Урок с применением интеллект карт. Ментальные карты как интенсивная методика развития мышления учащихся на уроках английского языка Ментальные карты в изучении иностранных

Воздействие на подсознание - довольно популярный способ достичь чего либо без труда и особых усилий. Может быть поэтому возникло столько способов и рекомендаций, а также пособий и учебников. Ментальные карты – название достаточно условное. Этот способ запоминания любой информации получил широкое распространение под разными именами. Так, речь может идти о интеллект-картах, mind картах, картах воображения и так далее. От этого не меняется суть самого способа обучения, который проверен уже не одним десятком учеников.

Подобные карточки могут пригодиться не только для знакомства с английским языком – овладейте основным принципом – и смело используйте mind карты для того, чтобы лучше запоминать сюжеты любимых книг или кинофильмов, готовьтесь к торжественным публичным выступлениям и т.д. Эту технику можно и нужно взять на «вооружение» для дальнейшей жизни.

Речь идет о способе представить любую информацию визуально, отображая между несколькими понятиями конкретную связь. Иными словами, перед нами представляется схема, по центру которой находится слово или же термин, рисунок, смысловой центр. В разные стороны от этого смыслового ядра отходят главные ветви понятий и подветви - менее важные детали.
Для тех, у кого хорошее воображение, несложно представить, что в результате мы получаем нечто по типу корневой системы или паутины. В качестве способа рисования можно выбрать обычные листы бумаги или же компьютерную программу - это не принципиально. Тем не менее, если вспомнить «старые добрые» несколько секретов для запоминания английских слов , окажется, что лучше все делать вручную. Так усваивается больше информации за кратчайший срок. И она гарантированно запоминается вам надолго.

Составляем ментальную карточку: быстро и легко

Итак, приготовьте свои «очумелые ручки» - и смело приступайте к творческому знакомству с английским языком. Для выполнения поставленной задачи вам будут нужны один или несколько листов бумаги. Что касается формата, то здесь удобнее всего использовать А4, а то и А3. Но такие большие листочки не очень удобно носить с собой, ведь иногда возникает необходимость освежить что-то в памяти. Поэтому смело можно воспользоваться А5 – оптимальным форматом, который легко помещается даже в крохотную дамскую сумочку. Если же вы предпочитаете широкий размах, то А3 – это именно то, что вам нужно! Не забудьте взять с собой фломастеры и яркие маркеры, выделители. Пусть ваши «карточки воображения» будут действительно разноцветными и пестрыми. Основные моменты:

  • Листочек любого формата располагаем по горизонтали. В компьютере это вид форматирования страницы «альбомная». В центре будет ваше ядро – то есть, основное слово или образ.
  • Начинать необходимо с верхнего правого угла, где по часовой стрелке будут писаться ветки, разделы. Эти слова раскрывают центральную идею.
  • Веточки первого уровня «выпускают» из себя второй уровень – уточнения, дополнения.
  • По возможности необходимо писать все это максимально аккуратно, печатными буквами, используя для каждой ветки или подветки свой цвет, вид выделения.
  • Не нужно записывать целые предложения. Используйте только ключевые слова. Они будут «хлебными крошками», по которым вы сможете с разных сторон прийти к основному понятию или от него.

Кстати, если вы все же не хотите делать карточки самостоятельно, можно взять на вооружение специальные онлайн сервисы, такие, например, как Xmind. Они специально разработаны для создания карт воображения, так что все ваши усилия сведутся к минимуму. Так же в сети всегда можно найти уже готовые карточки. Но мы настаиваем, что для лучшего запоминания лучше все делать собственными силами, добывая «потом и кровью» каждую mind-карту.

Mind maps и английские слова

Отличный способ запомнить тематическое «облако слов» - это использовать данные карточки. Пусть в центре карты будет какая-то тема или ключевое понятие, от которого и отходят веточки. Если есть возможность, добавляйте наглядные картинки, обозначающие конкретные слова. К примеру, если речь идет о теме путешествий, можно рисовать чемоданы и автобусы, поезда и билеты и так далее. Принцип «одна карта для одного слова» также применим к запоминанию английских слов.

Если вы все еще путаете времена английского языка, самое время составить для них ментальные карты, которые помогут лучше разобраться в «причинно-следственных» связях того или иного времени. В этом случае обязательно делайте карты своими руками, так как это поможет запомнить логику образования предложений.
Также с помощью карт воображения можно запомнить, как образуются степени сравнения прилагательных, как строить вопросительные предложения и так далее. Словом, практически любые правила можно запомнить и представить в виде таких простых, понятых и очень полезных ментальных карточек.
В качестве приятного бонуса - возможность соединить учебу с творчеством, наслаждаясь процессом создания полезных подсказок. Творите и учитесь с удовольствием!

