Фразеологизмы и их употребление. Значение слова «потолок Достичь потолка значение фразеологизма

Достигнуть потолка Разг. Исчерпать все возможности. Многие актрисы естественны, правдивы, но… уже достигли своего потолка, всё последующее идёт на поворотах (Т. Александрова. Наталья Гундарева: в гриме и без грима).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Достигнуть потолка" в других словарях:

    Разг. Исчерпать все возможности. Многие актрисы естественны, правдивы, но… уже достигли своего потолка, всё последующее идёт на поворотах (Т. Александрова. Наталья Гундарева: в гриме и без грима) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    максимум - ▲ предел верхний максимум верхняя граница изменения переменной величины; самый большой (достигнуть максимума). самое большее. самое большое. пик высшая точка. пиковый (# нагрузка). час пик. верх (# совершенства). потолок (# возможностей.… … Идеографический словарь русского языка

    Молочай дубиновидный - Общий вид растения … Википедия

    Молочай интизи - Научная классификация промежуточные ранги Домен: … Википедия

    Форсаж 6 - Эта статья или раздел содержит информацию об одном или нескольких запланированных или ожидаемых фильмах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода фильма и появления новой информации. У этого термина существуют и… … Википедия

    технические характеристики потолочных систем - [Интент] К техническим характеристикам потолочных систем относятся: акустические и гигиенические показатели, влагостойкость, пожарно технические характеристики, ударопрочность, светотехнические показатели и долговечность. Рассмотрим их подробнее … Справочник технического переводчика

    ОСВЕЩЕНИЕ - ОСВЕЩЕНИЕ. Различают естественное и искусственное О. Естественным называют О. от природных источников, гл.обр. от солнца, причем солнечные лучи могут освещать непосредственно, или отражаясь от луны, рассеиваясь в атмосфере, на облаках, на… … Большая медицинская энциклопедия

    Nonfarm Payrolls - (Количество новых рабочих мест вне сельского хозяйства) Nonfarm Payrolls это макроэкономический показатель занятости населения США вне сферы сельского хозяйства Макроэкономический показатель занятости Nonfarm Payrolls, количество рабочих мест вне … Энциклопедия инвестора

    МАСОНСТВО - (другое название: франкмасонство, от фр. franc mason, «вольный каменщик»), духовно инициатическое движение, возникшее в начале XVIII в. (по другим данным в XVII в.) в Великобритании и распространившееся оттуда по всему миру, включая и… … Энциклопедия Булгакова

    Горное дело - Г. дело имеет целью отыскание полезных ископаемых или минералов, добычу их и приведение в состояние, годное или для непосредственного употребления, или для дальнейшей переработки. Полезные ископаемые встречаются почти во всех отложениях земной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Словарь пчеловода

Потолок

Лка, м. Верхняя внутренняя часть борти и колодного улья.

Словарь финансовых терминов

Потолок

максимальный предел кредита, который по закону может быть предоставлен банком клиенту.

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь Ефремовой

Потолок

  1. м.
    1. Предельная высота подъема летательного аппарата с заданной нагрузкой.
    2. перен. разг. Предел, предельная степень чего-л.
    3. местн. Чердак.

Архитектурный словарь

Потолок

верхнее покрытие помещения, оштукатуренное, панельное, дощатое, в средневековых постройках - каменное или кирпичное.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Фразеологический словарь русского языка

Потолок

Достигнуть своего потолка - полностью реализовать свои способности, возможности в чем-то

С потолка (взять, сказать и т. п.) - наобум, как в голову придет, без достаточных оснований

Фразеологический словарь (Волкова)

Потолок

С потолка (разг. ирон. ) - перен. наобум, как в голову придет, без достаточных оснований.

Взять сведения с потолка .

Плевать в потолок - проводить время в ничегонеделании.

Он лежит себе, да в потолок плюет . [Первонач. о ничегонеделании, как безразличном отношении к какому-н. обстоятельству.]

