Моторная афазия. Причины, симптомы и лечение сенсорной и моторной афазии Моторная афазия Брока

Под термином «афазия Брока» понимается патология неврологического характера. Основным симптомом заболевания является потеря коммуникативного навыка. Другими словами, человек перестает говорить и понимать человеческую речь. В настоящее время существует эффективная схема терапии недуга, но прогноз напрямую зависит от того, насколько своевременно близкие доставили пострадавшего в медицинское учреждение.

Механизм развития

Медики выделяют несколько систем языка:

  • Фонологическую. Она отвечает за обработку акустического сигнала головным мозгом. Другими словами, ее задачей является анализ услышанных слов.
  • Морфологическую. Данная система анализирует языковые комбинации.
  • Синтаксическую. Отвечает за формирование логичной речи, в которой слова расположены последовательно.
  • Семантическую. Это лексическая система.

В норме все эти функции регулируются центром Брока. Он расположен в головном мозге. Под воздействием различных неблагоприятных факторов работа двигательного речевого центра нарушается. Другими словами, человек просто перестает понимать слова и разговаривать. В этом случае и принято говорить о развитии синдрома моторной афазии Брока.

Причины

В большинстве случаев рассматриваемая патология является следствием перенесенного инсульта. Повреждение речевого центра наступает после кровоизлияния в головной мозг, точнее, в левое его полушарие.

Кроме того, причинами афазии Брока могут быть:

  • Новообразования как доброкачественного, так и злокачественного характера.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Энцефалит.
  • Абсцессы.
  • Лейкоэнцефалит.
  • Болезнь Пика.

Кроме того, афазия Брока иногда является следствием хирургического вмешательства в головной мозг.

Существуют определенные факторы риска, которые значительно повышают риск развития заболевания. К ним относятся:

  • Пожилой возраст.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Закупорка сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками.
  • Гипертония.
  • Пороки сердца ревматического характера.
  • Перенесенные в прошлом транзисторные ишемический атаки.

Важно знать о том, что афазия Брока - это заболевание приобретенного характера. Происходит потеря именно сформировавшейся речи.

Клинические проявления

Симптомы афазии Брока довольно специфичны. Основные признаки патологии:

  • Медленная речь. Больной произносит слова с трудом. Для выражения своих мыслей он использует минимальный набор слов, при этом крайне быстро устает.
  • Аномия. Под данным термином понимается патологическое состояние, при котором больному трудно называть предметы.
  • Аграмматизм. Человек с афазией Брока не может правильно составлять предложения.
  • Невозможность повторения. Больные иногда понимают то, что им говорят. Но при этом повторить услышанные слова им крайне трудно, почти невозможно.
  • Осознание проблемы. Существует несколько форм афазии. При большинстве из них человек находится в твердом убеждении, что его речь корректна. При афазии Брока больной понимает, что у него возникли проблемы.

В некоторых случаях патология может сопровождаться симптомами неврологического характера:

  • Неспособностью осознанно управлять мышцами лица и ротовой полости.
  • Односторонним парезом. Иными словами, чувство слабости ощущается только в левой или правой части лица.
  • Гемиплегией. Это состояние, при котором парализует одну сторону тела.

Кроме того, больные теряют способность не только говорить, но и читать и писать.

Диагностика

При возникновении признаков патологии человека необходимо доставить в медицинское учреждение. Диагностика заболевания подразумевает оценку состояния больного по следующим критериям:

  • Беглость речи. При наличии патологии она косноязычная и крайне медленная.
  • Понимание. Оценить данный показатель весьма сложно, так как любые неправильные ответы могут являться следствием наличия трудностей с произношением.
  • Повторение. Врачу необходимо понять, насколько пациент в состоянии усвоить услышанную информацию. Кроме того, специалисту важно знать, сможет ли человек воспроизвести эти слова. Способность повторения при афазии Брока нарушена.
  • Память на названия предметов. В большинстве случаев пациенты не в состоянии озвучить те или иные наименования.
  • Автоматические последовательности. Это один из лингвистических навыков, заключающийся в произношении последовательностей, которые хорошо известны. Ярким примером является называние месяцев года по порядку.