Их называют по-разному: интеллект-карты, карты ума, ментальные карты, карты памяти, Mind Map и т. д. В своей жизни, особенно в детстве, Вы уже возможно составляли их - в центр листочка помещали какое-то слово или рисунок, от которого в разные стороны шли ответвления, которые пояснялись ключевыми словами или обозначениями. В этой статье я предложу Вам необычный, но очень эффективный способ изучения английского.

Что же такое Mind Map?

Грубо говоря, карта памяти (Mind Map) - это центральный образ и основные темы, связанные с ним, расходящиеся от него в виде ветвей.


Впервые я узнала о технике Mind mapping из замечательной книги Тони Бюзена «Супермышление».

Оказывается, каждый бит информации, который поступает из внешнего мира в наш мозг (ощущение, воспоминание, мысль и т д) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, тысячи и даже миллионы ассоциаций!

Получается, что карты памяти (Mind Map) - это естественный продукт деятельности нашего мозга.
Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности.

И я подумала: почему бы не использовать карты памяти в изучении английского?
Я порылась в Интернете и литературе, и оказалось, что так подумала не только я. Множество людей применяют технику Mind Mapping для овладевания английской грамматикой, запоминания английских слов, составления плана занятий и т. д.

Вы можете применять эту технику, если занимаетесь изучением английского самостоятельно или в группе, или на занятиях с учениками, если Вы преподаватель.

Кстати, в рамках международного проекта «Креативное личностностно ориентированное обучение английскому языку » (Creative Learner Centred Teaching Programmes for International Teacher Trainings and Networking) в г. Ярославле проходил тренинг для преподавателей английского языка по использованию карт памяти на занятиях.

Примеры применения


Ознакомившись с техникой построения Mind Map более подробно, Вы найдете еще уйму способов, как применить Mind Map в изучении английского. Это может быть и подготовка к экзаменам, составление плана сочинения или эссе, выявление своих слабых мест в грамматике, и многое другое.
Лично я, например, при помощи карт памяти составляю структуру учебных пособий, по которым занимаюсь - это помогает мне быстро найти интересующую меня информацию.

Как составлять

Рисовать карты памяти нужно на листе формата А4 или А3 при помощи фломастеров, цветных ручек и карандашей и своей фантазии!

Принципы рисования очень просты:

1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Это основные идеи рисования карт памяти. Можно конечно воспользоваться специальными программами для составления Mind Map, такими как MindJet Mind Manager, ConceptDraw MINDMAP, MindMapper и др, но я рекомендую составлять карты памяти именно руками - это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.

Дополнительная информация

Более подробно о составлении карт памяти можно прочитать в книге Тони Бьюзена «Супермышление» («

Ментальные карты (Mind Map) как интенсивная методика развития мышления учащихся на уроках английского языка в средней школе Гучок Ирина Григорьевна, учитель английского языка ГУО «Средняя школа №6 г. Жодино»


Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто К.Д. Ушинский


История создания и развития методики


Система записи

Линейная

Ментальные карты (Mind Maps)