Кандоуровский барин между тем плюет в потолок, что это ему пройдет даром .

Зевать на потолок (разг. ) - скучать, ничего не делая.

У покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать . Грибоедов.

Словарь Ожегова

ПОТОЛО К, лка, м.

1. Верхнее внутреннее покрытие помещения. Лампа под потолком. Ростом под п. (очень высок; разг.).

2. Предельная высота подъёма летательного аппарата (спец.). Статический п. (при длительном полёте с установившейся скоростью). Динамический п. (достигаемый после разгона до большой скорости).

3. перен. Предел, предельная степень чегон. (разг.). Такая норма выработки ещё не п.

С потолка (взять чтон.) (разг. неодобр.) ни на чём не основываясь. Цифры взяты с потолка.

Руки в боки, глаза в потолоки (разг. шутл.) в гордой позе, подбоченясь.

| прил. потолочный, ая, ое (к 1 знач.).

Словарь Ушакова

Потолок

1.

потоло к , потолка, муж.

1. Верхняя часть, внутреннее покрытие жилого помещения. Комната с низким потолком. Лепные потолки. Сводчатый потолок.

2. Верхняя поверхность этого покрытия, пространство между ним и крышей, чердак (обл. ). Поставить что-нибудь на потолок.

3. перен. Предельная высота подъема для летательного аппарата (авиац. ). Самолет находится близ своего потолка.

С потолка (разг. ирон. ) - перен. наобум, как в голову придет, без достаточных оснований. Взять сведения с потолка. Плевать в потолок - см. . Зевать на потолок - см. .

2.

потоло к 2 , потолокся, потолкла, потолклась. прош. вр. от , потолочься.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Потолок

Горизонтальное покрытие, отделяющее один этаж от другого и верхний этаж от чердачного помещения. Деревянный П. маловесен и крепок, но может сгореть. Несгораемые П. делаются на железных и чугунных балках, но так как голые металлические балки в сильном огне трескаются и коробятся, вследствие чего при пожаре рушатся стены, то стараются оградить балки от непосредственного действия пламени соответственным покрытием из цемента, бетона, гипса и т. д., которые употребляются также на нижнюю отделку П., для получения плоской сплошной поверхности покрытия. Простой деревянный П. в сельских постройках делается из сплошного ряда накатин (тонких бревен), проложенных мхом или паклей. Для сохранения тепла, накатный П. покрывается слоем сухой земли, опилок или мха толщиной около 5 см. Более совершенный П. делается из брусьев, отделанных на 4, канта, т. е. потолочных балок, положенных на некотором расстоянии одна от другой. Промежутки между балками заделываются досками, образующими черный пол, или набор. Доски поддерживают смазку, делаемую из дурных проводников тепла. Снизу делается подшивка из досок или слоя штукатурки, а сверху, если нужно, П. покрывается чистым полом. Для экономии потолочные балки иногда обтесывают только с двух сторон, снизу и верху, оставляя с боков часть заболони. Расстояние между балками и размеры их берутся в зависимости от груза, приходящегося на П. (в жилых помещениях 150-250 кг на кв. м, смотря по их назначению, не считая собственного веса потолка, в складах и амбарах 400 - 760 кг). При постройке обыкновенных домов потолочные балки размещают на среднем расстоянии около метра (полтора аршина), принимая при том во внимание, чтобы они по возможности не приходились над дверными и оконными проемами. Концы балок, закладываемые в деревянные стены врубаются в них лапой или сковороднем. В кирпичные стены балки заделываются на длину от 0,5 до 1,5 кирпича. Металлические балки употребляются преимущественно двутаврового сечения (см.). Заполнение промежутков между балками гипсом или цементом при помощи вспомогательных распорок, крючьев и болтов делается самыми разнообразными способами, или же промежутки эти покрываются сводиками из пустотелого кирпича, чугунных плиток и пр., пяты которых упираются в нижние полки двутавровых балок. В последнее время для устройства потолочных покрытий входят в практику весьма разнообразные, так наз. несгораемые системы, составляющие комбинацию бетона и железа, напр. железно-цементные конструкции или усиленный бетон (ciment arm é) системы Монье (см.), Геннебика, Коттансена, Борденава, Невилля, Дюбуа, Мелана, Бунша и др. Нижняя поверхность П. обыкновенно штукатурится под плоскость, которая украшается в случае надобности лепной работой. Иногда в элементы украшения включаются выступающие нижние части балок или пологие поверхности промежуточных сводов.