На основании результатов проведенного исследования врач ставит диагноз и определяется с тактикой ведения пациента.

Лечение

Оно напрямую зависит от степени тяжести патологии. В некоторых случаях показана медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство.

Но в большинстве случаев достаточно коррекционного воздействия. Его задачи:

  • Восстановить и улучшить навыки письма и устной речи.
  • Помочь пациенту заново наладить взаимодействие с социумом.
  • Улучшить качество жизни человека.

Лечением афазии Брока занимаются логопеды. При необходимости пациента направляют на консультацию к нейропсихологу.

Схема коррекционного воздействия включает следующие пункты:

  • Тренировка памяти, вычислений, рассуждений, внимания.
  • Регулярное выполнение упражнений, направленных на развитие памяти на имена и названия предметов.
  • Тренировка речи. Пациента заново учат говорить.
  • Постепенное увеличение длины предложений.

Это только малая часть той работы, которая ведется с пациентами, страдающими от афазии Брока. Задачей врачей является выявление возникших нарушений и их коррекция.

В заключение

Под термином «афазия Брока» понимается патологическое состояние, характеризующееся практически полной утратой коммуникативных навыков. У человека со сформированной речью пропадает способность говорить и воспринимать чужие слова. В некоторых случаях понимание сохраняется, но воспроизвести услышанные звуки больной не в состоянии. В большинстве случаев причиной афазии Брока является ишемический инсульт. При появлении первых признаков недуга больного необходимо доставить в медицинское учреждение.

Речь зависит от многих механизмов, которые формируются в первые 20 лет жизни и тесно связаны с определенными участками полушарий мозга. Патологические процессы или повреждения ответственных за речь участков мозга вызывает афазию – расстройство речи. В каждом полушарии функции, отвечающие за речь, имеют моторное и сенсорное обеспечение. Так, например, повреждение премоторной области коры, которая отвечает за движение, влечет за собой развитие афферентной или эфферентной моторной афазии.

Патология коркового отдела слухового анализатора приводит к сенсорному нарушению речи. Моторная и сенсорная афазии относятся к транскортикальным патологиям. Иными словами, нарушениям, которые возникают при прохождении сигналов через кору мозга. Моторные изменения обусловлены снижением активности устной и письменной речи, сенсорная – пониманием речи.

Моторная афазия Брока

Моторная афазия Брока имеет 3 типа нарушений:

  1. Афферентное нарушение речи. Относится к легким формам. Больной бегло говорит без пауз. При обследовании выявляют дефекты во время чтения и неправильную артикуляцию.
  2. Эфферентное нарушение речи. Тяжелая форма, при которой пациент произносит бессвязные фразы с длинными интервалами или молчит. Отмечают грубые нарушения письменной речи. Читать пациент может с трудом.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Полное расстройство понимания и произношения устной и письменной речи.

Причинами моторной афазии являются:

  • эмболия верхней ветви мозговой артерии;
  • кровоизлияние;
  • травма;
  • воспаление;
  • опухоли;
  • дегенеративные процессы ( , Пика).

В основном моторная афазия выявляется после инсульта. При легкой форме у больных наблюдаются умеренные нарушения способности говорить и писать, но понимание сказанного и написанного страдает минимально. Только при обследовании с выполнением сложных команд выявляют отклонения.

В некоторых случаях больной на короткий период утрачивает свою речь, но при этом понимает других и может осознать прочитанный текст. Как правило, такое состояние сменяется обедненной речью. Больной с усилием произносит слова, при этом осознает дефекты произношения.

Он не может выполнить произвольные движения языком и губами по команде, несмотря на то, что автоматические движения в них сохранены. При осмотре определяют слабость мышц нижнего правого отдела лица, правой руки и кисти. При легких нарушениях речь полностью или частично восстанавливается.

