Диагностическая работа психолога в школе. Компакт-диск для компьютера: Методики
Программа профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов, взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями.
В современных условиях происходящих изменений, внедрения инновационных технологий в педагогический процесс все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов в сфере социального обслуживания и профилактики «синдрома эмоционального выгорания». Поэтому возникла потребность разработки программы профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения.
Данный тренинг рассчитан на 40-45 минут
Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся, перед экзаменами.
Целевая аудитория: для психолога
Педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить - гиперактивность.
Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т. е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка. Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
Разработанные коррекционные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.
В банк внеурочных занятий вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу
Целевая аудитория: для психолога
Данный опросник разработан Л.Йовайши. Он очень прост и удобен в применении. Т.к интерпретация результатов тестирования возможна в кратчайшие сроки. Т.е относится к экспресс-методике.
Использую данную методику ужу давно. Будучи еще школьным психологом. Надо отметить и в работе воспитателя спец.школы. Дает объективную оценку возможностей выпускников. Главное очень нравится самим учащимся. Главное преимущество- лаконичность и точность.
Целевая аудитория: для психолога
Искусство понимания мимики, умение «читать» лица других людей очень важно для любого человека, живущего в наше время. Это умение необходимо каждому - в особенности людям, планирующим связать свою дальнейшую трудовую деятельность с профессиями, в которых необходима работа с людьми. Кроме того, умение распознавать эмоции других людей полезно в любых видах межличностного общения. Оно поможет лучше понимать друзей и родителей (ведь часто бывает трудно понять и принять то, что у людей существуют различия в том, как переживаются и отображаются на лице одни и те же эмоции). Поможет угадывать намерения малознакомых людей и быть более успешным в интимно-личностных отношениях. Цель занятия - пробудить в ребятах интерес к этой теме и побудить их к самостоятельному и более полному изучению невербального общения.
Целевая аудитория: для 8 класса
Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников.
Возраст: 7-8 лет
Тема: «Приключение в мире сказок»! Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников. Задачи: 1. развитие познавательных интересов и кругозора. 2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости. 3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений. Время занятия: 45 мин. оборудование: интерактивная доска, презентация, карандаши, рисунки - раскраски Тип урока: познавательный.
Целевая аудитория: для 1 класса
Данный урок рассчитан на детей 7-8 лет
Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.
- развитие познавательных интересов и кругозора.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.
- воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений.
Целевая аудитория: для 1 класса
Данная разработка содержит конспект занятия для учащихся 1 - х классов. При проведении занятия используются разные современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация. Занятие может быть использовано как часть коррекционно - развивающей программы адаптации, так и как самостоятельное занятие по предложенной теме. Если работоспособность детей в группе не очень высокая, то можно исключить упражнение с совместным рисованием истории. Задание с раскрашиванием рюкзака может быть использовано педагогом - психологом с диагностической целью.
Целевая аудитория: для 1 класса
Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе - первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной - деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Целевая аудитория: для психолога
Лекция для классных руководителей о влиянии цвета на развитие личности ребёнка. Умело, грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармони, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно сделать помещение унылым и невыразительным, или излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг. В лекции приведены примеры сочетания и влияния различных цветов на личность. Лекция подкреплена примерами находящимися в презентации.
Целевая аудитория: для классного руководителя
Данная презентация может использовать педагогами-психологами на индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. В презентации представлены задания на развитие восприятия, внимания, памяти.
Целевая аудитория: для психолога
В презентации "Психологическая подготовка к экзаменам" рассматривается объективный взгляд на экзамен. Ребята из презентации смогут узнать из каких моментов должна состоять подготовка к экзамену и как правильно ее организовать на каждом из этапов. Какими способами бороться со стрессом, какие продукты необходимо употреблять. Узнают о важности режима сна и отдыха в период подготовки, ознакомятся с приемами, мобилизующими интеллектуальные возможности. Презентацию можно использовать педагогу- психологу в рамках профилактической работы.
Целевая аудитория: для психолога
Данная разработка поможет Вам скорректировать поведение детей. Материал разработан на основании книги Мишеля Борбра "38 способов изменения проблемного поведения ребенка" материал может быть интересен психологам, классным руководителям и родителям. Данную презентацию можно использовать в качестве методического пособия на методических объединениях и родительских собраниях.
