В чем заключается ответственность учителя и школьника. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель

Брагина Галина Анатольевна
Учебное заведение: МАОУ "Молчановская СОШ №2" с. Молчаново, Томская обл.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Статья «Быть наставником очень ответственно» Брагина Галина Анатольевна МАОУ "Молчановская СОШ №2" с. Молчаново, Томская обл. Когда появляется молодой специалист в коллективе, администрация назначает наставника. Его задача - помочь, подбодрить, поддержать начинающего коллегу. В статье я рассказываю о ресурсах моей наставнической деятельности.

Статья «Быть наставником очень ответственно»

Мудрость + молодость=успех!

Стоять над жизнью молодой,

Храня прекрасное единство,

Честь вековая, долг святой-

Учительство и материнство.

Сначала души пробуди,

Пусть жажда к знанью в них проснётся,

Потом питомцев поведи

К прозрачно – чистому колодцу.

Живую воду из глубин

Ты черпать научи рукою,

Чтоб свой народ и край любить,

Мужать и хорошеть душою.

В. Раабе

Это стихотворение стало моим педагогическим кредом и как нельзя, лучше подходит к моей наставнической деятельности. Прийдя в деревянную старенькую, но такую родную и тёплую 8 – летнюю школу, именно в тот кабинет, где я сама начинала «буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь», даже и не могла подумать, что спустя 35 лет меня попросят на августовской учительской конференции рассказать о наставничестве. Тогда не было таких понятий, как:

· Индивидуальный план адаптации молодого педагога,

· Программа индивидуального роста начинающего учителя,

· Портфолио молодого педагога,

но у опытных учителей были такие же, как и сейчас задачи: ПОМОЧЬ, ПОДДЕРЖАТЬ, ПОДБОДРИТЬ молодого учителя. И мои опытные коллеги 8 – летки всегда были рядом со мной: подсказывали, советовали, «вели за руку»…

За последние 3 года в начальном звене нашей школы ежегодное пополнение! Администрация школы берёт сразу же «под крыло» молодёжь, назначает наставника. И вот мне поручили такое «пополнение». Так получилось , что это моя ученица и по совместительству дочь – Кузьминых Ирина Сергеевна!

Я прочитала, что становление учителя происходит гораздо труднее, чем в других профессиях. Это и понятно, ведь молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность , что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Работа с молодыми специалистами традиционно является для меня одной из самых важных составляющих методической работы. В процессе наставничества и сама совершенствуюсь, обогащаю свой опыт более мобильными приёмами.

Ну а сейчас я остановлюсь на тех ресурсах, которые я использую в своей наставнической деятельности. И в этой цепочке – на первом месте, конечно, ШКОЛА! Проблемные группы, методические объединения – именно здесь начинающий педагог узнаёт, что такое самоанализы и критерии, технологии и приёмы. На базе нашей школы открылся Центр духовно – нравственного развития недавно, но сколько детей и педагогов из района он собирает на Макариевских чтениях, Рождественском и Пасхальном фестивалях, Празднике славянской письменности! РВЦИ нашей школы занимает ведущее место в областном рейтинге РЦРО.

Сегодня можно сказать уверенно, что Управление образования – центр сопровождения молодых учителей. Начальник Управления Васильчук Наталья Николаевна лично курирует наставничество и работу с молодыми специалистами. В этом учебном году специалисты РУО провели много образовательных событий, в том числе для начинающих педагогов: «Современный урок в начальной школе», «Первые шаги в профессии». Хотелось бы, чтобы конкурсы профмастерства для начинающих педагогов стали традиционными, и, может быть, с очным финальным этапом, где молодые бы видели и слышали друг друга.

Дом детского творчества в Молчаново – успешное пространство для творчества молодого педагога. Отрадно, что во всех творческих конкурсах есть номинация «Педагоги». Мой молодой учитель каждую свободную минутку что – то изобретает, мастерит, поэтому ей нужны такие творческие выставки! Районная детская организация «Горящие сердца» – сколько общественно – значимых акций найдётся школьнику любого возраста!

Активно используем сеть Ресурсно – внедренческого Центра инноваций Томской области. Нас связывает давнее сотрудничество с подгорнскими учителями начальных классов. Ну и, конечно, ресурс МАОУ «Молчановская СОШ №1» незаменим – здесь можно найти много образовательных событий для учеников и учителей начального звена.

Приятно работать с теми областными структурами, которые бесплатно проводят детские конкурсы и фестивали, умеют разглядеть работы сельских ребятишек и обязательно на каждую церемонию награждения приглашают какую – либо семью из нашей школы.

ТГПУ – все мы выходцы оттуда! С факультетом начальных классов у нас давнее деловое сотрудничество. Об опыте нашей детской организации «Муравейка» мы вместе с Ириной Сергеевной рассказали в родном институте на Всероссийской конференции «Развитие системы гражданско-патриотического воспитания в России»

В педуниверситете традиционно проходит конкурс научно – исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй». В этом году он собрал более 100 младших школьников. Пригласили и наших двух девочек со своими экологическими работами. Отрадно, что они «не потерялись» среди учеников томских гимназий и лицеев. В результате – «Приз зрительских симпатий»!