При выраженных нарушениях больной не может нормально говорить и понимать речь. При восстановлении во время лечения, пациент отвечает только шаблонными фразами в ответ на все вопросы, которые ему задают. В других случаях, появляется медленная речь, которая произносится с усилием. Обычно произношение фраз грамматически неправильное, без предлогов и союзов. Больной разговаривает без интонации и плавности.

Моторные нарушения речи у детей

Моторная афазия у детей проявляется нарушением разговорной и письменной речи. У ребенка полностью сохранен слуховой аппарат, он понимает, что ему говорят, но ответить не может. Понимание чужой речи ограничивается простыми фразами и обычными словами.

Более сложные предложения, которые не связаны с жизнью ребенка, не воспринимаются. При легком течении патологии сохраняется некоторый словарный запас, при помощи которого ребенок пытается общаться с окружающими. Тяжелое течение протекает с полным нарушением или отсутствием речи.

К явным признакам моторных нарушений речи ребенка относятся:

  • грамматически неправильная речь (без окончаний, предлогов);
  • искажение слов;
  • перестановка звуков;
  • замена слов, не подходящих по смыслу, но схожих по произношению;
  • хаотичное вставление различных коротких слов во время произношения речи (эмболофразия).

При эмболофразии ребенку тяжело писать диктант и невозможно писать сочинение. Легко дается переписывание текста или написание простых понятных фраз. Практически всегда при моторных нарушениях речи встречаются затруднение с чтением.

Ребенок может складывать буквы в слова, но при этом, не понимает прочитанное. Прогноз болезни зависит от того, насколько выражено повреждение коры мозга и от развития ребенка до начала патологии.

Лечение моторной афазии

Перед тем как назначить лечение моторной афазии, проводят объективную диагностику. Больного осматривают нейропсихологи, логопеды, невропатологи. Для определения причины патологии показаны следующие обследования:

  • МРА (магнитно-резонасная ангиография);
  • допплерография;
  • спинномозговая пункция.

После того как поставлен диагноз моторная афазия, назначают лечение. Больным прописывают медикаментозные препараты:

  • средства для мозгового кровообращения (Кавинтон, Цинаризин, Актовегин, Винпоцетин);
  • средства для снижения тонуса мышц (Мидокалм, Баклофен, препараты магния);
  • антидепрессанты;
  • ноотропные средства для улучшения мозговой активности (Глиатиллин, Пирацетам);
  • тонизирующие лекарства (Кофеин);
  • антихолинэстеразные препараты для улучшения передачи возбуждения в нервной системе (Галантамин).

К немедикаментозным методам лечения относятся:

  • логопедические методы коррекции;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • психотерапия.

Важно! Самостоятельная коррекция в домашних условиях может повлечь за собой необратимые нарушения речи или заикание.

В крайних случаях ставят вопрос о хирургическом вмешательстве (наложение экстраинтракраниального микроанастомоза) для улучшения мозгового кровообращения.

Формы сенсорной афазии

Наиболее частыми причинами патологии являются эмболия задней височной или средней мозговой артерии, энцефалит, ушиб мозга, опухоль. Выделяют следующие сенсорные формы афазии:

  1. Семантическая. Пациенты не воспринимают сложные фразы.
  2. Проводниковая. Сложности при повторении фраз вслед за врачом или при чтении.
  3. Амнестическая. У больных возникают трудности в построении и распознавании слов.
  4. Акустико-мнестическая. Пациенты не могут образовывать слова. Речь скудная, состоящая в основном из местоимений.
  5. Оптико-мнестическая. Пациенты могут узнавать предметы, но с трудом вспоминают их названия.

Основные проявления патологии:

  • при сохранении зрения и слуха, пациенты не понимают устную и письменную речь;
  • больные бегло неправильно произносят слова и фразы (бессмысленная быстрая речь);
  • нарушения чтения и письма;
  • эмоциональная активность, раздражительность;
  • нарушение зрения.

Нередко заболевание носит прогрессивное течение. Длительное лечение включает в себя занятия с логопедом, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры, психотерапию. В комплекс терапевтических мероприятий включают , улучшающие мозговое кровообращение, обмен веществ.

