Модель"Организации внутришкольного мониторинга качества образования.". Система внутришкольного контроля

Система внутришкольного контроля.

Система внутришкольного контроля (далее – ВШК) – это "инструмент" управления, который являясь подсистемой общей системы управления школой, имеет существенные резервы для развития как инструмент управления качеством образовательного процесса, т. е. внутришкольный контроль должен выступать как "внутришкольный контроль качества образовательного процесса»…

Если в составе объектов ВШК будут отражены все перечисленные в новых стандартах образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные), если в ВШК будут включены все условия, названные в стандартах, если сама система управления, наконец, станет объектом управления, только в этом случае ВШК будет действенным инструментом, реализующим принципы философии управления, ориентированной на результат.

Причины необходимости изменений в системе внутришкольного контроля, адекватных современным требованиям, подробно и доказательно описаны в пособии Бахмутского А.Е., Кондраковой И.Э., Писаревой С.А. "Оценка деятельности современной школы". Авторы выделяют следующие недостатки существующей системы ВШК:

    материалы анализа результатов ВШК не в должной мере отражают причинно-следственные связи между результатами обучения и воспитания;

    не всегда определяются пути решения проблем и тенденции обновления образовательного процесса;

    реализуемые задачи не связываются с переводом учебного заведения на более высокий качественный уровень, ВШК перегружен решением сиюминутных проблем. Результаты контроля, как правило, связаны с констатацией того, что есть сейчас;

    школьная администрация не пытается выявить причины результатов ВШК. Чаще всего контроль направлен на выявление имеющихся недостатков в работе учителей.

Подавляющее большинство учителей воспринимает процедуры ВШК как оценку деятельности одного человека другим (а зачастую и просто как оценку одного человека другим). Тогда как грамотно спроектированный ВШК ни что иное, как управляющая система, где в каждом узле происходит накопление, переработка, осмысление и выдача информации, необходимой для поддержания высокого уровня качества всего образовательного процесса.

Сегодня модернизации ВШК как инструмента управления образовательным процессом в школе требуют (одновременно этому способствуя) не только ФГОС и НСОТ, но и документы, определяющие направления совершенствования образовательного процесса школы, положения национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", нового Квалификационного справочника и др.

Следовательно, для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС и НСОТ, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения .

Структура ВШК в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы структура ВШК соответствовала требованиям ФГОС, его цели и содержание должны отражать требования ФГОС как документа, описывающего условия и ресурсы реализации конечного результата общественного договора между школой и государством.

Проанализировав первые страницы ФГОС общего образования, находим следующий текст, обосновывающий дальнейшее использование данного документа как законодательного акта, определяющего обязательную, инвариантную часть ВШК:

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:

руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования… ".

Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса .

Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития над- и метапредметных общеучебных умений (по терминологии ФГОС: универсальных учебных действий – УУД).

Зачастую вся информация, собираемая в школе, оказывается разрозненной, логически не связанной. Получается не система контроля качества, а механическая сумма данных. Это не дает возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности процессов, а следовательно, грамотно выстроить корректирующие действия.

Стандарт образования можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество. В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:

    требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;

    требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;

    требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".

При проектировании ВШК в каждой школе должен быть реализован следующий алгоритм:

    Сначала операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.

    Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов ).

    Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений ).

    Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.

    Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы ).

    Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК ).

На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".

Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС

В приложении 1 представлен раздел ВШК, который обязательно присутствует в каждой школе: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (с. 1 ФГОС). Предлагается начать этот раздел с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся, – это отражает не только требования государственных документов, но и чаяния социума. Никакие достижения не могут компенсировать отрицательную динамику уровня здоровья детей.

Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:

    уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);

    уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;

    уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

Метапредметные образовательные результаты , представленные в ФГОС начального общего образования в 12 требованиях, а во ФГОС основного общего образования – в 16 требованиях, необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:

    уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.);

    уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);

    уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.);

    уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).

Качество и динамика обученности – это единственный показатель, который в школах всегда входит в состав предметных образовательных результатов ВШК. Однако в соответствии с требованиями средосообразности необходимо включить в ВШК такие показатели:

    подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;

    уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);

    участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.

Практика показала, что наличие перечисленных выше показателей отражает результативность образования в школе, выявляет те подсистемы в школьной образовательной системе, которые требуют коррекции и/или развития. Так, уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:

    в системе "учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи;

    в системе "ЗУВР – МО – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, МО в увеличение зон актуального и ближайшего развития ученика.

В приложении 2 представлен раздел "ВШК качества процесса", спроектированный на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов, а также с учетом принципов критериального оценивания. В этом разделе ВШК определяется уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий. В ФГОС цели этого раздела ВШК определены как "…обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения" .

Первый раздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Предлагаемая структура этого раздела, включающая 10 направлений анализа, выстроена также по принципу необходимости и достаточности. Направления анализа могут быть расширены, уточнены. Но все описанные направления раздела должны быть реализованы в ВШК:

    качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;

    качество планирования и организации уроков по предмету;

    качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);

    качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;

    качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;

    качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;

    качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;

    качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;

    качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы;

    качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".

В разделе "качество воспитательной работы" необходимо предусмотреть отслеживание трех составляющих:

    качество реализации программы воспитательной работы;

    качество работы с родителями.

Очень эффективно в формате ВШК "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя. В этом разделе необходимо наличие таких направлений ВШК:

    динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;

    качество деятельности МО, предметных кафедр;

    качество реализации программы педагогического эксперимента;

    качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы;

    качество деятельности социально-психологической службы, службы тьюторов.

Раздел "Контроль качества управления" (приложение 3) редко присутствует в ВШК школ. В то же время именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Минимальный объем показателей качества управления:

    оптимальность состава и структуры ВШК;

    качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);

    качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);

    качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);

    качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);

    компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).

В специальном разделе ВШК необходимо отслеживать здоровье и психологическое состояние членов педагогического коллектива, их отношение к работе. Эти данные, представленные как обобщение анкет, включенного наблюдения, также определяют для школьного управленца цели и необходимые ресурсы для изменения качества образовательной среды.

