Рабочая программа по информатике (начальная школа). Информатика в начальной школе Фгос начальной школы по информатике

Рабочая программа кружка «Информатика» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н. В. Матвеевой, Е. И. Челак, Н. К. Конопатовой Л. П. Панкратовой, Н. А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013год. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета информатика в 2-4 классах

Личностные результаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  1. Содержание программы учебного предмета информатика во 2-4 классах

Изучение курса кружка «Инфознайка» во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделя-ются виды информации по способу восприятия ее чело-веком, вводятся понятия источника и приемника инфор-мации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информа-цией.

Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер об-рабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные приклад-ные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.

Содержание четвертой главы направлено на формиро-вание и развитие понятие документа, на способы его со-здания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие до-кумента актуально во всех смыслах, так как дети уже по-стоянно имеют дело с разными бумажными и электронны-ми документами (со свидетельством о рождении, заявлени-ями, справками, файлами и пр.).

В 3 классе происходит повторение и развитие учебного материала, изученного во втором классе.

Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в 3 классе является понятие объекта. Форми-руется представление об объекте как предмете нашего вни-мания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, по и свойства предметов, процессы, события, понятия, суж-дения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в на-чальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «мо-дель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рас-суждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя ал-горитма, свойствах процесса управления и т. д., что состав-ляет содержание курса в 4 классе.

Уже в 3 классе начинается серьезный разговор о ком-пьютере как системе, об информационных системах.

Со-держание 4 класса — это то, ради чего информатика дол-жна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС — стандарта второго по-коления, поскольку в начальной школе необходимо на-учить детей управлять не только компьютером и своим вре-менем, но и собой.

  1. Тематическое планирование 2 класс

Наименование разделов и тем

Введение в информатику (2 класс)

Раздел 1. Человек. Информация. Компьютер.

Правила ТБ и поведения в компьютерном классе. Человек и информация

Какая бывает информация

Источники информации

Письменные источники информации

Приёмники информации

Компьютер - инструмент для работы с информацией

Носители информации

Память компьютера

Промежуточная контрольная работа к разделу «Человек. Информация. Компьютер»

Анализ контрольной работы

Раздел 2. Кодирование и декодирование информации

Кодирование (декодирование) - преобразование информации по определённым правилам

Кодовые таблицы

Кодирование с помощью алфавитного письма

Языки людей и компьютеров

Число и кодирование информации

Код из двух знаков

Помощники человека при счёте

Кодирование (декодирование) числовой и текстовой информации

Промежуточная контрольная работа к разделу «Кодирование и декодирование информации»

Анализ контрольной работы

Раздел 3. Виды информации и компьютер

Текстовый редактор - программа для работы с текстом

Клавиатура как средство ввода текстовой информации

Ввод текста

Редактирование текста.

Графический редактор - программа для работы с изображением.

Мышь, графический планшет как средства ввода графической информации

Создание пиктограмм

Создание рисунка инструментами графического редактора

Промежуточная контрольная работа к разделу «Виды информации и компьютер»

Анализ контрольной работы

Повторение темы «Источник и приёмники информации»

Повторение темы «Кодирование и декодирование информации»

Завершающая контрольная работа за 2 класс

Резерв времени 1 час

Итого уроков во втором классе 34

Наименование разделов и тем 3 класс

Информационные объекты (3 класс)

Раздел 1. Действия с информацией

Входной контроль. Правила ТБ и поведения в компьютерном классе. Немного истории о действиях с информацией

Сбор информации

Представление информации

Кодирование информации

Декодирование информации

Хранение информации

Обработка информации

Передача информации

Промежуточная контрольная работа к разделу «Действия с информацией»

Анализ контрольной работы

Раздел 2. Информационный объект и его характеристика

Объекты и их имена

Свойства объектов

Состав объекта

Действия объекта

Информационный объект и смысл

Документ как информационный объект

Электронный документ и файл

Типы файлов

Промежуточная контрольная работа к разделу «Информационный объект и его характеристика»

Анализ контрольной работы

Раздел 3. Информационные объекты и компьютер

Представление информационных объектов на компьютере

Текст - информационный объект

Форматирование текста

Изображение - графический информационный объект

Схема и карта - графические информационные объекты

Таблица - информационный объект

Электронная таблица

Ввод и редактирование числовых и текстовых данных в электронную таблицу

Промежуточная контрольная работа к разделу «Информационные объекты и компьютер»