Пожалуйста объясните значение следующих фразеологизмов... смотрите пояснения и получил лучший ответ

Ответ от Їертополох Колючий[гуру]
Избие́ние младе́нцев - эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную жестокость по отношению к беззащитным.
Живой труп - По мнению Фёдора Протасова, главного одноименного романа Льва Толстого, окружающая жизнь пронизана грязью и фальшью. Он не желает участвовать «во всей этой пакости» , у него не хватает смелости с ней бороться, и он выбирает третий путь: забыться, пить, гулять с цыганами. В переносном смысле обозначает человека, ничем не интересующегося, плывущего по течению, апатичного.
Дворянское гнездо - название романа Тургенева, в переносном смысле - отчий дом, родовое поместье.
Человек в футляре - Так говорится о людях которые отделяются от мира, живут как бы в своем " футляре ", боятся внешнего мира и всей его жестокости. "Человек в футляре" - произведение Чехова.
Мильон терзаний » - критическая статья известного русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Написана в 1872 году и посвящена комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Само название статьи происходит от фразы Чацкого из «Горя от ума» . В переносном смысле - многочисленные, но пустые хлопоты.
Последний из могикан » (англ. The Last of the Mohicans) - исторический роман американского писателя Джеймса Фенимора Купера, впервые опубликованный в 1826 году. В переносном смысле - вымирающий, исчезающий тип (людей) .
Очень распространенное употребление понятия " удельный вес " - некоторой компоненты целого, как отношение величины этой компоненты к величине целого -- не более чем переносное значение физического термина.
Бить тревогу - призывать обратить внимание на что-то.
Уйти в себя - отгородиться от мира и общества, ни с кем не общаться, уединиться.
Уйти в свою скорлупу - то же самое, смотри выше.
Первая перчатка - чемпион, лучший, непобедимый.
Дать дуба - умереть, скончаться. С Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах - ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока» , то есть умереть) .
Дать дуба - груб. прост. умереть. Есть две версии возникновения этого выражения. 1) Оборот возник на русской почве и связан с глаголом задубеть - "остыть, потерять чувствительность, сделаться твердым". 2) Выражение возникло на юге России. Можно предполагать, что под дубом хоронили умерших, а может быть, образ оборота и иной. Любопытно лишь то, что дерево - символ долголетия - стало использоваться для обозначения смерти.
Достичь потолка - сделать все возможное, дойти до вершины (своей) . Исчерпать все возможности.

Ответ от Наталья Кожевникова [новичек]
ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ. Ирон. Жестокая массовая расправа над невинными, беззащитными людьми; применение чрезмерно строгих мер по отношению ко многим людям.
ЖИВОЙ ТРУП. О человеке, одряхлевшем физически и опустошённом духовно.
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО. Устар. О дворянской семье, усадьбе.
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ. Ирон. (Человек) , живущий своими узкими интересами; отгородившийся от людей, от жизни; косный и замкнутый.
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС кого, чего. Относительное значение, роль.
БИТЬ ТРЕВОГУ. Разг. Экспрес. Обращать всеобщее внимание на грозящую опасность, стремясь предупредить её, призывая к борьбе с ней.
ДАТЬ ДУБА. Прост. Умереть.
ДОСТИЧЬ ДО ПОТОЛКА. Разг. Исчерпать все возможности.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОКИГАН. вымершее племя североамериканских индейцев.
УЙТИ В СВОЮ СКОРЛУПУ. Замкнуться

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Задание № 3

Если необходимо, отредактируй запись.