Приложение 1

ВШК КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ

на основе компетентностно-деятельностного подхода (уровень реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования)

Критерий

Показатель

Формат

Методы, технологии

Субъекты реализации ВШК

Здоровье обучающихся

Уровень здоровья обучающихся

Мониторинг

Специальные обследования

Медицинские работники, педагоги-психологи, заместитель директора по УВР, классные руководители

Личностные образовательные
результаты

Уровень социализированности и уровень воспитанности

Включенное наблюдение, анкетирование

Заместители директора по УВР и ВР, классные руководители

Уровень учебно-познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально-духовный)

Включенное наблюдение, анкетирование

Уровень сформированности ценностей ЗОЖ

Микроисследования

Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование

Социолог, педагог-психолог, учителя биологии

Метапредметные образовательные результаты

Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления)

Мониторинг

Специальные контрольно-методические срезы (КМС)

Заместитель директора по УВР, председатели МО

Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения)

Специальные КМС

Уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь)

Специальные КМС, включенное наблюдение

Уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета)

Специальные КМС, эффективность использования ИКТ

Предметные образовательные
результаты

Качество и динамика обученности

Мониторинг

Итоговые контрольные работы, оценки за полугодие, год

Заместитель директора по УВР, председатели МО

Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки

В соответствии с режимом внешнего мониторинга

КМС внешней экспертизы

Уровень обучаемости

Мониторинг

Специальные КМС

Заместитель директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники

Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах

По факту

Портфолио ученика

Приложение 2

ВШК КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА

на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов
(уровень созданных условий реализации основной образовательной программы
общего образования, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических,
информационно-методических, материально-технических и иных условий)

Критерий

Показатель

Формат

Методы, технологии

Субъекты реализации ВШК

Качество обучающей предметной деятельности

Качество планирования и организации уроков по предмету

Мониторинг

Заместитель директора по УВР, председатели МО, методисты, учителя-предметники

Микроисследования

Разработанная для каждого микроисследования критериальная система оценки качества (в рамках методических недель, ОЭР)

Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД)

Мониторинг

Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков

Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья
обучающихся в учебном процессе

Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков.

Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей

Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ

Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков

Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся

Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе

Критериальная система оценивания предметных внутришкольных событий в рамках образовательных программ школы

Качество деятельности по организации внешкольной предметной занятости обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.

Критериальная система оценивания внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.

Качество реализации требований Закона "Об образовании" к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ

Критериальная система оценивания качества условий обучения детей с ОВЗ

Заместители директора по УВР и ВР, медицинские работники, педагоги-психологи

Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы

Мониторинг, микроисследования

Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы

Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, методисты

Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника"

Мониторинг, тематические микроисследования

Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. п.)

Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, члены Управляющего Совета

Качество реализации системы воспитательной работы

Микроисследования

Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции

Заместитель директора по ВР, председатели МО, методисты, члены Управляющего Совета

Качество реализации программы воспитательной работы

Мониторинг

Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы

Заместитель директора по ВР

Качество работы с родителями

Микроисследования

Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы

Заместители директора по УВР и ВР, члены Управляющего Совета

Качество научно-методической системы школы

Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя

Мониторинг

Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития

Заместители директора по УВР и ВР, председатели МО, методисты, члены Управляющего Совета

Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе

Критериальная система оценки наличия профессионального выгорания

Качество методической деятельности МО, предметных кафедр

Критериальная система оценки качества методической деятельности МО, кафедр

Качество реализации программы педагогического эксперимента

Критериальная система оценки ОЭР в школе

Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы

Критериальная система оценки процесса и результатов деятельности подразделений школы

Качество деятельности социально-психологической службы

Приложение 3

ВШК КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

(реализация требований к структуре основной
образовательной программы общего образования)

Критерий

Показатель

Формат

Методы, технологии

Субъекты реализации ВШК

Качество образовательной программы школы

Структура программы, содержание
и механизмы ее реализации

Мониторинг

Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" с реальным ходом выполнения образовательной программы с целью коррекции

Директор, руководитель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР, члены НМС

Качество управления образовательным процессом

Состав и структура ВШК

Микроисследования

Критериальная система оценивания состава и структуры ВШК

Заместитель директора по УВР, члены НМС

Качество процесса реализации ВШК
как ресурса управления

Критериальная система оценивания качества ВШК как ресурса управления

Качество управления реализацией требований государственных документов

Выполнение СанПиН, ГОСТ и т. д.

Мониторинг

Оценка отклонений от нормы с целью коррекции

Заместители директора по УВР, по безопасности, по АХЧ, медицинские работники

Качество соблюдения Положения о документообороте ОУ

Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса

Заместитель директора по УВР

Качество управления материально-технической базой образовательного процесса

Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы

Микроисследования

Оценка объема и качества выполнения программы развития школы по данному разделу

Заместители директора по УВР и АХЧ, председатели МО

Качество управления профессиональным ростом педагогов школы

Наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты

Микроисследования в режиме выплат стимулирующей части зарплаты

Оценка соответствия и коррекция состава показателей в зависимости от целей
и задач школы

Директор, руководитель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР,
члены НМС

Компетентность субъектов управления

Уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения

Мониторинг

Критериальная система оценивания (мониторинг профессиональной компетентности субъектов управления качеством ОП)

Системы внутришкольного контроля ... далее -система оценки) представляет собой один из инструментов ... управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы ... По плану ВШК Зам. ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования Управление образования Калининского района г. Челябинска

    Основная образовательная программа

    Коммуникационных технологий (далее – ИКТ) ... научиться в этом году… Я научусь в этом году… Составляется... результатам внутришкольного контроля Дневники... в работе простейшие инструменты и более сложные... ВШК , являются для контроля : а) системы управления ...

  • Работы школы на 2013/2014 учебный год утвержден на педсовете

    Документ

    ... Это может означать, что действующие системы внутришкольного контроля ... системами внутришкольного контроля идеи выделения, наряду с содержательным контролем (контролем за образовательным, инновационным, обеспечивающим процессами, процессами управления ...

  • Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    Современным педагогическим инструментом сопровождения развития... провести ВШК за... Татарстан» Далее А.М.Бадретдинова... внутришкольного и внешнего контроля за системой ... этой задачи невозможно без эффективного управления . Совершенствование управления ...

  • Каждому образовательному учреждению интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, - управлять изменением этого качества. Решение таких задач требует разработки модели внутришкольного мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги .

    Под внутришкольным мониторингом качества образования мы понимаем вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанной на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления.

    Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования.

    Каждый год в школе собирается некая статистическая информация разного рода: начиная от отчета ОШ-1, заканчивая результатами ЕГЭ. Из года в год поток информации увеличивается. Заместители руководителя, психологи, социальные педагоги проводят различные исследования, анкетирования. Собранная информация анализируется, доводится до сведения коллектива, обсуждается на педагогических советах. На основе этих данных принимаются соответствующие решения, вносятся изменения в план ВШК.

    Создавая систему мониторинга в своей школе, нами изучался опыт других школ, был проведен обзор и анализ литературы, учитывался практический опыт, накопленный при работе коллектива нашей школы в 2008-2011 году в составе городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве». Все это постепенно формировало свое представление о мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности как механизма слежения и контроля за качеством образования.

    В проектировании модели была использована идея сферного подхода, в соответствии с которой структура школы как социальной организации образует единство четырех сфер: материальной, организационной, духовной, гуманитарной. Источник развития этих сфер - диалектическое противоречие между ними, а высшая цель развития - гуманитарная сфера, ученик, развитие способностей и удовлетворение потребностей которого являются главной задачей развивающейся школы.

    Так как мы рассматриваем мониторинг как механизм слежения и контроля за качеством образования, то идею сферного подхода мы связали с современной трактовкой понятия «качество образования», которое включает в себя не только качество педагогической деятельности и ее результатов, но и других видов деятельности, а также условий для их осуществления. Таким образом, материальная сфера - это качество условий (ресурсов), организационная и духовная сферы - качество образовательного процесса, гуманитарная - качество результатов.

