которые, по мнению Лермонтова, тоже имеют высокую ценность.

Сначала Лермонтов довольно ясно заявляет об общем факте: «не гордой красотою», то есть действительно, красота в привычном понимании тут отсутствует и, соответственно, отсутствуют воздыхатели и поклонники. Далее рассматриваются довольно типичные особенности женской фигуры, которые нередко выступают как основные достоинства и считаются признаками красоты. Именно поэтому никто не считает эту девушку чем-то действительно возвышенным и достойным поклонения, ведь, как известно, для мужчин в целом поклонение женской красоте является вполне характерным поведением.

Лермонтов видит в собственной избраннице нечто другое, он отмечает детали, которые составляют столь привлекательный образ. Каждая, казалось бы, незначительная деталь, такая, к примеру, как речь или улыбка, наполнена вдохновеньем и удивительной простотой, которые и являются в действительности привлекательными. Такое простое и искреннее описание дополняется заключительными строками от Лермонтова, который анализирует собственное отношение и наблюдает за тем, как он страдает и даже немного стыдится собственного восхищения.

Этот пример любовной лирики является довольно легким и простым для восприятия, тем не менее, он действительно может в каком-то смысле быть эталонным для всех времен. В нем автор смещает акцент восхищения с описания внешней женской красоты и последовательно всех деталей облика, как часто делают поэты, к рассмотрению своего ощущения и внутреннего чувства, которое оно создает в поэте. Пресловутая внутренняя красота описывается тут невероятно точно и понятно именно так как может быть воспринимаема мужчиной.

Анализ стихотворения Она не гордой красотою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета

    Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.

    Изначально Державин хотел написать стихотворение На тленность, которое бы рассказывало о бренности этого мира, но он не смог воплотить собственный замысел, так как бренность призвала его. Поэтому от задуманного стиха осталось только начало

«Она не гордой красотою» Михаил Лермонтов

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Она не гордой красотою»

В жизни Михаила Лермонтова было несколько женщин, к которым он испытывал очень нежные и трепетные чувства. Одной из них являлась Варвара Лопухина, с которой поэт был знаком с самого детства. В 15 лет он был поставлен перед очень серьезным выбором, так как влюбился сразу в двух юных особ – Лопухину и Сушкову. Однако отдал предпочтение последней, хотя и понимал, что добиться ее взаимности будет совсем не просто.

Очень скоро Варвара Лопухина вышла замуж, и это известие разожгло в сердце поэта не только ревность, но и любовь. Удивительно то, что подруга детства испытывала к своему давнему воздыхателю не мене сильные чувства и готова была расторгнуть брак ради возможности разделить с Лермонтовым все печали и скорби совместной жизни. Однако поэт не принял такой жертвы и настоял на разрыве отношений. Тем не менее, молодые люди вели обширную переписку, и Варвара Лопухина была самой первой читательницей всех произведений поэта вплоть до его трагической гибели.

Правда, одно стихотворение она смогла увидеть лишь после смерти поэта. Лермонтов хранил его в отдельной тетради и не считал нужным публиковать, боясь скомпрометировать свою избранницу. Произведение «Она не гордой красотою», написанное в 1832 году, стало достоянием общественности спустя 15 лет. И ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано.

Примечательно, что поэту к тому времени едва минуло 18 лет, и по всем законам природы, он должен был увлекаться красотками и кокетками. Однако на фоне Варвары Лопухиной все они теряли свою привлекательность, потому что его избранница «не гордой красотой пленяет юношей живых». Воссоздавая по памяти образ любимой, Лермонтов отмечает, что она не может похвастаться ни станом богини, ни роскошным бюстом. За ней не ходят толпами поклонники и не признаются ей в любви, рассчитывая получить в награду хотя бы мимолетный взгляд. Тем не менее, эта женщина поражает воображение окружающих, так как ее «улыбки, речи и черты так полны жизни, вдохновенья, так полны чудной простоты». Отсутствие кокетства и наигранности, которые так раздражали Лермонтова, превращает Варвару Лопухину в глазах поэта чуть ли не в божество. И это чувство автору удается сохранить в своей душе на всю оставшуюся жизнь, хотя он и понимает, что никогда не сможет быть рядом с той, которая так дорога ему. Поэтому Лермонтов пишет, что «сердце любит и страдает, почти стыдясь любви своей», ставя жирный крест на взаимоотношениях с женщиной, которая могла бы сделать его по-настоящему счастливым.