Целевая аудитория: для психолога
Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема родительского собрания:
причины возникновения конфликтных ситуаций;
умение определять проблему (выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и анализировать ее;
поиск возможных выходов решения из конфликтной ситуации.
Материал методической разработки ориентирован для родителей подростков 11-14 лет.
По итогам собрания родители приобретают следующие навыки:
умение находить компромисс;
умение применять полученные навыки, упреждающие возможным воспитательным затруднениям;
применение в личной практике техники активного слушания
Целевая аудитория: для психолога
Родительское собрание-практикум содержит упражнения, рекомендации и презентацию. Направлено на повышение уверенности в себе родителей и повышение самооценки детей. Помогает формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Содержит информацию о психологических знаниях, умениях и навыках, необходимых родителю для достижения успеха в жизни, и жизни детей. Открывает новые грани индивидуальности детей в глазах родителей. Помогает в обеспечении психологического здоровья, профилактика суицидальных проявлений среди детей и подростков.
Целевая аудитория: для психолога
Данная разработка способствует созданию благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Описывает основные причины, приводящие к недопониманию между детьми и родителями. Презентация позволяет учитывать возрастные особенности соответственно возрасту и потребностям ребёнка. Обращает внимание на важность доверительных отношений с детьми. Счастливая семья - пример для окружающих.
Целевая аудитория: для психолога
В профессии психолога зачастую нет готовых ответов и рецептов, специалисту нужно постоянно узнавать что-то новое, чтобы помочь школьнику или учителю. Самыми лучшими помощниками являются книги. Порой, прочитав книгу опытного коллеги-психолога, понимаешь, как действовать дальше; видя схожие проблемы в работе, понимаешь, что ты не один на этом поприще и набираешься силы духа. Некоторые книги полезны обилием тестов и упражнений, некоторые — философскими основаниями работы психолога. Далее приводится рекомендуемый список книг для чтения школьному психологу.
Аналитический отчет о работе педагога-психолога СОШ №1
за 2013-2014 учебный год
1. Общие задачи и направления в деятельности в 2013/14 учебном году
Целью работы психолого-педагогической службы является психологическое сопровождение в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и помощь в адаптации к школьным требованиям.Основные задачи, поставленные перед психологической службой, отражены в таблице.
Добрый день, уважаемые учителя, ученики и родители! "Меня зовут Доронина Юлия Сергеевна, я - школьный психолог.
На этой странице вы узнаете, чем я занимаюсь, а также в каких случаях можно обратиться ко мне за помощью.
Так же внизу страницы вы сможете найти форму записи на приём.
График моей работы: Вт-Пт, с 10.00 до 16.00.
Вы можете указать в форме удобное для вас время, и мы обяательно договоримся о встрече."
Выполненные исследования за 2017-2018 учебный год:
- Городской мониторинг по межшкольному насилию
- Проведение диагностики учащихся 1,5 для изучения уровня адаптации и школьной мотивации
- Проведение диагностики структуры интеллекта учащихся 1,2,3,4,5,6 и 8-х (формирования УУД в рамках внедрения ФГОС)
- Диагностика готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено
- Диагностика внимания и памяти учащихся 2,3 классов
- Диагностика суицидального риска 6,7 классов.
- Диагностика одаренности учащихся 1 классов
- Социометрический статус учащихся (паспорт класса) с 1-10 классы.
Работа по профориентации за 2017-2018 учебный год (см. стр )
________________________________________________________
Главной позицией психолога является создание условий жизненных систем и выбор этих систем для детей. При совместной работе психолога и педагогов у ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознание собственного «я», уверенность в себе и умение формировать собственное мнение. Школьный психолог выступает в роли организационного звена между детьми и педагогами, так как это необходимо для защиты интересов и выявления возможностей школьников.Взаимодействие психолога и администрации, а также педагогического коллектива приводит к созданию условий для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, работников и других участников образовательного процесса.Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми. Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной позиции - это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира.
В каких случаях следует обратиться за помощью к психологу?
1. Трудности в учёбе
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в классе
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути
Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление и саморазвитие
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.