Афазия — это расстройство неврологического характера, представляющее собой потерю , выражающуюся в неспособности как говорить, так и понимать речь. В зависимости от симптоматологии различают различные виды афазий. В этой статье мы расскажем вам об афазии Брока , также известной, как эфферентная моторная афазия. Как протекает афазия Брока и каковы её причины? Афазия Брока характеризуется проблемами в коммуникации средней и высокой степени тяжести, связанными с отсутствием или .

Афазия Брока

Нарушение речи: что такое афазия Брока

Афазия Брока затрагивает разговорную речь. Характерной чертой этой афазии является неспособность человека бегло говорить и свободно выражать свои мысли, а также формировать целые предложения. Человек также испытывает проблемы с артикуляцией. При этом способность понимать речь сохраняется либо нарушается гораздо меньше.

Вы хотите узнать, как работает ваш мозг и проверить его основные способности? Вы можете сделать это с помощью инновационного . Менее, чем за 30-40 минут узнайте всё о своих когнитивных способностях. Присутствуют ли симптомы, указывающие на наличие каких-либо когнитивных расстройств?

Существуют четыре системы или компонента языка:

  • Фонологическая система: отвечает за обработку мозгом акустического сигнала, представленного в виде слов и слогов
  • Морфологическая система: свойства и взаимосвязи языковой системы в целом, затрагивающие структуру слов посредством правильной комбинации составляющих их морфем
  • Синтаксическая система: гарантирует логичность и последовательность сочетания слов в фразах и речи
  • Семантическая или лексическая система : представляет собой систему лексики языка, т.е. совокупность понятий и идей.

Согласно классической модели, афазии классифицируются в зависимости от локализации повреждения мозга . Таким образом, афазия Брока вызвана поражением находящегося в лобной доле двигательного речевого центра — Центра Брока. Центр Брока отвечает за различные функции, связанные с речью: порядок фонем в словах, организацию слов в предложении (синтаксис), семантическую интеграцию и моторную организацию речи.

Диагностика афазии Брока

Для выявления афазии Брока можно воспользоваться различными инструментами нейропсихологического тестирования , как общими, так и специальными для обнаружения афазии. При выполнении любого нейропсихологического тестирования, в том числе теста на афазию Брока, необходимо учитывать два критерия, которые могут влиять на устное общение:

  1. Уровень образования: при оценке необходимо учитывать образовательный уровень человека.
  2. Этиология и степень поражения: у пациента может присутствовать когнитивный дефицит, связанные с диффузными нарушениями, например, памяти или внимания, которые негативно влияют на коммуникационные навыки.

Диагностика афазии Брока основана на изучении различных аспектов речи. Необходимо изучить, какой из этих аспектов нарушен, и, в зависимости от этого, идентифицировать вид афазии. В настоящее время большее внимание уделяется симптомам афазии, которые необходимо корректировать, а не классификации самого синдрома. Областями изучения являются:

Спонтанная речь при афазии Брока

Речь идёт о способности начинать и поддерживать разговор. Оценка спонтанной речи производится по такому параметру, как беглость речи . При этом:

  • Небеглая, замедленная речь : человеку сложно произносить слова, он способен говорить только короткими фразами, прикладывая значительные усилия при артикуляции, при этом быстро устаёт. Для его речи становится характерна диспросодия (нарушение ритма, смысловых и синтаксических ударений, монотонность) и наличие аграмматизмов (нарушений при построении синтаксических структур).
  • Беглая или слишком беглая речь : нормальное или быстрое (более 200 слов в минуту) произношение слов, сопровождаемое нормальной артикуляцией и ударениями. В данном случае нарушения, известные, как парафазии , затрагивают содержимое речи. Парафазии бывают симантические (используется ошибочное слово, относящееся к той же категории, что и нужное) и фонологические (фонетические ошибки, например, когда человек путает буквы или слоги в слове).

Для афазии Брока характерна замедленная, косноязычная речь.