Анализ контрольной работы

Повторение темы «Действия с информацией»

Повторение темы «Информационные объекты»

Завершающая контрольная работа за 3 класс

Резерв времени 1 час

Итого уроков в третьем классе 34 часа

Планирование 4 класс

Виртуальный мир (4 класс)

Раздел 1. Объекты виртуального мира человека

Входной контроль. ТБ. Понятия и термины

Анализ входного контроля. Деление и обобщение понятий

Отношения между понятиями

Совместимые и несовместимые понятия

Понятия «истина» и «ложь»

Суждения

Сложные суждения

Умозаключение

Промежуточная контрольная работа к разделу «Объекты виртуального мира человека»

Анализ контрольной работы

Раздел 2. Компьютерный виртуальный мир

Понятие модели

Модель объекта

Текстовая модель отношения между понятиями

Графическая модель отношений между понятиями

Цели и основы управления

Управление собой и другими людьми

Управление неживыми объектами

Схема управления. Управление компьютером

Промежуточная контрольная работа к разделу «Компьютерный виртуальный мир»

Анализ контрольной работы

Раздел 3. Алгоритмы и исполнители

Алгоритм

Виды алгоритмов по способу записи

Виды алгоритмов по последовательности исполнения команд

Свойства алгоритмов

Исполнитель алгоритмов

Алгоритм и компьютерная программа

Составление линейных программ для исполнителей

Составление программ с условием

Промежуточная контрольная работа к разделу «Алгоритмы и исполнители»

Анализ контрольной работы

Повторение темы «Виртуальный мир человека»

Повторение темы «Виртуальный мир компьютера»

Завершающая контрольная работа за 4 класс

Резерв времени 1 час

Итого уроков в четвёртом классе 34 часа

  1. Список литературы
  1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  4. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 3 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  5. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  6. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

<<СОГЛАСОВАНО>>

Протокол №____заседания МО

Учителей математики, физики, информатики

От ______________

Руководитель ШМО

Оросова Т.Б. ______________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО НОВЫМ ФГОС. АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Тур Светлана Николаевна

заслуженный учитель РФ (Выборг)

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Система общего и среднего образования призвана подготовить современного компетентного выпускника школы, способного жить, трудиться и непрестанно образовываться в современных условиях. Этому процессу способствуют реформы в образовании и переход на Стандарты второго поколения.

Требования стандартов к начальному общему образованию.

Общие положения

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Общая характеристика учебного предмета «Информатика»

Непрерывное изучение информатики и информационных технологий с начальной школы становится неотъемлемой частью современного общего образования.

В соответствии со Стандартами приемы работы с информацией формируются в каждой образовательной области; первоначальные компетенции по информатике и информационным технологиям целенаправленно формируются в образовательной области «Математика и информатика».

Базисный учебный план ОУ РФ (инвариантная часть) предусматривает обеспечение формирования компьютерной грамотности учащихся за счет введения учебного курса «Информатика» в качестве учебного модуля во 2-4 классах в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология».

Вариативная часть Базисного учебного плана ОУ РФ (далее БУП) позволяет со второго класса время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, использовать для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ. За счет вариативной части БУП образовательное учреждение может увеличить время на изучение учебного курса «Информатика».

Важнейшей особенностью уроков информатики в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения), а также целенаправленность формирования общеучебных умений.

Изучение информатики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих начальные представления о целостной информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
  • освоение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
  • овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной проектной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
  • овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач;
  • развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание интереса к информатике, информационной и коммуникативной деятельности, стремления использовать знаний из области информатики в повседневной жизни;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных задач могут быть им успешно реализованы с помощью информационных технологий; познавательный интерес к информатике.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию и устанавливать информационные отношения и связи объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания об информации, видах информации, источниках, приемниках и носителях информации; естественных и искусственных языках, кодировании и представлении разных видов информации в компьютере; действиях с информацией; объекте, создании и обработке электронных информационных объектов; о логике: истине и лжи, отрицаниях, утверждениях и выводах, высказываниях, суждении и умозаключении; модели и моделировании; алгоритмах и управлении, средствах коммуникации; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы и таблицы; умения использовать алгоритмы в учебной и повседневной деятельности; практические навыки работы на компьютере: соблюдение безопасных приемов труда, бережное отношение к техническим устройствам, включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств, использование клавиатуры и мыши; работа с цифровыми образовательными ресурсами, обработка (создание, редактирование, сохранение и удаление) простых и мультимедийных информационных документов: текстов, рисунков, схем, таблиц и презентаций; простые приемы поиска информации в электронных каталогах, справочниках, энциклопедиях.

