Краткие содержание сказок щедрина. Премудрый пискарь

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные "сказочные" сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Список такой:

  • "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" (1869).
  • "Дикий помещик" (1869).
  • "Премудрый пискарь" (1883).

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача - его найти и заставить работать. Сказано - сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

"Дикий помещик" (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного "запаха мужика" в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

"Премудрый пискарь" (1883)

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо. Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия. Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия. Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники). И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески. Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне школьной программы.

Коняге, в отличии от брата, приходится трудится в тяжёлых условиях. Брат же только удивляется живучести Коняги - ничем его не проймёшь.

Жизнь у Коняги непростая, всё что есть в ней - это тяжёлая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа - единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело - окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, - его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс - всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.

Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.

В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.

Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.

Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».

Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.

Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец - и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».

Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние. Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь. Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.

Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).

У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.

Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.

Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным. И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес. Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.

Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни. Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить. И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.

Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.

Другие пересказы сказок Салтыкова-Щедрина:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «...Литература, например, может быть названа солью русской: что будет, если соль перестанет быть соленой, если к ограничениям, не зависящим от литературы, она прибавит еще и добровольное самоограничение...»

Эта статья о сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга». В кратком содержании попытаемся понять, о чем хотел сказать автор.

Об авторе

Салтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) - выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных. Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.

По жизни, продвигаясь по службе, он много ездил по провинциям и наблюдал, в каком отчаянно бедственном положении находится крестьянство. Имея оружием перо, автор делится со своим читателем увиденным, обличая беззаконие, самодурство, жестокость, ложь, безнравственность. Обнажая правду, он хотел, чтобы и читатель смог за огромным валом лжи и мифов рассмотреть простую истину. Писатель надеялся, что наступит время, когда уменьшатся и исчезнут эти явления, так как верил, что судьба страны находится в руках у простого народа.

Автора возмущает творящаяся в мире несправедливость, бесправное, униженное существование крепостных. В своих произведениях он иногда иносказательно, иногда прямым слогом обличает цинизм и бездушие, глупость и манию величия, алчность и жестокость обладающих властью и полномочиями в то время, бедственное и безвыходное положение крестьянства. Тогда была строгая цензура, поэтому писатель не мог открыто критиковать устоявшееся положение вещей. Но и не мог молча терпеть, как «премудрый пескарь», поэтому он облек свои мысли в сказку.

Сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»: краткое содержание

Не о скакуне стройном, не о лошади покорной, не о кобыле ладной и даже не о коне труженике пишет автор. А о коняге-доходяге, бедолаге, безнадеге, безропотном рабе.

Как живет он, удивляется Салтыков-Щедрин в «Коняге», без надежды, без радости, без смысла жизни? Где берет силы на ежедневный каторжный бесконечный труд? Кормят его и дают отдыхать только для того, чтобы не умер и мог еще работать. Даже по краткому содержанию сказки «Коняга» понятно, что крепостной не человек вовсе, а трудовая единица. «…Не благополучие его нужно, а жизнь, способная выносить иго работы…» А если не пахать, кому ты нужен, один ущерб хозяйству.

Будни

В кратком содержании «Коняги» прежде всего необходимо рассказать, как жеребец круглый год монотонно делает свою работу. Изо дня в день одно и то же, борозду за бороздой, из последних сил. Поле не кончается, пахать не перепахать. Для кого-то поле - простор, для коняги же - кабала. Как «головоног», присосалась и давит, отнимая силы. Труден хлеб. Но и его нет. Как вода в сухой песок: была и нет ее.

И наверное, было время, когда коняга жеребенком резвился на травке, играл с ветерком и думал, как прекрасна, интересна, глубока жизнь, как сверкает она разными красками. А теперь лежит на солнцепеке худой, с торчащими ребрами, с облезлой шерстью и кровоточащими ранами. Из глаз и носа течет слизь. Перед глазами морок и огни. А вокруг мухи, оводы, облепили, пьют кровь, залазят в уши, глаза. И подняться надо, поле не допахано, и нет возможности встать. Поешь, говорят ему, работать не сможешь. А и к еде уже сил нет дотянуться, даже ухом не пошевелит.

Поле

Широкие просторы, покрытые зеленью и спелой пшеницей, таят в себе огромную волшебную силу жизни. Закована она в земле. Освобожденная, она бы исцелила раны коняге, сняла бы груз забот с плеч мужичка.

В кратком содержании «Коняги» нельзя не рассказать, как изо дня в день трудятся на нем конь и мужичок, как пчелки, отдавая свой пот, свои силы, время, кровь и жизнь. Для чего? Разве не хватило бы им хотя бы маленькой доли от огромной силы?