Понимание при афазии Брока

Оценить понимание речи при данном виде афазии сложно, поскольку ошибки при ответе или неправильные ответы могут быть связаны не с проблемами понимания речи, а с трудностями произношения. Поэтому при оценке используются инструменты, не требующие говорения от тестируемого. Диагностическим критерием в данном случае является сохраняется ли способность к пониманию речи или нет. У пациентов с афазией Брока она сохраняется.

Повторение при афазии Брока

Заключается в способности расшифровать слуховую информацию, отыскать соответствующий фонологический код и воспроизвести услышанное. Если какой-либо из этих процессов нарушен, повторение также будет некорректно. С помощью повторения букв, слов, псевдослов (вымышленных слов) и фраз изучается, есть ли проблемы с повторением (характерные для афазии Брока) либо эта способность не нарушена.

Память на имена при афазии Брока

Это способность называть предметы своими именами, т.е. доступ к лексике и нахождению конкретного линвистического элемента. Пациенты с афазией Брока испытывают значительные затруднения с этим, это расстройство известно, как аномия (потеря способности называть предметы).

Автоматические последовательности при афазии Брока

Автоматические последовательности — это базовый лингвистический навык, который заключается в произношении хорошо известных последовательностей, например, чисел, месяцев и т.д. Также это могут быть крылатые фразы или пословицы. Автоматическая речь может сохраняться при большинстве афазий, даже тяжёлых.

Признаки и симптомы афазии Брока

После того, как мы рассмотрели области, которые изучаются для диагностики афазии, выделим специфические симптомы , характерные для афазии Брока:

  1. Замедленая речь : пациент говорит медленно, используя небольшое количество слов, и быстро устаёт.
  2. Аномия : трудности с называнием предметов.
  3. Аграмматизм : неспособность правильно конструировать завершённые предложения и фразы.
  4. Трудности с повторением : понимают, что им говорят, но не могут повторить услышанное.
  5. Осознание дефицита : при других видах афазий человек может не понимать, что допускает ошибки, ему кажется, что его речь корректна. При афазии Брока пациенты осознают, что испытывают затруднения, поскольку очень устают от говорения.

Кроме указанных симптомов афазия Брока может сопровождаться симптомами неврологического характера :

  • Орофациальная апраксия: неспособность управлять движениями рта и лица, не вызванная физическими причинами.
  • Односторонний парез: слабость, снижение силы в одной из сторон тела.
  • Гемиплегия: паралич одной стороны тела.
  • Нарушения способности читать и писать.

Причины афазии Брока

Как правило, наиболее распространённой причиной афазии Брока является перенесённый ишемический инсульт (кровоизлияние в мозг) в левом полушарии мозга (считается, что оно отвечает за речь). Также афазия Брока может развиться после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или из-за опухоли в мозге .

Кроме того, симптомы афазии Брока наблюдаются при других нейродегенеративных заболеваниях:

  • Первичная прогрессирующая афазия : прогрессивное нарушение речи. На начальной стадии у человека с этим расстройством не наблюдаются другие признаки деменции. Характерна замедленная речь, наличие аграмматизмов и аномии.
  • Болезнь Альцгеймера : кроме характерных для этого заболевания типичных симптомов когнитивных нарушений (дефицит памяти и внимания, дезориентация и т.д.), человек с болезнью Альцгеймера испытывает трудности с речью, аномию, используя общие термины или околичности (не имеющие прямого отношения слова, с помощью которых он пытается выразить мысль, поскольку не может это сделать кратко).
  • Болезнь Паркинсона : характерно замедление речи, низкая синтаксическая сложность, и, зачастую, аграмматизмы.

Вы подозреваете у себя или своих близких болезнь Паркинсона? Проверьте прямо сейчас, присутствуют ли симптомы. указывающие на наличие болезни Паркинсона, с помощью инновационного нейропсихологического .

Реабилитация при афазии Брока

Реабилитация или восстановление способностей при афазии Брока зависит от степени тяжести первоначальных симптомов. На начальной стадии заболевания можно восстановить и реорганизовать некоторые отделы мозга, компенсируя таким образом дефицит когнитивных способностей. Целями реабилитации при афазии Брока являются.