  1. Изложение содержания Базового курса информатики на уровне формирования предварительных понятий;
  2. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно использовать компьютер как инструмент практической деятельности в учебной и повседневной деятельности в соответствии с Сан-Пин нормами;
  3. Использование проектной деятельности как эффективного способа реализации обобщенных способов действий, системно-деятельностного подхода и формирования метаумений.

Основные содержательные линии

2 класс Информация Объектное представление Логика, моделирование, алгоритмизация и управление
Информация, человек, компьютер
Кодирование информации
Числовая информация и компьютер
Нечисловая информация и компьютер
3 класс Объект
Свойства объектов
Отношения объектов
Электронный информационный объект
Информационный объект и компьютер.
4 класс Информация. Действия с информацией Объект. Информационный объект и компьютер Знакомство с логикой
Модель и моделирование
Информационное моделирование
Алгоритмы и управление
Информационное управление
Алгоритмы и модели в управлении

2 класс

Информация, человек, компьютер. Что такое информация. Виды информации. Источники и приемники информации. Носители информации. Важные технические изобретения. Компьютер. Правила работы на компьютере. Работа с компьютерной мышью.

Кодирование информации. Знакомство с закодированной информацией. Языки людей и алфавиты. Славянская азбука. Письменные источники информации. Естественные и искусственные языки. Язык компьютера. Информация и компьютер.

Числовая информация и компьютер. Счет и цифры. Формы представления чисел. Время и числовая информация. Кодирование информации числами. Представление информации в компьютере. Приборы и устройства для счета.

Нечисловая информация и компьютер. Текст. Передача текстов. Обработка текстов и компьютер. Графическая информация и компьютер. Звуковая информация и компьютер.

3 класс

Повторение. Информация. Виды информации. Источники и приемники информации. Носители информации. Информация и компьютер.

Действия с информацией. Сбор информации. Кодирование и декодирование информации. Хранение информации. Организация информации. Базы данных. Обработка информации. Поиск информации.

Объект. Свойства и отношения объектов. Объект: понятие, имя, свойства. Отношения между объектами. Проектная деятельность.

Информационный объект и компьютер. Понятие информационного объекта. Электронный информационный объект. Электронный документ. Файл и папка. Виды электронных документов и компьютерные средства их создания и обработки: текстовые графические и звуковые редакторы, электронные таблицы. Мультимедийные электронные документы.

4 класс

Повторение. Информация. Виды информации. Действия с информацией. Объект. Информационный объект и компьютер.

Знакомство с логикой. Понятие. Истина и ложь. Отрицания. Утверждения и выводы. Элементарные и сложные высказывания. Суждение. Умозаключение.

Модель и моделирование. Информационное моделирование. Модель. Материальные и информационные модели. Электронные информационные модели. Компьютерное моделирование

Алгоритмы и управление. Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Разветвляющиеся алгоритмы. Управление. Управление живыми и неживыми объектами. Информационное управление. Алгоритмы и модели в управлении.