    Такая модель мониторинга дает возможность наиболее полно выделить основные процессы развития школы внутри каждой из четырех «сфер». Мониторинг этих процессов и является важной составляющей деятельности субъектов управления школой. Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое явление и делится на более мелкие элементы.

    Следующий шаг при выстраивании модели внутришкольного мониторинга нами был сделан в сторону выбора и конструирования параметров для каждого из трех элементов, отражающих положение дел по направлениям мониторинга. Выбор параметров и критериев их оценки, на наш взгляд, является самым важным звеном в системе работы руководства школы по управлению качеством. При выборе мы основывались на следующих принципах:

    • · Параметр должен существенно влиять на качество образования.
    • · Исходная информация должна быть количественной, а не носить характер суждений.
    • · Параметры, по возможности, должны опираться на стандартную статистическую отчетность.

    Перейдем к описанию содержания трех основных составляющих нашей модели. внутришкольный мониторинг образование учреждение

    Качество условий (ресурсов). В понятие «ресурсы» мы включаем различные факторы, влияющие на качество образовательного процесса. Наиболее важными ресурсами школы, которые мы оцениваем, являются: кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансово-экономические.

    Кадровые ресурсы:

    • · Педагогический стаж
    • · Уровень образования
    • · Квалификационная категория
    • · Итоги аттестации
    • · Повышение квалификации
    • · Профессиональные достижения (конкурсы, самосовершенствование)
    • · Текучесть кадров

    Материально-технические ресурсы:

    • · Обеспечение кабинетов средствами обучения, в том числе компьютерами
    • · Обеспеченность учебно-методической литературой
    • · Смотр кабинетов
    • · Доступ в Интернет

    Информационно-методические ресурсы:

    • · Разработка авторских программ
    • · Разработка методических и дидактических материалов
    • · Обобщение и распространение передового опыта

    Финансово-экономические ресурсы:

    • · Обеспечение условий безопасности
    • · Внедрение новой системы оплаты труда

    Санитарно - гигиенические условия.

    Эстетические условия.

    Из всех процессов, протекающих в школе, образовательный, на наш взгляд, является ведущим, потому что несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

    Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям:

    • · Эффективность образовательных программ
    • · Внедрение программ расширенного, углубленного изучения, авторских
    • · Эффективность учебного плана
    • · Уровень преемственности учебных программ
    • · Организация профильного обучения
    • · Индивидуальная работа с мотивированными детьми

    Учебный процесс

    • · Качество проведения уроков
    • · Четкость выполнения учебного плана и программ
    • · Дозировка домашнего задания
    • · Охват обучающихся занятиями по выбору, факультативными занятиями
    • · Уровень психологической комфортности
    • · Уровень тревожности

    Воспитательный процесс

    • · Уровень воспитанности
    • · Уровень здоровья и физической подготовки
    • · Уровень общественной активности учащихся
    • · Охват обучающихся дополнительным образованием

    Качество основных результатов. Образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты: предметные, надпредметные и личностные, является главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая востребованность, конкурентноспособность - вот те индикаторы, по которым можно судить о качестве работы школы.

    Предметные результаты

    • · Процент обучающихся на 4 и 5 по ступеням обучения, по классам, по параллелям, по предметам
    • · Процент обучающихся с одной, двумя 3 (резерв)
    • · Количество отличников
    • · Количество медалистов
    • · Результаты текущих контрольных работ

    Надпредметные результаты

    • · Школьные олимпиады, конкурсы, интеллектуальный марафон
    • · Поступление выпускников в учебные заведения

    Все предметные и надпредметные результаты рассматриваются в динамике.

    Личностные результаты

    • · Уровень развития мотивации
    • · Уровень умственного развития
    • · Уровень социализации
    • · Ценностные ориентации

    Следует отметить, что представленный перечень параметров не является исчерпывающим, закрытым. Параметры оценки находятся в движении и могут меняться исходя из необходимости администрации школы узнать о состоянии того или иного объекта. Также на текучесть параметров оказывают влияние потребители образовательных услуг (обучающиеся, родители, социум). Так в последнее время программа внутришкольного мониторинга была дополнена блоком «Социальная эффективность», включающим:

    • · Наличие конкурса при поступлении
    • · Информационная открытость
    • · Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг

    Специально созданной службы мониторинга в нашей школе нет. Все мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы или родительской общественности. Виды мониторинга и состав постоянной группы, проводящей его, представлены в таблице.

    Соответствие видов мониторинга и ответственных за его проведение

    Вид мониторинга

    Кто проводит

    Виды деятельности

    Управленческий

    Директор, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности, бухгалтер

    Финансово-хозяйственная деятельность, кадровое обеспечение

    Дидактический

    Заместитель директора по учебной работе, председатели методических объединений

    Учебная работа, учебный процесс,промежуточная и итоговая аттестация, учебный план, программы

    Методический

    Заместитель директора по методической работе, заместитель директора по учебной работе

    Методическая и экспериментальная работа

    Воспитательный

    Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

    Воспитательная работа

    Психолого-педагогический

    Психолог, классные руководители

    Психологический климат

    Медицинский

    Социальный педагог, медицинский работник

    Охрана здоровья

    Как процесс, мониторинг представляет собой определенные этапы, последовательно сменяющие друг друга, нами выделены следующие:

    • 1 этап - подготовительный (определение объекта мониторинга, формирование экспертных групп, разработка инструментария).
    • 2 этап - информационный (сбор информации с помощью подобранных методик, наблюдение, анкетирование, опросы устные и письменные, изучение нормативных, инструктивных, методических и других вопросов).
    • 3 этап - аналитический (обработка, систематизация полученной информации, анализ результатов проведенной работы, оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа).
    • 4 этап - прогностический (оценка состояния объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов, прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта).
    • 5 этап - коррекционный (разработка стратегии коррекционно- развивающей работы).
    • 6 этап - итоговый (определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа).

    Этапы мониторинговых исследований расположены в определенной логической последовательности, все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы, делает мониторинг малоэффективным и некачественным.

    Надо отметить, что этот цикл наполняется разным содержанием в каждом конкретном случае, но алгоритм действий остается неизменным.

    Проведение мониторинга оценки качества образования требует значительных временных затрат. Но компьютеризация школы позволила администрации перевести бумажную работу по обработке информации, оформлению и хранению результатов в электронный вид. Благодаря использованию локальной сети стало возможным систематизировать все информационные потоки в единой форме и в одном месте.

    Для повышения эффективности функционирования системы мониторинга необходима автоматизация труда учителя и администрации образовательного учреждения. Такую возможность предоставляет Московский регистр качества образования (МРКО), участником которого является наша школа. Работа в МРКО сразу упростила технологию мониторинга, так как данная информационная система объединяет в себе информацию о качестве образовательных услуг в образовательном учреждении и позволяет оперативно влиять на внутреннюю аналитику образовательного учреждения, одновременно внося рекомендации по изменению параметров качества образования.