Афазия Брока – это повреждение участка головного мозга, называемым «центром Брока». Он находится в левой лобной доле в нижней фронтальной извилине. Какие факторы провоцируют развитие данного заболевания?

Это может быть острое или хроническое нарушение кровообращения средней мозговой артерии в бассейне верхней фронтальной ветви. Редкими факторами, вызывающими данное заболевание, могут стать кровоизлияния, дегенеративные или воспалительные процессы, новообразования, субдуральная гематома, метастатические поражения, травматическое поражение лобной доли головного мозга, энцефалит.

Нарушенная речь больного

Заболевание проявляется в нарушении речи и ее произношении больным. При этом он вполне нормально воспринимает разговорную и письменную речь. Какие же дефекты речи прослеживаются у больного?

  • Аграмматизм – это нарушение грамматики речи. Так, больному трудно выражать время и падежи, а также использовать артикли и предлоги в речи.
  • Аномия – неспособность быстро подбирать слова. Так, больной долго не способен вспомнить слово или подобрать нужное, в результате чего его речь становится замедленной и неполной.
  • Неверное произношение слов. Больной неправильно расставляет звуки, буквы, слоги в словах, которые произносит.

Обычно больные афазией Брока произносят короткие фразы, но даже они становятся не всегда понятными слушающим. Часто нарушение речи сопровождается слабостью и параличом верхних и нижних конечностей с правой стороны. Это связано с тем, что центр Брока находится близко к участку головного мозга, отвечающего за произвольные движения.

Степени тяжести моторной афазии

Как и любое заболевание, у данного расстройства также имеются свои степени тяжести моторной афазии:

  • Легкая степень характеризуется умеренным расстройством умения разговорной и письменной речи. Восприятие чужой речи при этом практически не нарушено. Однако при основательном исследовании больных можно выяснить, что все они не понимают речь, особенно сложные команды. Афемия – это когда больной некоторое время не может сам воспроизводить речь, но хорошо понимает чужую.
  • Тяжелая степень характеризуется значительным расстройством у больного самому воспроизводить устную речь, что сопровождается непониманием разговорной и письменной речи со стороны.

При значительном улучшении состояния больного может наблюдаться речевая активность, которая включает в себя проговаривание стереотипных фраз в качестве типичных ответов на типичные вопросы. Его речь становится медленной, неплавной, требует значительных усилий. Грамматика сохраняет свою неправильность. В речи часто продолжают отсутствовать служебные слова (союзы, предлоги).

Лечение

На восстановление речевых навыков требуется много времени. Но чем раньше начнете, тем раньше закончите. На восстановительные процессы влияют степень поражения мозга, его лечение, состояние здоровья, возраст пациента. Рекомендуется активное участие родственников в жизни больного.

При этом желательно:

  • Разговаривать с больным, как со здоровым. Не нужно еще раз заострять внимание на его болезни.
  • Активно привлекать его к беседе.
  • Использовать короткие и простые предложения.
  • Повторять некоторые ключевые фразы. Это позволяет их лучше запомнить и понять.
  • Использовать язык жестов.
  • Не исправлять речь больного.
  • Предоставлять больному афазией Брока необходимое время на проговаривание слов. Это требует терпения от окружающих.

Характерные особенности речевых расстройств могут быть использованы для постановки синдромального диагноза, имеющего топическое значение. На основании нарушений беглости речи, понимания и повторения различают восемь классических синдромов корковой афазии. Эти синдромы речевых расстройств наблюдаются приблизительно у 60 % всех больных с афазией. Большинство оставшихся «атипичных» афазий обусловлено очаговым поражением подкорковых структур головного мозга. Большое значение при клинико-анатомических сопоставлениях имеет время возникновения афазии. Вскоре после острого нарушения мозгового кровообращения деафферентация, отек и другие механизмы диашиза приводят к появлению чрезвычайно выраженных неврологических дефицитов. Позднее, благодаря пластичности нервной системы происходит восстановление функций и уменьшение неврологического дефицита. Синдромы афазии имеют максимальное топико-диагностическое значение в пределах от 3 недель до 3 месяцев после их возникновения. А. Афазии вследствие поражения зон мозга вокруг сильвиевой борозды.