  • с русским языком и чтением: речевая деятельность – слушание, говорение, письмо, чтение; беседы; знакомство с видами текстов; работа с простейшими текстами в рабочей тетради и в компьютерных программах, в личной коммуникативной деятельности; использование словарей, в т.ч. электронных, а также при изучении тем: «Языки людей и алфавиты. Славянская азбука. Письменные источники информации. Текст. Передача текстов. Обработка текстов и компьютер», дополнительными темами для любознательных учащихся: «Буквицы. Древние деревянные тетради. Основатель русского книгопечатания»;
  • с математикой: счет, дата, время, календарь; числовое кодирование; простейшие логические выражения; использование знаково-символических средств, в том числе модели, схемы и таблицы; работа с учебными задачами, формирующими конструктивное и пространственное мышление, в том числе компьютерными, а также при изучении тем: «Счет и цифры. Формы представления чисел. Время и числовая информация. Кодирование информации числами. Представление информации в компьютере. Приборы и устройства для счета», дополнительными темами для любознательных учащихся: «Бирки. История счета на пальцах. Древний счет. Счет на Руси. Калькулятор»;
  • с предметом «Окружающий мир»: наблюдения в природе; использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире; передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах; обобщение опыта общения со сверстниками и взрослыми; совместные игры; познавательная и проектная деятельность, а также при изучении тем: «Что такое информация. Виды информации. Источники и приемники информации. Носители информации. Важные технические изобретения. Компьютер», дополнительными темами для любознательных учащихся: «Источники и приемники информации в природе – интересные факты. Носители информации – страницы истории. Важные технические изобретения – интересные факты. Правила работы на компьютере. Организация работы за компьютером. Компьютерная мышь – интересные факты. Почта в старину. Как пользоваться телефонами. Как отправить СМС»;
  • с изобразительным искусством и уроками музыки пересечение происходит при изучении готовых и создании различных видов графических моделей при выполнении творческих заданий (в том числе на экране компьютера), а также при изучении тем: «Что такое информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Графическая информация. Звуковая информация», дополнительными темами для любознательных учащихся: «Звуки в природе. Звуки вокруг нас. Источники и приемники информации в природе – интересные факты. Пиктограммы. Руны. Буквицы. Фотокамеры и фотоаппараты. Носители графической информации. Механические музыкальные устройства и носители музыкальной информации. Электрические музыкальные устройства и носители музыкальной информации»;
  • с технологией пересечение происходит при наблюдении мира образов информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео) на экране компьютера, в процессе создания информационных объектов с помощью компьютера; при исследовании (наблюдении, сравнивании, сопоставлении) материальных и информационных объектов; при применении инструментов материальных и информационных технологий; при использовании элементов информационных объектов (линий, фигур, текста, таблицы) и их свойств (например, цвет, размер и начертание текста); при проектировании информационных изделий: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео), а также при изучении тем: «Важные технические изобретения. Компьютер. Правила работы на компьютере. Работа с компьютерной мышью. Представление информации в компьютере. Приборы и устройства для счета», дополнительными темами для любознательных учащихся: «Носители информации – страницы истории. Важные технические изобретения – интересные факты. Организация работы за компьютером. Компьютерная мышь – интересные факты. Устройства печати текстов. Внутренняя и внешняя память компьютера. Калькулятор. Фотокамеры и фотоаппараты. Носители графической информации. Механические музыкальные устройства и носители музыкальной информации. Электрические музыкальные устройства и носители музыкальной информации»;
  • с иностранным языком пересечение происходит при использовании доступных детям источников информации (в т.ч. радио, телевидение и др.), при общении с ровесниками и взрослыми людьми в повседневной жизни; при наблюдении мира образов информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео) на экране компьютера, в процессе создания информационных объектов с помощью компьютера; в личной коммуникативной деятельности при отправлении коротких текстовых сообщений по мобильному телефону; использовании словарей, в т.ч. электронных, а также при изучении тем: «Знакомство с закодированной информацией Языки людей и алфавиты. Славянская азбука. Письменные источники информации. Естественные и искусственные языки. Язык компьютера. Приборы и устройства для счета. Текст. Передача текстов. Обработка текстов и компьютер»; при выполнении заданий в рабочей тетради дополнительными темами для любознательных учащихся: «Носители информации – немного истории. Руны. Бирки. Древний счет.

Принципы построения УМК и роль каждого компонента в общей структуре

Учебно-методический комплект по информатике разработан на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В состав комплекта по информатике входят:

  • учебник для учащихся;
  • рабочая тетрадь ученика;
  • тетрадь проектов;
  • методические рекомендации для учителя;
  • проверочные работы (в 2-х вариантах);
  • электронное пособие «Страна Фантазия», содержащее цифровые образовательные ресурсы для уроков на CD-диске – авторское свободное программное обеспечение (СПО) , которое можно использовать как в компьютерном кабинете, так и в классе при наличии интерактивной доски.