    На уровне образовательного учреждения эта система позволяет:

    проводить внутренний самоаудит образовательного учреждения на уровне класса, параллели, всего образовательного учреждения;

    выявлять обучающихся, не осваивающих стандарт образования, а также обучающихся, которых можно подтянуть по тем или иным предметам;

    выявлять педагогов с большим количеством проблемных компонентов;

    формировать и пополнять портфолио педагогического работника с учетом достижений работника и его обучающихся;

    автоматически выявлять занижение или завышение итоговых оценок;

    снизить нагрузку по формированию отчетности.

    Образование на современном этапе нуждается в системе управления качеством, которую должно иметь каждое образовательное учреждение. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Его обеспечение требует формирования специализированных механизмов управления качеством, одним из которых, несомненно, является мониторинг.

    Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.Разработанная модель внутришкольного мониторинга качества образовательного процесса, раскрывающая взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности, может быть использована в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении.

    Разделы: Администрирование школы

    Понятие “мониторинг” пришло в педагогику и социологию из экологии социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.

    “Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития”.

    Актуальность проблемы.

    В связи с существенными изменениями, происходящими в социальной сфере общества, в современном образовательном учреждении возрастает потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей управленческой деятельности. Среди требований появились такие обязательные умения и способности, как:

    • умение диагностировать состояние образовательного процесса;
    • умение обеспечивать системный контроль, анализ и коррекцию деятельности всех участников педагогического процесса;
    • умение прогнозировать.

    Важнейшим условием повышения эффективности управления учебным процессом является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся. Известно, что без осуществления постоянной обратной связи процесс управления малоэффективен, уровень эффективности принимаемых решений недостаточно высок, реализация ряда управленческий задач крайне затруднена. Такая обратная связь функционирует сегодня в практике недостаточно эффективно. Необходимым инструментом в решении этих проблем является мониторинг. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях модернизации школы, обновления содержания образования, введения образовательных

    Стандартов, нормализации учебной нагрузки обучающихся.

    Мониторинг внутришкольного контроля является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого в содержание

    Образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в гимназии, для принятии я эффективных управленческих решений.

    В настоящее время мониторинг все прочнее входит в систему образования. Сегодня как никогда возрос спрос на объективную информацию о результатах деятельности.

    Исследованию проблем внедрения в практику новейших научно-педагогческих технологий и достижений в области управлении посвящены труды отечественных педагогов Ю.А. Конаржевского, П.И. Третьякова, М.М. Поташника, В.И. Зверевой, В.П. Симонова и многих других ученых.

    Анализ литературы помогает определить подходы к мониторингу в управлении общеобразовательным учреждением. Они рассматривают как определенная система мониторинга, с помощью которой делается попытка ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, выявить связи квалификации педагога и результатов его преподавания.

    Целью исследования является практическая разработка системы педагогического мониторинга внутришкольного контроля в процессе управления гимназией.

    Объектом исследования является внутришкольное управление образовательным процессом на средней ступени общего образования.

    Предметом исследования является методические и теоретические основы внуришкольного управления развитием учебно-познавательной деятельности среднего звена.

    Гипотеза исследования.

    Гипотеза исследования основана на том, что качество образовательного процесса гимназии будет эффективным, если:

    • цели мониторинга ВШК направлены на создание условий для педагогического творчества; мотивированную и организационно подкрепленную поддержку педагогов; превращение новаторских инициатив педагогов в механизм развития образовательного процесса гимназии;
    • педагогический коллектив гимназии адаптирован к специфической деятельности, необходимым условием осуществления которой является способность субъекта к постоянной саморегуляции и саморазвитию;
    • мониторинг ВШК в гимназии позволяет в реальном режиме отслеживать рационально отобранные методы и приемы, направленные на повышение качества образования.

    Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

    1. Проанализировать проблемы качества обучения среднего звена в гимназии.
    2. Разработать механизм мониторинга ВШК в среднем звене.
    3. Определить критерии качества, инструментарий получения и обработки результатов мониторинга ВШК.

    Теоретическое обоснование проблемы.

    Для обоснования сущности и содержания мониторинга ВШК принципиально значимы положения общего управления гимназией. В современной педагогической теории и практике одной из приоритетных задач является поиск путей эффективности управления общеобразовательным учреждением. В связи с этим особое значение приобретает проблема объективного информационного обеспечения управления сложным образовательным процессом и, как следствие, широкое применение педагогического мониторинга в управлении.

    На основании можно заключить, что мониторинг как технология должен обладать основными её признаками: тиражируемостью, воспроизводимостью и устойчивостью.

    По каким направлениям может осуществляться педагогический мониторинг. Ю.А.Конаржевский эти направления определяет следующим образом: эффективность и действенность внутришкольного управления, состояние и результативность методической работы, состояние качества преподавания и организации процесса учения, состояние работы с родителями, состояние воспитательной работы, посещаемость, уровень развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний и умений, взаимодействие с внешней средой, деятельность коллектива по выполнению Закона Российской Федерации “Об образовании”, анализ конечных результатов функционирования школы.

    Достигнутый уровень развития теоретических и практических основ управления позволил подойти к построению концепции управления общеобразовательным учреждением с мониторинговым сопровождением, в основу разработки которой были положены: теория систем и теория управления, теоретические основы управления школой и развитие в ней инновационных процессов, теоретические основы педагогического проектирования и моделирования, социальные проблемы системы образования, а также современные исследования проблем управления школой.

    Определяющее значение в исследовании проблемы организации мониторинга в образовании имеют работы В.А. Кальней, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельниковой, О.А. Митиной, В.А. Мокшеева, Н.П. Пищулина, С.Н. Пищулина, Д.М. Полева, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой,

    С.Е. Шишова и др.

    Мониторинговые процедуры можно разбить на 2 основных типа: статистическая и динамическая.

    Статистическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности школы, сравнить полученный результат с нормативами и, определив отклонения, провести углубленный анализ и затем разработать ряд управленческих решений.

    Задача динамического мониторинга, например, определить успеваемость и усвоение учебной программы в данном классе. Для этого необходимо:

    1. Выяснить у учителя, какие срезовые процедуры он использует для определения знаний и умений, сравнив эти материалы с примерным стандартом образования, выписать результаты учительского контроля. После чего провести повторные, независимые замеры. Результаты сравнить.

    2. Через определенное время проводится процедура повторного контроля. Таким образом, можно выяснить динамику изменений в получаемых учеником знаниях, характеристику успеваемости класса в целом.

    Внутришкольный контроль – одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебно-воспитательного процесса.

    Основные функциональные задачи ВШК - это:

    • сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
    • обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих процессов.

    Основные принципы ВШК:

    • планомерность;
    • обоснованность;
    • всеобъемность;
    • теоретическая и методическая подготовленность.

    Результаты ВШК – основание для принятия оптимальных управленческих решений.

    Этапы внутришкольного контроля.

    1. Планирование.

    Планирование ВШК осуществляется на основе локальных актов гимназии №44 и с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива.

    2. Сбор информации.

    Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.

    Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос(устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).

    Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

    3. Обработка информации и экспертная оценка.

    При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.

    4. Распространение информации.

    Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости – до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях.

    5. Хранение информации.

    Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.

    Формы ВШК:

    Формы контроля различаются по разным признакам: по охвату объектов контроля, по признаку логической последовательности и по периодичности

    Проведения.