  • Who was Robin Hood? Test 1
  • It is not often that we make a hero of a robber, but Robin Hood somehow seems to be different. Everybody knows it is wrong to steal, yet Robin Hood is admired. The reason for this, of course, is that he stole from the rich and gave to the poor.
  • Was Robin Hood a real man? We know that he was a favourite figure in the ballads and stories of England in the fourteenth and fifteenth centuries. We also know that according to these stories he lived in the twelfth century. In the year 1521, there appeared a Latin history which mentioned Robin Hood.
  • This is what it said: “About the time of Richard I, Robin Hood and Little John, the most famous of robbers, were hiding in the woods and stealing only from rich men; they killed none except those who resisted them or came to attack them. Robin had 100 men – all skilled archers – well trained for fighting. They were so good that not even 400 men dared to come against them.
  • All England sings of the deeds of this Robin; he did not allow any woman to be hurt, nor did ever take the goods from the poor; indeed he gave them a lot of the goods he stole from the abbots.”
  • Robin Hood definitely captured the imagination of the English people of that period, because he was a hero working for justice. Robin pleased them and they built around his name one legend after another. They made him a great sportsman, a wonderful archer, a loyal friend, and a lover of the green woods where he lived.
  • There are many theories about Robin Hood. One of these suggests that he was a Saxon, and among the last of those who held against the Normans when they conquered England. It seems certain that a man called Robin Hood really existed. But it is also quite clear that many of the stories about Robin Hood were made up by people.
  • Choose the right ending:
  • Robin Hood is admired because (he was a robber, everybody knows him, he helped people who had no money, he was different from others).
  • The Latin history mentioning Robin Hood was written in the (12 th , 14 th , 15 th , 16 th) century.
  • Robin Hood and his men killed (people they didn’t like, only rich people, skilled archers, people fighting against them).
  • Robin Hood didn’t let his men (offend women, steal from women, take the goods away from women, meet women and abbots).
  • The English people of the Middle Age made up stories about Robin because (he could fight skillfully with a sword, he was a great athlete, he wanted life to be fair, he was a great lover).
  • We certainly know that Robin Hood was (a ballad character, a Saxon king, a real man, a Norman conqueror).
  • A Romantic Story
  • Norah was 20 and wanted to get married to George. The young man (serve) in the Army and (send) to Africa on expedition. Norah (be) lonely ever since.
  • One evening she (lie) on the sofa. Her eyes (close). She (dream) about George. It (get) dark. Norah (feel) the wind (whisper) words of love in her ears …
  • She (wake) up suddenly. She (hear) light footsteps … She hurried across the room repeating: “Darling! Dearest! You (be) back at last!” The man (put) all his strength into pushing the girl away. He (be) a robber who (come) to Norah’s place in search of her money.


Принципы работы головного мозга

1. Лево- и правополушарное мышление

2. Ассоциативное мышление



  • Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека.
  • Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека.
  • Чем богаче его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

  • Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения ментальной карты, объект от которого отходят все ассоциации;
  • Рисуйте карту по часовой стрелке ;
  • Используйте разные цвета – для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста;
  • Используйте ключевые слова – яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;
  • Рисуйте – информация воспринимается намного быстрее;
  • Связывайте понятия – структурируйте информацию (5-7 ответвлений).

Выбирайте правильный цвет

цвет

скорость восприятия

оранжевый

коричневый





Education

the world


Discussion

Compare the system of education in Belarus and in Great Britain. Find similarities and differences between them. Explain their advantages and disadvantages.



  • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности
  • Творите сами и вместе с учениками!

  • Обучение
  • Решение творческих задач
  • Планирование и разработка проектов разной сложности
  • Конспектирование лекций
  • Составление списков дел
  • Решение личных дел


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков

УРОК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТ.

Г. В. Павлова, учитель первой категории, МКОУ «Саныяхтахская СОШ», Олекминский район, РС(Я)

Аннотация: урок разработан для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект карт. Интеллект – карты помогают разнообразить урок и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе учащиеся развивают умения по составлению интеллект - карт. По Бьюзену Т.,«интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Предмет (направленность): английский язык.

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения : класс .

Тема урока : “Discovering places of interest”.

Тип урока: обобщение исистематизация.

Цель урока: систематизация знаний по теме “ Discovering places of interest ”с использованием интеллект – карт.

Дидактическая задача: организовать совместную деятельность обучающихся по составлению интеллект - карты.

Задачи урока:

1) Личностные:

1. Развитие критического мышления на основе интеллект – карт.

2. Развитие памяти, логического мышления при помощи интеллект - карт.

3. Формирование умения работать в группе.

● Познавательные: 1. Формирование умения выделять необходимую информацию из пройденного материала и использовать её для составления интеллект - карты.

2. Формирование умения определять основную и второстепенную информацию, оформлять её в интеллект – карту.

3. Формирование умения исследовать варианты решения задач, выбирать лучшее.

● Коммуникативные: 1. Формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Формирование умения точно и кратко выражать мысли.

3) Предметные:

1. Формирование умения выделять главное с использованием интеллект- карты.

2. Активизация лексического материала по теме.

Оснащение: УМК Биболетова М. З. “ Enjoy English – V ”, листы А4 (по числу групп), фломастеры.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Good morning, children! I’m glad to see you, sit down please. How are you today?

II. Целеполагание .

Today we are going to summarize all knowledge about different places of interest in London and draw a mind – map.

III. Фонетическая разминка .

But first, let’s repeat the names of sights.

Big Ben

Westminster Abbey

Buckingham Palace

Tower Bridge

Westminster Bridge

The Tower of London

Trafalgar Square

London Eye

The Houses of Parliament

The British Museum

IV. Речевая разминка .

Is Big Ben a clock or a bell?