Учебник содержит специально отобранный, апробированный и адаптированный к начальной школе материал для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией. Четкая структура учебника позволит учащимся легко и просто ориентироваться в учебнике; самостоятельно получать знания и осуществлять самоконтроль; используя словарь, закреплять новые слова и термины; читая тексты для дополнительного чтения – формировать дополнительный интерес к обучению.

Методические рекомендации для учителя содержат описание приемов и способов деятельности, направленных на: формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка; индивидуально-личностного и коммуникативного подходов к обучению школьников; овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими, продуктивными типами деятельности; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, патриотической и духовно-нравственной культуры средствами интерактивных компьютерных заданий. Каждый урок имеет четкую структуру, содержит учебные задачи и ситуации, соответствует санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером, присутствует дополнительная мотивация через игру.

Тетрадь проектов в каждом классе содержит четыре краткосрочных проекта, соответствующих основным темам курса информатики

2 класс

Темы краткосрочных проектов

  • Информация, человек, компьютер : Мир вкусов и ароматов; Мир звуков; Источники и приемники информации в природе; Компьютер – помощник человека; Важные технические изобретения; Носители информации; другое.
  • Кодирование информации : Мир кодов; Языки людей и алфавиты; История славянской азбуки; История русского книгопечатания; Письменные источники информации; Информация и компьютер; другое.
  • Числовая информация и компьютер : История счета на пальцах; Как считали в древности; Пословицы и поговорки о числах, счете, времени; Приборы и устройства для счета и представления времени; Числа и компьютер; Память компьютера; другое.
  • Нечисловая информация и компьютер : Виды текстов; Текстовая информация и компьютер; Как передавали информацию в старину. История почты; Современные способы передачи разных видов информации; Графическая информация и компьютер; Звуковая информация и компьютер; другое.

Темы долгосрочных проектов

  • Математика вокруг нас : Нумерация вокруг нас; Измерения (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в Древней Руси; Единицы измерения в других странах; Числа в спорте; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; Математика в Древнем мире; другое;
  • Я и окружающий мир : Моя семья; Мои предки; Мои родственники; Мои увлечения; Мой город; Мой район; Моя школа; Труд и профессии людей, другое.

3 класс

Темы краткосрочных проектов:

  • : Компьютер – инструмент математика; Компьютер – инструмент художника; Компьютер – помощник музыканта; Компьютер как инструмент обработки текстов; Компьютер – помощник школьника; Компьютер – инструмент библиотекаря.
  • Действия с информацией: Игра « Шифровальщик»; База данных «Объемные тела»; Игра «Сортировки»; Игра «Поиск информации».
  • Объекты: Объекты в мирерастений;Объекты в мире животных; Солнце – источник жизни на Земле; Тела и вещества.
  • Электронные документы. Друзья по переписке; Календарь; Классификация и систематизация; Графики и диаграммы.

Темы долгосрочных проектов

  • Окружающий мир: Путешествие по стране; Мой класс. Моя школа; Здоровье и безопасность. Мои права.
  • Природа и человек: Сезонные изменения в природе; Человек – часть природы; Охраняем природу; Проснулся – убери планету!

4 класс

Темы краткосрочных проектов:

  • Компьютер и деятельность человека : Компьютер – инструмент ученого; Компьютер в медицине; Компьютер – помощник фотографа; Компьютер – помощник композитора; Компьютер – инструмент журналиста; Компьютер – инструмент ученика.
  • Знакомство с логикой. Игра «Бывает – не бывает»; Игра «Все наоборот»; Диспут «Вероятно ли это?»; Игра «Шерлок Холмс».
  • Модель и моделирование. Материальные и информационные модели; Электронные модели; Компьютерное моделирование.
  • Алгоритмы и управление. Алгоритмы вокруг нас. Алгоритмы в математике; Исполнители; Игра «Управляем Роботом».

Темы долгосрочных проектов

  • Окружающий мир: По странам и континентам; Путешествуем во времени; Музей истории создания компьютера; Земля – мой дом.
  • Человек и общество: Я – человек; Мое здоровье и безопасность; Моя страна; Государственные праздники.

Особенности оценочной деятельности

Традиционная пятибалльная система оценивания:

  • не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
  • затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения;
  • является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
  • часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, что приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.