    I. По охвату объектов контроля различаются и используются следующие формы контроля.

    1. Классно -обобщающий .

    Объектами контроля здесь являются: уровень знаний и воспитания учащихся какого-либо класса, качество работы классного руководителя.

    2. Фронтальный.

    Объектами контроля являются: состояние преподавания отдельных предметов во всех или части классов, состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-нибудь параллели классов.

    3. Тематический.

    Объектами контроля являются: работа всего коллектива над какой-нибудь проблемой, уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме какого-либо предмета, состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении (например, работа с дневниками).

    4. Персональный.

    Объектами контроля являются: продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-либо стороны его педагогической деятельности.

    5. Обзорный.

    Объектами контроля являются: состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины учителей, состояние учебно-технического оборудования и т.п.

    II. По признаку логической последовательности различаются и используются следующие формы контроля:

    а) текущий;
    б) предварительный;
    в) промежуточный;
    г) итоговый.

    III. По периодичности проведения:

    Эпизодический (в определенный месяц учебного года, триместра).

    Периодический (ежегодный, еженедельный и т.д.)

    6. Виды внутришкольного контроля.

    В гимназии используются различные виды контроля, различающиеся признаком исполнителя:

    1. Административый контроль.

    Осуществляется директором или заместителем директора в соответствии

    С планом ВШК или при проявлении непредвиденных планом проблем.

    2. Кафедральный контроль.

    Осуществляется заведующими кафедрами гимназии.

    3. Учительский контроль.

    Осуществляется учителями в системе учитель-ученик.

    4. Ученический.

    Осуществляется в виде самоконтроля учащегося.

    Кафедральный, учительский и ученические виды контроля в свою очередь включают такие формы, как самоконтроль и взаимоконтроль.

    Исполнители контроля действуют на основе нормативно-правовой и учебно-методической документации.

    Итак, мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развитие профессионализма учителей, обученности учащихся и т.д.

    В приложении представлены справки проверки техники чтения и скорости письма по методике В. Зайцева.


    Ю.А. Конаржевский «… внутришкольный контроль - одна из важнейших управленческих функций…» П.И. Третьяков «Внутришкольный контроль - вид деятельности… по установлению соответствия функционирования и развития всей системы УВР школы на диагностической основе» В.А. Сластенин и др. «Внутришкольный контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа»


    Боровикова Т.И., Морев И.А. « … внутришкольного контроля, определяемого как наблюдение, изучение, проверка, мониторинг (отслеживание каких-либо явлений или объектов), сбор и обработка информации, ее анализ, систематизация, выявление состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности»


    «… Внутришкольный контроль только тогда дает положительные результаты, когда он охватывает все стороны педагогического процесса, нацелен на конечный результат, когда в нем взаимодействуют все участники педагогического процесса, когда осуществляется гуманистический подход к контролю» Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика,


    «… демократизация управления … требует объединения контроля сверху и снизу. Роль каждого члена трудового коллектива в контроле повысится при условии роста его ответственности за результаты своей работы. Практическая возможность реализации этого положения обеспечивается сочетанием самоконтроля ученика с контролем учителя; самоконтроля учителя с контролем административно-общественным, самоконтроля руководителя с общественным контролем». Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Педагогика, 1991.


    Внутришкольный контроль в модели обеспечения качества образования (Ю.А. Конаржевский, 1986) это системообразующий ресурс единой системы управления в образовательном процессе, атрибутивно определяемый как объектная система, интегрирующая в своем содержании в виде критериев, их показателей и уровневых дескрипторов все требования к качеству образовательного процесса; и как процессная система, реализующая все функции управленческой деятельности при осуществлении различных форматов контроля.






    «Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого- физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета…» ПРИКАЗ МИНСОЦРАЗВИТИЯ от 26 августа 2010 г. N 761н, Квалификационный справочник, должность «учитель». Может ли система ВШК стать инструментом и при решении этих проблем? Да, если в регламенте ВШК будут четко прописаны критерии, показатели и уровневые дескрипторы оценки каждого образовательного результата.


    ФГОС ВШК (в соответствии с требованиями ФГОС) Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной общей программы Требования к структуре основной образовательной программы Качество результатов Качество результатов - по ученику Качество процесса Качество системы управления Качество системы управления - по качеству системы ВШК, по компетентности администрации По кабинетам, мат- техническому оснащению По компетентности учителя По событиям, по урокам


    ВШК как объектная система. Соответствие состава и структуры ВШК в школе принципам социального управления демократизации и гуманизациидемократизации и гуманизации оптимального сочетания централизации и децентрализации в управленииоптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении системности целостностисистемности целостности научностинаучности Критерии качества: эффективность реализации принципов управления


    Системности и целостности 1. Принцип системности и целостности в управлении 1.Оптимальный уровень (максимум баллов) В школе действует локальный акт, в котором прописан критериальный аппарат всех составляющих ВШК с подробными уровневыми дескрипторами качества: образовательных результатов (по ученику - на основе требований ФГОС: по обученности, по УУД, по социализированности, уровню здоровья) качества образовательного процесса (по урокам, событиям, компетентности учителя, оснащенности кабинетов, экскурсионной деятельности и т.д.) Соответствие состава и структуры ВШК целям и задачам школы, наличие всех направлений ВШК


    2.Критический уровень В школе есть локальный акт, но не все показатели включены в структуру ВШК, и/или нет уровневых дескрипторов показателей 3.Недопустимый уровень В школе нет локального акта, не все показатели включены в структуру ВШК, нет описания показателей системности и целостности 1. Принцип системности и целостности в управлении Соответствие состава и структуры ВШК целям и задачам школы, наличие всех направлений ВШК


    Демократизации и гуманизации 2. Принцип демократизации и гуманизации управления Наличие этапов обратной связи в системе ВШК качества ОП 1. Оптимальный уровень (максимум баллов) В школе принят все коллективом регламент ВШК с утвержденной (утверждаемой ежегодно на первом педсовете) циклограммой ВШК; в циклограмме указаны сроки, место, даты и задачи обсуждения результатов каждого этапа мониторинга, каждого микроисследования


    2. Критический уровень В регламенте ВШК отсутствуют сроки, место, даты и задачи обсуждения результатов каждого этапа мониторинга, каждого микроисследования 3. Недопустимый уровень В школе нет регламента ВШК демократизации и гуманизации 2. Принцип демократизации и гуманизации управления Наличие этапов обратной связи в системе ВШК качества ОП


    Централизации и децентрализации 3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Оптимальность распределения управленческих полномочий Оптимальный уровень (максимум баллов) В регламенте ВШК реализуется принцип распределенной ответственности: все направления ВШК курируются субъектами, реализующими свое право решения вопросов, входящих в их компетенцию


    2.Критический уровень В регламенте ВШК не реализован принцип распределенной ответственности - в направлениях и этапах ВШК полноценно не реализуется управленческая компетентность учителя 3.Недопустимый уровень В школе нет регламента ВШК централизации и децентрализации 3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Оптимальность распределения управленческих полномочий