The tower of Big Ben is a symbol of London and Britain, isn’t it? And what tower is the symbol of Russia? The Tower of London is very old isn’t it? What is it famous for? Who founded Westminster Abbey? Where does the English Parliament work? Do you know where the Russian Parliament works?

V. Составление интеллект карты .

And now children your task is to draw your mind map. Let’s divide into two groups. Try to summarize your knowledge about London sights and draw your map. Every group will discuss and draw one of the branches of your mind map. Choose the main words and symbols (pictures) to each branch to express the main idea. Every group works 15 minutes with .

(Нахождение главного образа и определение основных ветвей карты. Обсуждаем что будет центральным образом нашей карты, основные её ветви.)

What will be the central image of your mind – map?

What symbols and pictures can we use?

That will be the main branches of your mind – map: sights, people or different things.

(Учащиеся делятся на 2 группы, выбирают лидера группы. Каждая группа выбирает свою ветвь для работы, работает с учебником, извлекая информацию, записывая ключевые слова, соответствующие своей ветви. Оформляют свою ветвь интеллект – карты на А4.)

VI .Защита интеллект-карт

(Представление группами своих работ. Составление единой интеллект – карты.)

Your time is over. Let’s listen to the first group. Fasten your work on the blackboard. (The first group demonstrates its branch and etc .)

Каждая группа представляет свою ветвь интеллект - карты, озвучивая на английском языке каждую подветвь, из которых на доске составляется единая интеллект – карта по теме “ Discovering places of interest ” . Остальные группы в это время записывают в свою карту ключевые слова представляемой на доске ветви.

(Развитие навыков монологической речи с опорой на интеллект – карту.Учащиеся рассказывают о достопримечательностях Лондона, используя интеллект – карту.)

Let’s tell about using our mind – map.

VII. Итог урока.

Лидер группы оценивает работу каждого члена своей группы.

Домашнее задание: составить свою интеллект – карту, рассказать по ней о любой из достопримечательностей Лондона.

Список литературы.

1. Биболетова М. З., Трубанёва Н.Н. УМК по английскому языку: Enjoy English V , - Обнинск: Титул, 2014

Данная работа рассматривает методы использования ментальных карт (Mind maps) на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ментальных карт на уроках английского языка.

При переходе общего образования на стандарты нового поколения неотъемлемой частью педагогической деятельности любого учителя становится формирование на уроках универсальных учебных действий (УУД). Ученик должен научиться осмысливать полученные знания и уметь ими пользоваться в повседневной жизни, а так же научиться ставить учебные цели, задачи, проектировать пути их реализации, рефлексировать свои действия и использовать полученные знания на практике. Таким образом, чтобы ребенок был активным участником образовательного процесса, я применяю системно-деятельностный подход , который основывается на таких принципах как принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности и принцип творчества. Универсальные учебные действия также разработаны на основе системно-деятельностного подхода .

Главная цель системно-деятельностного подхода – научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, большая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.

Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель.

Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Приём «ментальных карт» позволяет одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое). Таким образом, ментальные карты – это техника, при помощи которой можно: 1) упорядочить мыслительный хаос, 2) запомнить большой объём данных, 3) составить планы любой сложности и контролировать их выполнение.

Тони Бьюзен описал и определённые правила создания карт памяти:

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ментальные карты можно использовать:

Работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

Работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент);

Работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.);

Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор (мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания);

Проведения “мозгового штурма” (с помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные);

Проведения дискуссии, дебатов (изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме).

В своей работе я наиболее часто использую Mind Maps при работе с лексикой. Мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные. Учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления. Ведь, представляя каждое слово в виде картинки, мы используем сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. К тому же, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:

  • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
  • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
  • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
  • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Порядок и особенности создания мыслительных карт

(на примере темы “Праздники”).

  1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Holidays (Празники), можно нарисовать символ, прикрепить фотографию.
  2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название праздника, например Easter (Пасха), May day (Майский день),Halloween (День всех святых).Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
  3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово Пасха ассоциируется у нас с весной, следующая ветвь – символы этого дня, следующая – подарки и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, подарки разделятся на сладкие и торжественные. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
  4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
  5. Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.
  6. При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли “художника”. При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.

Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.

Оценивание мыслительных карт происходит с учётом

  • соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;
  • правильности написания английских слов и выражений;
  • соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
  • наличия оригинальных идей, оформительских решений;
  • проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.