1. Сашка всему двору сулил златые горы, а мы ему не поверили. Надо осторожнее относиться к уверениям неприятеля: наплетет с три короба и не выполнит обещанного.

2. Бригада сменщиков не справляется с заданием, придется их тащить за уши. Петьку-двоечника вторую четверть на буксир всем классом берем.

3. От зрелища поля битвы у несчастного поджилки затряслись. От странных звуков из курятника у мальчишек кровь застыла в жилах.

5. Задания, способствующие развитию навыка правильного употребления фразеологизмов в речи.

Эти задания в основном для учащихся старших классов.

Задание № 1

В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст.

Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он _________, а про сообразительного - __________.

Голова бывает какая-то - например, ___________ (у растяпы), ____________ (у того, кто вечно все забывает), ______________ (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).

Голова может что-то делать - ________________ или ______________ (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ______________ (обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, - в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).

Можно производить действия и над головой - чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову _______________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. ___________ тоже обычно свою голову - над чем-нибудь сложным, неразрешимым, _________. Можно голову и вовсе ___________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить.

Чужую голову обычно ____________ всяким вздором, или ___________ (часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или ____________ (наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: «Не _____________ тебе головы!».

Если у кого-то в голове не _____________ или нет ___________ (то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________ (так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________, _______________, _________ - в зависимости от их качества.

Голова - это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как _____________. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его ____________. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой _____________ !

Ну как, вы еще не _____________ за голову от обилия фразеологизмов?

Пропущенные слова (приводим их для удобства учителя в порядке следования): без головы, с головой, садовая, дырявая, тяжелая, забубенная, идти кругом, пухнуть, вскружиться, вешает, ломают, головоломным, потерять, на отсечение, забивают, мылят, срывают, снимают, сносить, хватает винтиков, царя, ветер, приходить, взбредать, лезть, снег на голову, обухом по голове ударили, о стенку бейся, схватились.

Задание № 2

Объясните значения фразеологизмов (если нужно, используйте словарь).

Хоть кол на голове теши, иметь голову на плечах, быть о двух головах, окунуться с головой во что-то, посыпать голову пеплом, ходить на голове, поставить с ног на голову, сложить голову.

Задание № 3

Предложим ученикам составить рассказ (текст из одних фразеологизмов). Приведем пример выполнения такого задания ученицей нашей школы:

Заморил червячка. Пошел куда глаза глядят. Хоть шаром покати. Только Янус двуликий. Покурили фимиам, поперемывали косточки. Эх, щекотливое это дело.

Ушел из дома на деревню к дедушке. На скорую руку подлил масла в огонь и стал плясать под дудку человека в футляре. Он спустя рукава всех стриг под одну гребенку. За это ответит головой и будет рыдать навзрыд. А может, уйдет в свою скорлупу. Или начнет бить тревогу… У него же семь пятниц на неделе.

А я наберу в рот воды и, не вешая нос, впаду в детство. Достигну потолка и дело в шляпе!

Задание № 4

Предложим найти и перечислить такие названия (голова, язык, нос, рука, нога, локоть и т.п.) и составить связный рассказ, в который будут включены фразеологизмы, содержащие одно и то же название.

Приведем примеры некоторых таких рассказов

Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос - орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается, прежде всего, представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Эта идея близости лежит в основе таких фразеологизмов, как нос к носу, на носу (так говорят о чем-то, что вот-вот должно наступить), под самым носом или из-под самого носа, с гулькин нос (гулька - это голубь, клюв у голубя маленький), не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос.

Нос воротят, когда что-либо не нравится, вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние, задирают, когда неоправданно чем-нибудь гордятся, похваляются. Если кого-то просят не совать нос не в свое дело, то таким образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует.