    4. Принцип научности управления Реализация компетентностного, системно-деятельностного и других научных подходов в проектировании ВШК Оптимальный уровень (максимум баллов) ВШК представляет собой систему, включающую необходимые подсистемы, объединенные целями, формулируемыми диагностично и операционально: показатели качества результата и процесса, определяющие цели ВШК план – циклограмма ВШК, описывающая структуру ВШК технологии мониторинга, инструментарий сбора и/или получения данных информационно-методическое сопровождение в бумажном и цифровом формате с описанием и программами сбора, систематизации, хранения, распространения и анализа всех полученных данных субъекты реализации целей и задач ВШК с достаточным уровнем управленческой компетентности


    4. Принцип научности управления Реализация компетентностного, системно-деятельностного и других научных подходов в проектировании ВШК 2. Критический уровень В системе ВШК отсутствуют или недостаточно реализуются 1-2 подсистемы. 3. Недопустимый уровень ВШК не представляет собой систему, не реализуется компетентностный подход


    Планово – прогностическая функция управления ВШК как процессная система. Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления Организационно- исполнительская функция Контрольно- диагностическая функция Информационно- аналитическая функция управления Мотивационно-целевая функция управления Критерии качества: функции управления Регулятивно-коррекционная функция управления Интернет-журнал "Эйдос"



    Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты 1. Требования к квалификации. ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761н (за что платят учителю…) 2. ФГОС (три группы требований к качеству образовательного процесса) 3. …


    Критерии: 1.Образовательные достижения учащихся, обучающихся у данного учителя 2. Качество деятельности учителя по созданию условий и реализации ресурсов для учебного успеха учащихся (качество обучающей деятельности учителя) 3. Качество воспитательной деятельность педагога, классного руководителя, воспитателя, тьютора 4. Качество деятельности учителя по совершенствованию собственного профессионализма 5. Качество деятельности учителя как члена единого профессионального коллектива


    Операционально и диагностично представлены цели, по целям определено содержание (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов), для данного содержания прописан и апробирован диагностический инструментарий (формы, методы, условия и технологии измерений), определен формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы), определены механизмы обратной связи с помощью этих продуктов кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам), разработан подробный регламент с определением функций каждого субъекта по принципу распределенной ответственности.






    Отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, снижающие валидность оценки результатов деятельности как ученика, так и учителя требует пересмотра и совершенствования в ВШК систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов в оценке уровня учебного успеха ученика; За последние годы автору удалось выявить ресурсы ВШК в решении наиболее острых проблем современного образования: Рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости требует введения в систему ВШК мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;


    Недостаточный уровень компетентности педагогов и школьных управленцев в обеспечении субъектной позиции ученика требует, в первую очередь, мотивации учителей на самосовершенствование, здесь введение в ВШК мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям и умениям, лежащим в основе индивидуализации образования. Недостатки во внедрении инноваций требуют выстраивания ВШК научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностного подходов;





    Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика - учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. ФГОС


    Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования, «Учитель года Москвы -2003» Сайт: galeeva-n.uCoz.ru



    1

    Представлена процессная модель внутришкольного мониторинга качества образования в условиях реа-лизации стандартов второго поколения. Обоснована методологическая основа моделирования монито-ринга: системно-деятельностный подход, менеджмент качества, концепция сбалансированных показате-лей. Внутришкольный мониторинг ― регулярная регистрация состояния параметров диагностической модели качества образования. Качество понимается как степень соответствия присущих характеристик образовательного процесса и результата установленным и ожидаемым требованиям потребителей и за-интересованных сторон. Предложены четыре группы показателей: обучающийся, педагог, родитель, си-стема управления. Доказывается, что внутришкольный мониторинг выступает средством управления качества образования, обеспечивающим принятие решений по функционированию и развитию локаль-ной образовательной системы, и ресурсом формирования ответственности за качество образования. Условиями реализации мониторинга являются: готовность субъектов мониторинга к внутренней и внешней оценке качества; использование всеми субъектами одной и той же заранее согласованной кри-териальной основы, выстроенной как система сбалансированных показателей; применение аутентичных методов сбора и анализа информации.

    сбалансированные показатели

    менеджмент качества

    внутришкольный мониторинг

    качество образования

    1. ГОСТ ISO 9000―2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ― М.: Стандартинформ, 2012. ― 32 с.

    2. Канне М.М. Системы методы и инструменты менеджмента качества: учеб. для вузов. / М.М. Канне, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе; под ред. М.М. Кане. ― СПб.: Питер, 2009. ― 560 с.

    3. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. / Р. Каплан, Д. Нортон. - Олимп-Бизнес, 2010. - 320 с.

    4. Кучер С.Н. Организация внутреннего мониторинга качества образования в образова-тельном учреждении / С.Н. Кучер, Т.М. Гозман. ― Барнаул: АКИПКРО, 2011. ― 145 с.

    5. Матвиевская Е.Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога: мо-нография. ― М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2008. ― 340 с.

    6. Михайлычев Е.А. Методология и технология обеспечения качества исследователь-ского и диагностического инструментария в системе образования: монография. ― Таганрог, 2008. ― 195 с.

    7. Новиков A.M. Методология образования / A.M. Новиков, Д.А. Новиков. ― М. : Либро-ком. ― 280 с.

    8. Оценка деятельности современной школы: учеб. пособ. / А.Е. Бахмутский, И.Э. Кондра-кова, С.А. Писарева. ― М.: АПК и ППРО, 2009. ― 72 с.

    9. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. ― М. : Про-свещение, 2009. ― 120 с.

    10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова-ния: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. прика-зов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 19.07.12)

    Существенное реформирование системы российского образования, в частности принятие закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных образовательных стандартов, актуализировали внимание широкого круга заинтересованных лиц к вопросам качества образования и его оценки. Эффективный внутришкольный мониторинг может не только обеспечить систему управления достаточной и объективной информацией для принятия решений, но и удовлетворить социальный запрос на доступность и достоверность информации о качестве образования. Цель исследования ― обосновать процессную модель внутришкольного мониторинга качества образования в условиях реализации стандартов второго поколения. Для достижения указанной цели использовались моделирование, логические методы анализа концептов и нормативных документов (интерпретация, анализ и синтез, сопоставление, конкретизация, обобщение); метод аналогий.

    Моделируя, мы учли, что модель, согласно А.Н. Новикову , должна соответствовать трем основным требованиям: ингерентности (достаточной степени согласованности со средой, в которой ей предстоит функционировать), простоты (для пользователей) и адекватности (достаточной полноты, точности и истинности). Моделирование осуществлялось нами соответственно следующим этапам: определение предмета (границ) моделирования; определение методологических оснований; выбор компонентов для описания системы и определение связей между компонентами; выбор условий.

    Уточним границы. Внутришкольный мониторинг как регулярная регистрация состояния параметров диагностической модели качества рассматривается нами в границах начального образования по причине того, что федеральные образовательные стандарты общего образования введены повсеместно только в начальной школе. Внутришкольный мониторинг осуществляется субъектами относительно локальной образовательной системы, центром которой выступает образовательное учреждение. Именно в интересах функционирования и развития этой системы реализуется внутришкольный мониторинг.