Поэтому, в этом курсе информатики используется накопительная система оценки, которая является объективным способом оценивания результатов обучения. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио по информатике выбираются формальные и творческие детские работы, выполненные в ходе учебных занятий, так и во внеурочной деятельности, а также фото- и видео-изображения продуктов проектной деятельности. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики (начиная с 3 класса), промежуточные и итоговые работы. С этой целью учитель может использовать рабочую тетрадь ученика, проверочные работы (в 2-х вариантах) и тетрадь проектов, входящие в состав данного УМК по информатике.

Обязательной составляющей портфолио ученика по информатике является Лист индивидуальных достижений.

При заполнении Листа индивидуальных достижений используется количественный балл («3», «2», «1» и «0»), а потом выводится средний балл:

  • Три балла – высокий уровень развития данного параметра;
  • Два балла – средний уровень развития данного параметра;
  • Один балл – низкий уровень развития данного параметра.

Литература

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки 6 октября 2009 г. №373
  2. Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы.
  3. Письмо МО РФ. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003.
  4. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты общего образования /Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. – М., 2001.
  6. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Азарова Л.Н., Оленева Н.А. Основные подходы к пониманию сущности понятий "Проектная деятельность", "Метод учебных проектов", "Учебный проект". [Электронный ресурс], Режим доступа: http://circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/AzarovaOleneva.htm .
  8. Активные методы в работе школьного психолога. Киров, «Эниом», 1991 г.
  9. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.
  10. Диагностика результатов образовательного процесса в четырехлетней начальной школе. / Под редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2002.
  11. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – Ленинград, 1992 г.
  12. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2001.
  13. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. – Ульяновск УИПК ПРО, 1998.
  14. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации – М., 1984, с.64-73.
  15. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. – 285с.
  16. Радгопова Л.А. Совершенствование контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников // Начальная школа, 1992. № 1, с. 3-5.
  17. Ракитина М.Г. «Природоведение» методика быстрой проверки знаний учащихся. - М., «Издат-школа 2000», – 80 с.
  18. Репкина Т.В., Занке Е.В. Методика оценки сформированности учебной деятельности у младших школьников. - М., 1996.
  19. Управление качеством образования, /под редакцией М.М. Поташника, Москва, 2000 г.
  20. Учимся общаться с ребенком. / Под редакцией В.А. Петровского, М., «Просвещение», 1993 г.
  21. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.
  22. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М., Знание, 1994 г.
  23. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, № 2, 1993.
  24. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

Слайд 2

Информатика и ИКТ Начальная школа Какой должна быть информатика в начальной школе? Образовательный стандарт

Слайд 3

Что нам говорит образовательный стандарт 2004 о начальной школе?

1. Общеучебные умения и навыки Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 2. Информационные технологии В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».

Слайд 4

Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? Требования к результатам обучающихся: Личностные, метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметные. В метапредметных результатах: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, использование ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета.

Слайд 5

Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? В предметных результатах: Математика и информатика овладение основами логического и алгоритмического мышления, … записи и выполнения алгоритмов; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Изобразительное искусство овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Слайд 6

Что нам говорит образовательный стандарт об информатике?

В федеральном БУП информатика вводится с 7-8 класса В одном классе могут оказаться ученики как уже изучавшие информатику, так и не изучавшие Учитель формально не имеет права требовать от учеников каких-то базовых знаний Можно подвести школьника к началу систематического изучения информатики в наиболее подготовленном для этого состоянии

Слайд 7

Как мы представляем портрет ученика, хорошо подготовленного к изучению информатики?

Уже знает то, чему его только будут учить Хорошо соображает, быстро схватывает новый материал, хорошо его понимает С компьютером «на ты» (для своего возраста) уже работал над проектами и потому умеет: как-то искать требуемые сведения, как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то представлять этот результат слушателям

Слайд 8

Сравним: для начальной школы для информатики Какой можно сделать вывод? Приоритет начального общего образования - формирование общеучебных умений и навыков Желательно, чтобы ученик хорошо соображал, быстро схватывал новый материал, хорошо его понимал Желательно, чтобы ученик был с компьютером «на ты» (для своего возраста), умел искать сведения, создавать и оформлять тексты, представлять результаты работ Изучение технологии в начальной школе направлено на … овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни

Слайд 9

Два направления пропедевтического, подготовительного обучения информатике

Развитие логического, алгоритмического, системного мышления Освоение компьютера как инструмента и накопление опыта информационной деятельности (работа с различными информационными объектами; поиск и организация информации) Какой можно сделать вывод?