Афазия Брока.

У больных с афазией Брока наблюдаются: (1) нарушение беглости речи, дизартрия, затруднение речи; (2) нарушение повторения; (3) относительная сохранность понимания речи с легким затруднением понимания синтаксических и сравнительных грамматических конструкций. У больных отмечается «телеграфный» стиль речи, в речи содержатся имена существительные и глаголы с пропусками небольших соединительных слов. У большинства больных наблюдается брахиофациальный гемипарез. У больных часто имеет место фрустрация вследствие дефекта речи и повышен риск развития депрессии.

Очаги поражения, вызывающие афазию Брока , находятся в задних отделах нижней лобной извилины (центр Брока) и могут захватывать окружающую моторную, премоторную области коры и подлежащее белое вещество. Очаги поражения, ограниченные только центром Брока, вызывают легкую преходящую афазию и более постоянную дизартрию.

Центр Брока кровоснабжается верхней ветвью средней мозговой артерии.

Латеральная поверхность левого полушария большого мозга.
Поля 44 и 45 Бродмана соответствуют зоне Брока, а поле 22 - зоне Вернике. Поля 41 и 42 соответствуют первичной слуховой коре.
Эти поля расположены глубоко в сильвиевой борозде и не видны на снимке боковой поверхности полушария большого мозга.
Поле 40 представляет собой надкраевую извилину, а поле 39 - угловую извилину.
Названия извилин и соответствующие им поля Бродмана приведены в таблице ниже.

Афазия Вернике.

У больных с афазией Вернике выявляется беглая речь с хорошей артикуляцией, без затруднений ее продукции и почти всегда засоренная парафазиями и неологизмами. Параллельно этому нарушается повторение. Ведущим симптомом афазии Вернике является выраженное нарушение понимания речи. Наблюдается два типа поведенческих реакций в ответ на нарушение понимания речи. Чаще всего в остром периоде больной не осознает своего дефекта, невозмутимо давая неадекватные и избыточные с элементами парафазии ответы на вопросы врача. Реже больные находятся в раздраженном или параноидальном состоянии, возможно, из-за неспособности понимать речь окружающих. Часто наблюдается верхнеквадрантная гомонимная гемианопсия. Тем не менее, отсутствие более выраженных двигательных и чувствительных расстройств, беглая речь пациента могут привести к ложному медицинскому заключению о наличии у него спутанности сознания или психоза.

Афазия Вернике наблюдается при поражении задней трети верхней височной извилины (центр Вернике или слуховая ассоциативная зона). Размер очага повреждения может значительно варьировать, поэтому повреждение часто распространяется на среднюю височную извилину и нижнюю теменную долю.

Центр Вернике кровоснабжается нижней ветвью средней мозговой артерии.

Глобальная (тотальная) афазия.

Наиболее тяжелая форма афазии , называемая глобальной, характеризуется тяжелым нарушением экспрессивной речи, выраженным расстройством понимания и нарушенной способностью к повторению. Спонтанная речь часто отсутствует, или больной произносит только несколько стереотипных звуков. Нарушены или невозможны чтение и письмо. Почти всегда наблюдается сопутствующая гемиплегия. Часто отмечаются гемианестезия и гемианопсия.

При типичном инсульте в патологический процесс целиком вовлекается зона вокруг сильвиевой борозды, включая центр Брока в нижней лобной извилине, центр Вернике в заднем отделе верхней височной извилины и лежащую между этими центрами кору лобной и теменной долей. В редких случаях изолированное поражение центров Брока и Вернике вызывает глобальную афазию без гемипареза. Зона вокруг сильвиевой борозды кровоснабжается ветвями средней мозговой артерии. Окклюзии внутренней сонной и средней мозговой артерий являются наиболее частыми причинами глобальной афазии.