    Методологической основой внутришкольного мониторинга качества образования выступает системно-деятельностный подход, постулирующий в качестве образовательной цели развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин). Инновационность подхода в контексте федеральных стандартов в том, что основные результаты обучения и воспитания формулируются в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий». Особенности стандартов определили особенности оценки образовательных результатов обучающихся:

    1. Образовательные результаты обучающихся ― основной результат реализации образовательной программы школы. Системный и сложный характер образовательного результата предполагает использование персонифицированных и неперсонифицированных процедур, оценочных методик, взаимно дополняющих друг друга. 2. Мониторинговая процедура рассматривается как условие формирования контрольно-оценочной деятельности самих учащихся, т.е. постулируется естественность оценочных процедур, использование процедур самооценки, рефлексии. 3. Разделение ответственности за достижение образовательных результатов предполагает полисубъектность мониторинговых процедур. 4. Критериальный характер отслеживаемых параметров качества образования: формулировка показателей качества образования в таких терминах (с помощью таких показателей), которые понимались бы предельно однозначно всеми субъектами образовательной системы. 5. Содержательная интерпретация результатов мониторинговых процедур: выделение уровневых результатов.

    Вторым методологическим основанием моделирования процессной модели внутришкольного мониторинга выступила концепция систем менеджмента качества (СМК). Анализ различных взглядов на категорию «качество» позволил выявить следующие сущностные признаки данного понятия. Качество

    • есть существенная определенность объекта, которая характеризует его как целостный и отличает от других объектов, явлений;
    • есть системное понятие, характеризующееся сложной и иерархичной) структурой;
    • обладает свойствами изменчивости, т.е. может целенаправленно или случайно улучшаться или ухудшаться; относительности, т.е. оценивается в соответствии с определенными критериями; аксиологичности ― индивидуального восприятия, т.е. пригодности и приспособленности к определенным целям, условиям, потребностям человека или организации;
    • может быть измерено, прежде всего, по степени соответствия присущих характеристик требованиям потребителей и заинтересованных сторон; установленные требования зафиксированы в документах, другие требования должны быть оговорены. Удовлетворенность потребителей означает восприятие ими степени выполнения их требований.

    Основой построения и функционирования СМК выступает процессный подход. Согласно ИСО 9000:2011, «любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс» . Процессный подход подчеркивает важность понимания и реализации следующих положений: основное внимание менеджмента концентрируется на межфункциональных процессах; любая деятельность имеет поставщика ресурсов и покупателя результатов, все организационные компоненты связаны отношениями «поставщик―потребитель»; проблемы и недостатки создаются не конкретными людьми, а процессами. Учебные заведения должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления, поэтому мониторинг должен свидетельствовать о соответствии продукции установленным требованиям. Процессная модель, согласно процессному подходу СМК, отражает систему взаимодействующих процессов, входы и выходы процесса, необходимые ресурсы (исполнителей, способ регламентации действий).

    Третьим методологическим основанием внутришкольного мониторинга качества мы выбрали концепцию сбалансированных показателей (Р. Каплан и Д. Нортон ) ― стратегическое управление организацией на основе измерения (и оценки эффективности) комплекса оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации.

    Охарактеризуем назначение и функции моделируемого процесса.

    Назначение внутришкольного мониторинга ― информационная основа решений в области обеспечения и совершенствования качества образования как системообразующих характеристик образовательной системы. Задачами мониторинга выступают: выявление динамики изменений в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, динамики профессиональной компетенции педагогов, факторов образовательных результатов; оценка эффективности использования ресурсов; стимулирование и мотивирование субъектов образовательной системы к совершенствованию образовательной деятельности; формирование базы данных для внешней оценки.

    На основе анализа обозначим информационную, аналитико-оценочную, стимулирующе-мотивационную, прогностическую и корректирующую функции мониторинга.

    Информационная функция проявляется в получении информации относительно хода и эффективности образовательного процесса, побочных явлений и их характера; уменьшает недостаточность информации во избежание риска при принятии решений.

    Аналитико-оценочная функция означает возможность относительно объективно установить значимость полученных результатов, их соответствие целям и задачам образования, выявить причинно-следственные связи, отражающие состояние и тенденции развития образовательной системы. Общее направление анализа заключается в поиске всевозможных объяснений зафиксированного факта и дальнейшем их сокращении до выяснения истинной причинной зависимости. Данные, полученные с помощью сравнений, сопоставлений, классификации, служат основой для установления разного рода связей и зависимостей, поиска и нахождения причин педагогических и управленческих неудач.

    Стимулирующе-мотивационная функция заключается в воздействии собранной информации на мотивы, знания, действия субъектов образовательного процесса; важно, чтобы информация попала к пользователю в доступной для его восприятия и мотивирующей форме.

    Прогностическая функция связана с возможностью прогнозирования образовательного процесса, разработки плана развития образовательной системы. Чем более выражен прогностический потенциал мониторинга (т.е. чем больше уровень собранной информации позволяет вскрыть причинно-следственные связи), тем большую ценность он имеет.

    Корректирующая функция заключается в возможности принятия оперативных решений в контексте выявленных проблем. Основным ее содержанием можно считать разработку корректирующих мер по устранению вскрытых негативных фактов и их профилактике. Разработанные рекомендации являются своего рода средством обратной связи.

    Функции связаны между собой логикой осуществления мониторинга: собранная информация анализируется, оцениваются обнаруженные факты, тенденции, которые, с одной стороны, информируют об эффективности осуществленных действий, с другой стороны ― стимулируют дальнейшую деятельность; это позволяет сделать прогноз развития образовательной системы и провести необходимую коррекцию. Единство реализуемых функций мониторинга обеспечивает единство основных управленческих функций; игнорирование какой-либо функции ведет к снижению эффективности управленческих решений.

    Субъект мониторинга ― лицо, уполномоченное собирать и (или) анализировать информацию. Выявленная нами специфика образовательных стандартов позволила определить полисубъектность внутришкольного мониторинга качества в условиях федеральных стандартов. Основными субъектами мониторинга выделены субъекты, уполномоченные разрабатывать и принимать решения: руководитель образовательного учреждения, его заместители, педагоги и педагогический совет как коллективный орган. Кроме того, мы выделили родителей, партнеров, создающих совместно с образовательным учреждением среду, обеспечивающую развитие личности обучающегося. По усмотрению органов внутришкольного управления перечень субъектов может быть дополнен. Полномочия субъекта мониторинга определяются областью его деятельности и квалификацией осуществлять необходимые действия. Также мы выделили пользователей информации. Системные пользователи ― субъекты, систематически использующие информацию для принятия решений в области качества образования: руководитель образовательного учреждения и его заместители. Локальные пользователи ― субъекты, которые могут использовать часть данных для принятия решений в определенной области качества (например, педагоги). Случайные пользователи ― лица, имеющие возможность знакомиться с определенными данными (исключительно в неперсонализированном виде), однако делающие это нерегулярно, следовательно, их влияние на качество образования носит непрогнозируемый, случайный характер. Такими пользователями выступают, по нашему мнению, родители, пассивно участвующие в образовании своих детей.