Слайд 10

Сравним по характеристикам: Логика и алгоритмы Компьютер как инструмент 1. Нужны ли компьютеры? обязательно не обязательно 2. Есть ли часы в федеральном компоненте БУП? 3. Кто ведет уроки? учитель начальных классов учитель информатики или подготовленный учитель начальных классов 4. Какие разделы стандарта реализует? формирование общих учебных умений практика работы на компьютере («Технологии») нет,только в региональном или школьном да, в 3-4 классе на уроках «Технологии»

Слайд 11

Как соединить такие разные требования? Предлагаемое решение: Разделить учебник на два компонента: технологический логико-алгоритмический (компьютерный) (бескомпьютерный) Каждая школа выбирает себе сочетание компонентов в зависимости от желания и возможностей. Определение места этих компонентов в учебном процессе выполняется методистами, завучами, учителями.

Слайд 12

Возможное место этих компонентов в учебном процессе Логико-алгоритмический (бескомпьютерный) На уроках по предмету «Информатика» Стандарт 2004: в часы школьного или регионального компонента Новый ФГОС: в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процесса В качестве модулей на уроках математики На факультативе «Информатика»

Слайд 13

Возможное место этих компонентов в учебном процессе Технологический (компьютерный) Стандарт 2004: на уроках по предмету «Технологии» в 3-4 классах Новый ФГОС: На уроках в классе по разным дисциплинам (при наличии мобильного компьютерного класса) На уроках по разным дисциплинам, проводимых в компьютерном классе (при наличии стационарных компьютерных классов) На факультативе «Информатика и ИКТ»

Слайд 14

Урок в компьютерном классе а) «плавающее» место в расписании класса(но стабильное место в расписании параллели):например, 1-2 неделя в часы Технологии, 3-6 недели на уроках ИЗО, 7-8 недели на уроках Русского языка, … и т.д.б) стабильное место в расписании классав части, формируемой участниками образовательного процесса; часы не отнимаются от уроков по предметам, а добавляются. Место в расписании Примерная схема урока 1. Работа с клавиатурным тренажером. 5-7 минут.2. Бескомпьютерная, вводная часть урока. 20-25 минут.3. Компьютерная часть урока (освоение операций, творческие работы, ЦОР, диагностика и т.д.) 12-15 минут.

Слайд 15

Какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико-алгоритмическому компоненту? «Информатика в играх и задачах» подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики, плакаты и разрезные материалы, цифровые образовательные ресурсы (school-collection.edu.ru). Дополнительный учебник для 3-4 класса «Логика и алгоритмы» в нём не пишут, перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах», даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи, задачи можно рассматривать как дополнительные, при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Учебник предназначен для изучения информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» на отдельном уроке информатики или в качестве модуля на уроках математики. Учебник соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам для начальной школы, нацелен в первую очередь на освоение школьниками универсальных логических действий, при этом эффективен в обучении регулятивным и коммуникативным универсальным учебным действиям. Методические рекомендации с подробными поурочными разработками позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.

Слайд 23

Слайд 24

Что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям? Отсутствие точного указания в федеральном БУП числа часов, отводимых на изучение ИКТ Разброс в материально-технических условиях школ Привязанность учителей к конкретным программам Возможные сложности с обеспечением легальным программным обеспечением

Слайд 25

Каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий? Предлагаемое решение: Выполнить учебник в виде набора модулей, отметив обязательные (стандарт) и желательные (программа). Рассматривать основы изучаемых технологий, и дать учителю возможность выбора программы, позволяющей реализовать изучаемую технологию. В каждом модуле описывать: Общие принципы технологии Примеры программ Перечень типовых операций данной технологии(по возможности, с упражнениями). Проблема. Перечень типовых операций помогает создавать общее представление о технологии и дает определенный кругозор, но ничего не говорит об особенностях работы в конкретной программе.