Нос весьма удобен, чтобы за него водить (когда так говорят, то имеют в виду, что обладателя этого носа обманывают, дурачат), чтобы его утирать (если удалось кого-то превзойти, то говорят, что ему утерли нос). Чтобы лучше запомнить какую-либо информацию, ее нужно зарубить на носу.

Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы. О некоторых из них вы прочтете в специальной главе, в название которой вынесен еще один фразеологизм - Не останьтесь с носом!

Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов, в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Если кто-то замышляет вылазку против своего недруга, хочет ему навредить, то говорят, что он точит или имеет на него зуб. На вооруженного до зубов человека нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор, или, по-другому, оказаться нападающему не по зубам. Впрочем, если заговорить ему зубы, отвлечь его внимание, то победить его удастся. Показывать зубы - значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать.

Используется слово зуб и во фразеологизмах, обозначающих различные плачевные состояния человека. Если он сильно замерз, то говорят, что у него зуб на зуб не попадает. Когда в доме не остается еды, то зубы можно класть на полку - все равно не пригодятся, раз нечего жевать. Впрочем, можно поступить и по-другому - стиснуть зубы и, не унывая, не отчаиваясь, начать борьбу с судьбой.

Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Слушать во все уши - значит слушать внимательно; противоположным значением обладают выражения слушать вполуха или краем уха.

Если человек напряженно ждет опасности, говорят, что он держит ухо востро. Вострый - старая форма слова острый. Вы, наверное, замечали, что собаки поднимают уши, когда прислушиваются? Уши принимают заостренную форму. Отсюда возник фразеологизм навострить уши. Впрочем, уши можно и развесить - так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво.

Грубые слова действуют прежде всего на уши. Они режут уши, уши от них вянут. Поэтому нужно всячески щадить уши других людей и не употреблять в речи грубых, резких выражений.

Вы, конечно же, заметили, что во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть (именно за эти уши таскают, поздравляя с днем рождения). Про человека, который никогда не получит желаемого, говорят, что ему не видать этого как своих ушей. (Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!) По уши погружается во что-то человек в том случае, если всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах - если долгов очень много. Когда человек сильно смущен, говорят, что он покраснел до ушей.

Подготовка вышеприведенных рассказов может стать серьезной работой по развитию речи: ведь нужно не только найти фразеологизмы и выяснить их значения, но и удачно соединить их между собой в занимательный рассказ.

Заключение

В результате выполнения данной работы, мы углубили свои теоретические знания по фразеологии, узнали, что мир фразеологизмов необычайно многообразен, в связи, с чем существуют различные точки зрения ученых на определение фразеологизмов и их классификацию. Также мы выяснили, как фразеологизмы соотносятся с другими языковыми единицами. Оказалось, что больше всего общих признаков у фразеологизма и слова.

Самым интересным в нашей работе было составление словаря значений фразеологизмов и истории их возникновения. Выполняя эту часть работу, мы пополнили свои знания не только по лексике и фразеологии, но также узнали много нового из истории и культуры нашей страны, потому что история языка и история народа неразрывны.

Разрабатывая и подбирая практические задания для школьников, мы сами потренировались в умении находить фразеологизмы в тексте, составлять синонимические и антонимические ряды, а также придумывать занимательные тексты из фразеологизмов. Надеемся, что эти задания будут использовать учителя и учащиеся.

В целом выполнять данную работу было интересно и увлекательно.

Список использованной литературы

1. Виноградов В.В. Русский язык. М. Наука, 1972.

2. Репкин В.В., Е.В. Вострогова, И.Г. Маркидонова, Т.В. Некрасова. Русский язык. 5 класс. Книга 2. Лексика. М. 2005.