    Внутришкольный мониторинг, как процесс, включает подпроцессы: разработка и утверждение модели мониторинга; сбор данных; анализ данных; подготовка данных к распространению и публикации.

    Подпроцесс «Разработка и утверждение модели» представлен следующими действиями: выбор объектов, показателей, критериев мониторинга; определение методов сбора информации; обоснование методов анализа, статистических моделей, шкал для обработки данных; определение форм и регламентов представления результатов измерения; определение сроков предоставления информации; распределение ресурсов.

    Охарактеризуем показатели внутришкольного мониторинга качества образования. При определении показателей мы учитывали, что их перечень должен отражать существенные характеристики качества образования и соответствовать ресурсным возможностям субъектов мониторинга; что показатели должны быть качественно или количественно измеряемы, однозначно интерпретируемыми субъектами и пользователями, согласованы с данными, которые запрашивают внешние органы управления. Соотнеся концепцию сбалансированных показателей со спецификой образовательной системы, в качестве стратегических показателей выделяем четыре группы показателей.

    В группу «Обучающийся» вошли показатели, характеризующие достижения обучающегося; группа «Родитель» описывает результативность отношений образовательного учреждения с родителями; группа «Педагог» характеризует результативность управленческого воздействия на педагога; группа «Система управления» ― управленческую систему. При этом уровень (степень, соответствие) показателей будет оцениваться с помощью измеряемых характеристик, для чего показатели должны быть трансформированы (преобразованы).

    Мы учитывали, что сложность педагогического измерения обусловлена отсутствием материального объекта измерения, фиксированной единицы измерения и, следовательно, нулевой точки отсчета. Преодоление концептуальных трудностей возможно посредством дедукции, определения измеряемых свойств от самых общих категорий, например, компетенция учащегося, до конкретных измеряемых характеристик (например, умение учащегося составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи). Для каждой измеряемой характеристики необходимо установить критерий результативности ― качественное описание или количественное значение, свидетельствующие о достижении поставленных целей. Например, для показателя «уровень предметных результатов обучающихся» измеримой характеристикой будут «уровень выполнения заданий», а критерием ― доля (процент) обучающихся, справившихся с заданиями, в общем количестве участвующих в выполнении задания (более 50%).

    Показателями направления «Обучающийся» считаем: готовность к обучению, активность, сформированность предметного, метапредметного и личностного результата, удовлетворенность обучение в образовательном учреждении. Показателями направления «Родитель» считаем удовлетворенность взаимодействием с субъектами образовательной системы; активность в жизни образовательного учреждения; понимание критериев оценивания. Показателями направления «Педагог» выступают профессиональная компетентность, активность в профессиональных конкурсах и подобных мероприятиях. Показателями направления «Система управления» выступают: обеспеченность и рациональность распределения ресурсов; разработанность нормативной базы по ФГОС; наличие жалоб, предписаний и т.п.; удовлетворенность персонала, родителей, партнеров условиями; здоровье учащихся; рейтинг образовательного учреждения; изменения в контингенте; количество договоров об оказании дополнительных услуг и организации внеурочной деятельности.

    Регистрационный подпроцесс представлен сбором информации по определенным ранее показателям, критериям.

    Аналитический подпроцесс включает действия по обработке, анализу данных, полученных в ходе их сбора. С целью использования данных мониторинга для обеспечения или совершенствования качества необходимо использовать «семь инструментов контроля качества»: контрольный листок, гистограмма, диаграмма разброса, стратификация данных, графики, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольная карта. Применение этих методов позволяет реализовывать важный принцип систем менеджмента качества («принятие решений, основанное на фактах») и основное назначение мониторинга. Можно рекомендовать для анализа и «семь новых инструментов контроля качества»: диаграмма сродства, диаграмма взаимосвязей, древовидная диаграмма, матричная и стрелочная диаграммы, диаграмма процесса и матрица приоритетов. Отметим, что в силу полисубъектности мониторинга и иерархии управления, разными субъектами данные могут быть агрегированы для последующего анализа или предоставления информации пользователям. Следует обратить внимание, что агрегирование показателей предполагает наличие, понимание и соблюдение всеми субъектами соответствующих правил обобщения частных показателей. В противном случае субъектам управления будет предоставляться не агрегированная, а неполная или разрозненная информация. Конкретные правила агрегирования устанавливаются субъектами образовательных учреждений с учетом особенностей объектов, выбранных для измерения их свойств показателей и типа измерительной шкалы.

    Публичный подпроцесс включает ознакомление пользователей с результатами мониторинга (публикация, публичные доклады, информация на сайте и пр.). Поскольку субъекты сбора информации могут быть различными, необходимо определить доступ к информации, учитывая обязательность определенной информации и требование конфиденциальности. Соблюдая требование публичности, транспарентности информации (в силу важной социальной значимости института образования), принимаем ответственность за точность, объективность, доступность информации, предназначенной для различных пользователей.

    Наиболее важными принципами организации внутришкольного мониторинга качества образования являются: необходимость и достаточность (показатели должны обеспечивать получение полной информации по всем блокам системы оценки образовательных достижений и факторов, определяющих полученные результаты); аутентичность мониторинговых процедур, естественная встраиваемость измерений в образовательный процесс; многомерность (от оценки отдельных характеристик образовательных достижений учащихся, профессиональной компетентности педагога к оценке нескольких характеристик одновременно); сопоставимость показателей и процедур внутришкольного и внешнего мониторинга качества образования; оперативность (используемые технологии проведения мониторинга должны обеспечивать достаточно быстрый сбор и обработку информации в целях принятия управленческих решений); конвенциальность (прежде чем оценивать, отслеживать, необходимо договориться о предмете, времени, методах получения и анализа информации); ресурсная целесообразность: процесс проведения мониторинга должен быть обоснован по используемым ресурсам, в т.ч. временным, информационным.

    Учитывая социокультурные, экономические, организационные (внутренние) предпосылки, организационно-педагогическими условиями реализации модели внутришкольного мониторинга выступают:

    • мотивационная и когнитивная готовность субъектов образовательной деятельности к внешней и внутренней оценке качества образования,
    • использование всеми субъектами внутришкольного мониторинга одной и той же заранее согласованной критериальной основы, выстроенной как система сбалансированных показателей, отражающих установленные и ожидаемые требования к процессу и результату общего образования;
    • применение аутентичных методов сбора и анализа информации, обеспечивающих объективность, достоверность и полноту данных.

    Графическое отражение процессной модели представлено на рис.

    Рис. Процессная модель внутришкольного мониторинга качества образования

    Таким образом, внутришкольный мониторинг выступает средством управления качеством образования, так как является совокупностью действий, осуществление которых создает оптимальную информационную основу принятия решений. Входом мониторинга является образовательная программа как совокупность требований к процессу и результату образовательной системы; выходом ― упорядоченные данные о характеристиках качества образования. Основными ресурсами, обеспечивающими процесс мониторинга выступают: человеческие (субъекты мониторинга) и информационные (программа мониторинга и банки методик сбора и анализа информации).

    Рецензенты:

    Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

    Матвиевская Е.Г., д.п.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

    Библиографическая ссылка

    Сапкулова Е.В. ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10678 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»