Пустоплясы

В кратком содержании «Коняги» Салтыкова-Щедрина нельзя не показать и коней-пустоплясов. Считают себя избранными. Прелая солома - это для коняг, а для них лишь овес. И обосновать это грамотно сумеют, и убедить, что это - норма. И подковы у них, наверное, золоченые и гривы шелковистые. Резвятся на раздолье, создав для всех миф, что батюшка-конь так и задумал: одним все, другим лишь минимум, чтобы не померли трудовые единицы. И вдруг открывается им, что они пена наносная, а мужичок с конягой, которые кормят весь мир, - бессмертные. «Как так?» - закудахчут пустоплясы, удивятся. Как могут быть коняга с мужичком вечными? Откуда у них добродетель? Каждый пустопляс свое вставляет. Как же обосновать для мира такой казус?

«Да он же глупый, этот мужик, всю жизнь пашет на поле, откуда ум?» - примерно так говорит один. В современном изложении: «Если такой умный, почему без денег?» Да причем здесь ум? Сила духа громадна в этом тщедушном теле. «Труд дает ему счастье и покой», - успокаивает себя другой. «Да он по-другому и жить-то не сможет, привык к кнуту, отними его - пропадет», - развивает третий. И успокоившись, радостно желают, как бы добра болезной: «...Вот у кого учиться надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»

Заключение

Восприятие сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина у каждого читателя разное. Но во всех своих произведениях автор жалеет простого человека или обличает недостатки правящего класса. В образе Коняги и Мужичка у автора безропотные, угнетаемые крепостные, огромное количество людей-тружеников, зарабатывающих свою маленькую копеечку. «...Сколько веков он несет это иго - он не знает. Сколько веков предстоит нести его впереди - не рассчитывает...» Содержание сказки «Коняга» словно краткий экскурс в историю народа.

Книга «Сказки» включает в себя тридцать два произведения, которые создавались на протяжении четырех лет (1883—1886). Для сатиры Щедрина обычными являются приемы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов сатирика. В сложном идейном содержании сказок писателя можно выделить три основные темы: сатиру на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»), изображение жизни народных масс в царской России («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») и обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист»). В своих сказках Салтыков-Щедрин является продолжателем традиций (фольклорных, басенных, сатирических, соединения реального и фантастического), которые были сформированы в русской литературе до него. В «Повести о том, как один мужик, двух генералов прокормил» Щедрин приемами остроумной сказочной фантастики показывает, что источником не только материального благополучия, но и так называемой дворянской культуры является труд мужика. Генералы-пара- зиты, которые привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожирать друг друга. Появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский» облик. С горькой сатирой изобразил сатирик рабское поведение мужика. Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пискарь», пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик выставил на публичный позор интеллигента-обывателя, высказал презрение к тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от активной общественной борьбы в узкий мир личных интересов.

Книга «Сказки» включает в себя тридцать два произведения, которые создавались на протяжении четырех лет (1883—1886). Для сатиры Щедрина обычными являются приемы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов сатирика. В сложном идейном содержании

Краткое содержание Жил-был пискарь. Его родители перед смертью завещали ему жить, глядя в оба. Пискарь чувствует, что повсюду его подстерегает беда, которая может исходить от соседей-пискарей, от больших рыб, от человека. Отец пискаря едва не был сварен в ухе. Пискарь делает себе жилище такое, что только он в нем помещался, и в таком месте; куда бы никто не добрался. Ночью отправляется на поиски еды. Весь день «дрожит» в своем жилище, терпит лишения, но старается сохранить свою жизнь. Его жизни угрожают раки, щуки, но ему удается остаться живым. Семью пискарь не может завести из практических соображений: «самому бы прожить». Прожил пискарь в одиночестве и страхе «с лишком сто лет». Щуки нахваливают пискаря за его осторожность, надеясь, что тот расслабится и им удастся съесть его. Но пискарь дорожит своей жизнью и потому бдителен. Он задумывается над словами щук: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет...», и ему становится очевидно, что если бы все пискари жили, как он, то пискарей уже давно бы не было. Его жизнь бесплодна и бесполезна. Такие пискари «живут, даром место занимают да корм едят». Пискарь принимает решение вылезти из своего жилища и раз в жизни проплыть по реке. Но ему так страшно, что он не осуществляет задуманное. И умирая, пискарь пребывает в страхе. Никто не интересуется у него, каким образом можно прожить сто лет. Его называют не премудрым, а «остолопом». Пискарь исчезает. «Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

Краткое содержание На необитаемом острове оказались два генерала, которые всю жизнь служили «в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ни чего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”». Проснувшись, генералы рассказывают друг другу о том, что им приснилось, будто они оказались на необитаемом острове.