3. Репкин В.В., Е.В. Вострогова, И.Г. Маркидонова, Т.В. Некрасова. Рабочая тетрадь по русскому языку № 2. 5 класс. М. 2005

4. Русская фразеология: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Жуков, А.В. Жуков. М.: Высшая школа, 2006.

5. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - 6-е изд., стереотип.

6. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - 2-е изд., доп. и перераб.

7. Словарь крылатых выражений. - Тула: 000 «Издательство «Родничок».

8. Учебный фразеологический словарь русского языка: ок. 2000 единиц / А. Н. Тихонов, Н. А. Ковалева.

9. Шанский Н.М. «В мире слов». М.: «Просвещение»,1978.

10. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Высшая школа, 1985.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правила проставления ударений в словах. Обоснование значения фразеологизмов, используемых в русском языке, составление предложений с ними. Объяснение слов иноязычного происхождения. Лексические ошибки в предложениях. Употребление существительных.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2011

    Предмет и задачи фразеологии, причины образования, её семантика. Место фразеологии в трудах иностранных ученых и в русском языке. Связь культуры и фразеологии. Особенности фразеологизмов разных стран. Сравнение китайских и русских фразеологизмов.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2019

    Изучение понятия и классификации слов и фразеологизмов, обозначающих психологическое состояние человека в русском языке. Характеристика стилистических свойств слов и фразеологизмов в текстах художественной литературы на примере творчества Н.С. Лескова.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Структурная специфика фразеологизмов и проблемы их перевода. Сходство фразеологизмов со свободным сочетанием. Ассоциативная схожесть фразеологизмов. Стилистическая недифференцированность и многозначность фразеологизмов. Перевод образной фразеологии.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2008

    Понятие фразеологизма. Структура фразеологизма. Типы фразеологизмов. Функционирование фразеологических единиц в речи. Фразеологическая система. Стилистическое расслоение английской фразеологии. Влияние фразеологизмов на речевую культуру общества.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2002

    Изучение понятия "фразеологизм", его составляющих. Рассмотрение понятия фразеологической единицы, её признаков. Исследование фразеологических единиц в современном английском языке по источнику происхождения. Источники происхождения фразеологизмов.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Исследование группы фразеологизмов немецкого языка, употребление которых в литературной и разговорной речи повышает уровень образованности коммуниканта, на основе знаний значений исследуемых фразеологизмов. Тематическая классификация Райхштейна А.Д.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2014

    Исследование семантических, прагматических и лингвокультурных аспектов перевода фразеологизмов. Определение специфики воспроизведения образных фразеологизмов на материале английской идиоматики, относящейся к тематическому полю "финансовые отношения".

    курсовая работа , добавлен 27.06.2011

    Фразеология - раздел науки о языке. Происхождение и признаки фразеологизмов русского языка. Понятие идиомы. Характеристика фразеологизмов единства, сочетания, выражения, употребление их в речи. Явление их многозначности, омонимии, синонимии, антонимии.

    презентация , добавлен 08.04.2014

    Экспрессия как основное свойство трансформированных фразеологизмов, виды авторских преобразований соответствующих единиц в современной публицистике. Трансформация фразеологизмов в заголовках газет. Их применение в процессе обучения русскому языку.

Фразеологизмы

и их употребление


Словарная

работа



Устойчивые словосочетания, имеющие определенное лексическое значение, постоянный компонентный состав или наличие грамматической категории, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся, извлекаются из памяти. Например: намылить шею, заморить червячка, бить в набат и т.п.

Фразеологический

оборот -



это раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты, а также состав фразеологических единиц и устойчивых сочетаний языка.


Фразеологические единицы

фразеологические

фразеологические

сращения

сочетания.

фразеологические

единства


Фразеологические сращения

это абсолютно неделимые фразеологизмы, значение которых совершенно не зависит от слов, составляющих фразеологизм. Например: бить баклуши, как пить дать.