Слайд 26

Предлагаемое решение: Дополнительно к учебнику по информационным технологиям издавать для школьников подробные пособия по работе с конкретными программами. Пособие должно содержать: Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работы Перечень и подробное описание отдельных операций в описываемой программе Упражнения для освоения этих операций. Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.

Слайд 27

Что ещё позволяет отдельное детское руководство по работе с программой? Многоуровневое освоение технологий На уроках (7-8 часов) Создание анимации На домашнем компьютере Создание анимации (работа над проектами, создание творческих работ) На кружках и факультативах Создание анимации (углубление, освоение дополнительных операций)

Слайд 28

Учебник позволяет осваивать ИКТ как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Технологии, Изобразительное искусство). В учебнике для 3 класса предложены к изучению следующие модули: знакомство с компьютером, создание рисунков, создание мультфильмов и живых картинок, создание проектов домов и дизайн помещений, создание компьютерных игр. Дополнительно к учебнику изданы компакт-диски с некоторыми компьютерными программами и ориентированные на детей руководства по использованию этих программ – справочники-практикумы. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Слайд 29

Слайд 30

Учебник позволяет осваивать информационные и коммуникационные технологии как на отдельном уроке, так и в качестве модулей на уроках по различным дисциплинам (например, Русский язык, Технологии). В учебнике для 4 класса предложены к изучению следующие модули: файлы и папки (каталоги), создание текстов, создание печатных публикаций, создание электронных публикаций, поиск информации. В учебнике предусмотрена возможность использования свободного программного обеспечения (СПО).

Слайд 31

Учебники и учебные пособия В федеральном перечне «Информатика» В федеральном перечне «Информатика и ИКТ»

Посмотреть все слайды

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.

Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели изучения информатики в основной школе

    формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

    формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

    развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

    формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

    формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Место предмета в учебном плане

Информатика изучается в 7-9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 ч. На инвариантную часть отводится 78 ч учебного времени, остальные 27 ч используются учителем по своему усмотрению.

Требования к результатам освоения курса

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

Л1 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Л2 - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Л3 - развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Л4 - формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

М1 - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

М2 - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

М3 - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

М4 - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

М5 - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

М6 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Изучение информатики в условиях ФГОС

Левицкова Л.А., методист кафедры информационных технологий ОГБОУ ДПО УИПКПРО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения начальной школы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) обучающиеся должны обладать ИКТ — компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. В основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Образовательное учреждение, исходя из конкретных условий, может начинать изучение курса информатики с 5 класса за счет часов школьного учебного плана, выстраивая непрерывный курс информатики в 5–9 классах, обеспечивая его преемственность с курсом информатики начальной школы.

Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса информатики основной школы необходимо изучить все документы по ФГОС ООО и Примерную программу по информатике (2011г). Для каждого образовательного учрежделния должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного курса;

2) общую характеристику учебного курса;

3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного курса.

Содержание Примерной программы курса информатики представлено инвариантной и вариативной частью. На вариативную часть отводится 25% времени программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Часы для вариативной части используются авторами рабочих программ для более глубокой проработки основного содержания обучения. Системный характер содержания курса информатики определяется названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько обобщенном виде):

— информация и информационные процессы;

— моделирование, информационные модели;

— области применения методов и средств информатики.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

а) в направлении «Информация, информационные процессы»:

  • информационные процессы;
  • информационные ресурсы;

б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:

  • моделирование и формализация;
  • представление информации;
  • алгоритмизация и программирование;

в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

  • информационные и коммуникационные технологии;
  • информационные основы управления;
  • информационная цивилизация.

Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.

Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания.

Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания - моделирование к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие - общий прием решения задачи.

Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что , зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.

Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.

Как спроектировать урок информатики с метапредметным подходом?

По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность. , Введение в учебную деятельность предполагает:

а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» — побудитель к действию, «мотивация» — процесс побуждения, стимулирования мотивов);

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

Вторая функция , которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия — создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.

Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:

  • постановка задачи;
  • построение, анализ и оценка модели;
  • разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
  • анализ и использование результатов.

Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения, построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты), правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по-настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.

Третья функция , которую должен спроектировать учитель — обеспечение учебной рефлексии.

Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

  • «Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
  • «Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
  • «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
  • «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» — намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.

Четвертая функция функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых . В учебной деятельности учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике . Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.