Фразеологические единства , как и фразеологические сращения, семантически неделимы, но в них целостное значение, чаще всего обратное, мотивировано значением составляющих слов. Например: вылететь в трубу, закинуть удочку.


Фразеологические сочетания

это такие обороты, целостное значение которых вытекает их значений слов, составляющих фразеологизм. Например, одержать победу, кромешный ад.


Выражения произведений устного народного творчества –

Профессиональные выражения

сказка про белого бычка, наливное яблочко, По-Щучьему велению.

тянуть лямку, стричь под одну гребенку, сойти со сцены, достичь потолка;

Церковная литература –

иерихонская труба, камень преткновения, заблудшая овца.

Научная и художественная

литература –

Античная мифология –

живой труп, власть тьмы, плоды просвещения, человек в футляре, дворянское гнездо.

ахиллесова пята, яблоко раздора, дамоклов меч, ариаднина нить.


Фразеологизмы по своему происхождению классифицируются на:

  • исконно русские;
  • заимствованные из старославянского;
  • заимствованные из других языков.

Фразеологизмы имеют свои особенности:

1) Сложность состава.

2) Семантическая неделимость.

3) Постоянство состава.

4) Непроницаемость структуры.

5) Устойчивость грамматической формы компонентов.

6) Закрепленный порядок слов.


«Убить двух зайцев»

«Погнаться за

двумя зайцами»


Жить припеваючи –

жить без забот, без проблем.


Заруби себе на носу –

запомни.


Делить шкуру неубитого медведя -

спорить, делить то, что еще не смогли получить (добиться).


Белая ворона -

значит быть не таким как все, выделяться среди остальных.


Воду мутить –

вносить неразбериху, умышленно запутывать что-либо ясное.


Наврать с три короба –

очень много наговорить, пообещать.


Сесть в лужу –

ставить себя в нелепое, глупое положение.


Одна нога здесь, другая там –

очень быстро сбегать, сходить куда-либо.


Ариаднина

Бочка

Троянский

Нить

Дамоклов

Гомерический

Чулок

Прометеев

Труд

Хохот

Синий

Огонь

Мамаево

Конь

Диогенова

Сизифов

Побоище


1. Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд.

(Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)


2. Ему воскуряли дифирамбы.

(Смешанные части двух фразеологизмов: воскурять фимиам и петь дифирамбы.)


3. Мы идем в ногу со своим временем.

(Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм « в ногу со временем слова «свой».)


4. Решение задачи привело в тупик.

(Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)


5. Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.

(Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)


6. Затея лопнула, как карточный домик.

(Смешение двух фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь».)


7. Он работал, опустив рукава.

(Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».)


1. Что такое фразеологизмы?


2. Назовите разряды фразеологических единиц.


3. Найдите фразеологизм:

А) спрятать нос

Б) вымыть нос

В) повесить нос

Г) сломать нос


4. Найдите фразеологизм:

А) как аршин съел

Б) как грабли проглотил

В) как сажень проглотил

Г) как аршин проглотил


5. Антонимом к фразеологизму «Бить баклуши» является:

А) трудиться

Б) обижать

В) бездельничать

Г) играть на музыкальном инструменте


6. Найдите фразеологические синонимы:

А) Кот наплакал

Б) Играть в молчанку

В) Семи пядей во лбу

Г) Витать в облаках

1) Набрать в рот воды

2) Ума палата

3) Строить воздушные замки

4) Всего ничего


7. Укажите предложение с фразеологизмом:

А) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

Б) Кто из них жив, кто мёртв - неведомо.

В) Жив он теперь или мёртв - подать его сюда!

Г) Так он и стоял, ни жив, ни мёртв, до заката.


8. Закончите фразеологизм «ящик…»:

А) с золотом

Б) Пандоры

В) Ариадны


Домашнее задание:

придумайте и запишите историю, которую можно было бы озаглавить одним из следующих фразеологизмов:

1. Капля камень точит.

2. Волк в овечьей шкуре.

3. Медвежья услуга.