Как результат нашей совместной деятельности – в прошлом учебном году у моего начинающего педагога четыре региональных победы! Нас, как авторов – победителей работы «Спортом занимайся, правильно питайся!», пригласили в Москву. В шестой раз я представляла Томскую область на конференции «Воспитываем здоровое поколение», ставшей Международной. Оргкомитет отметил креативность и оригинальность нашей работы. И всё это благодаря молодому учителю!!!

С приходом нового Главы, заметно оживилась жизнь в районе: фестиваль хоров, спартакиада, Праздник гриба на высшем уровне! Главная наша совместная задача – не заманить молодого специалиста в школу, а помочь в становлении профессиональной и общественной деятельности.

Для наставников пожелание : чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, педагогу-наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать (откажитесь от фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо»), не проповедовать (откажитесь от фраз типа «Ваш профессиональный долг обязывает…», «на Вас лежит ответственность…»), не поучать

(откажитесь от фраз типа («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»). Один из важных моментов в совместной деятельности – это не подсказывать решения, не «учить жизни» молодого учителя. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашёл правильные пути решения. Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливым. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Я уверена, что моей Ирине Сергеевне удаётся дарить эту частичку каждому ребёнку! Она доказывает это каждодневным трудом, творческим подходом и удивительной ответственностью. И учит не только «к 4 прибавить 2, по слогам читать слова», но и дружить, познавать, творить, удивлять.

Просмотреть свитедельство о публикации


. .

Итак, сегодня нашему с вами вниманию будут представлены обязанности учителя. Знать их должен и сам преподаватель, и родители учеников, и руководство. Ведь за нарушение или неисполнение обязанностей можно навлечь на себя беду. К сожалению, не всем известен закон об образовании, обязанности учителя в котором четко прописаны. И поэтому в учебных заведениях очень часто происходят разные "разборки" между преподавателями, руководством, учениками и родителями. Чтобы этого не было, давайте попробуем понять, какие у учителей есть в школе права и обязанности.

Защита

Начнем, пожалуй, с того, на что можно рассчитывать работнику учебного заведения. Об этом знают не все. И зачастую права и обязанности учителя попросту нарушаются. Следует обратить внимание, что, согласно закона об образовании, весь педагогический состав может быть защищен. Речь идет о профессиональной чести и достоинстве.

Кроме того, нужно также обратить внимание и на то, что любой учитель имеет право на защиту человеческой чести (не путайте ее с профессиональной), если его пытались оклеветать. Это касается и руководства, и учеников, и родителей. То есть если на вас регулярно и необоснованно жалуются учащиеся, как-то принижают или оскорбляют, вы имеете право на защиту. Вопрос в другом - мало кто будет заниматься в России подобными жалобами. Права и обязанности учителя прописаны в законе, но не все они соблюдаются.

Управление

Каждый преподаватель также может участвовать в управлении школой. И для этого не обязательно быть, скажем, директором. Правда, рассчитывать на то, что вам будут давать слово в решении каких-то школьных вопросов, не стоит.

Почему? Участие в управлении школой регламентируется уставом. И в каждом учебном заведении он отличается. Где-то учителю такое право дано, а где-то нет. Практика показывает, что зачастую управление школой доверяется только заслуженным педагогам и руководству. Главное - прописать это в уставе. Если ничего подобного нет, то любой учитель может участвовать в управлении школой.

Донесения

В обязанности учителя (а также его права) входит возможность написания жалобы на любого члена педагогического состава школы или ученика. Правда, тут есть важный пункт. Вся информация должна быть представлена в письменной форме и в деликатном виде. В устной форме донесения не приветствуются, но имеют место быть.

Кроме того, каждый педагог может составить жалобу и на систему образования, используемую в школе. Никакого наказания бояться не стоит - это нормальное явление. Но, как показывает практика, учителей часто запугивают. Если они напишут на кого-то "донос", то им угрожают увольнением. Это И бояться такого поведения не стоит.

Полная свобода

В учителя входит такой пункт, как составление учебного плана. И здесь педагог имеет право на полную свободу действий. То есть каждый может самостоятельно разрабатывать рабочий план на ближайший год на свое усмотрение. Главное, чтобы разработки соответствовали нормам обучения и не несли никакой опасности детям и обществу.

Помимо этого, любой учитель имеет право выдвигать свою кандидатуру на участие в педагогических советах. На разные должности. Запретить это вам не могут. Разве что просто провести голосование и не избрать туда, куда хотелось бы попасть.

Преподаватель имеет право и на соблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочем месте. Так, учебное заведение обязано предоставить каждому учителю пригодное для обучения детей место. Если вам что-то требуется для организации процесса, можете попросить руководство школы предоставить вам данную вещь.

В обязанности учителя также входит еще и выбор методик оценки знаний. Здесь он имеет право тоже на полную свободу. Следует обратить внимание, что современный педагог также сам устанавливает правила поведения на уроке. Но здесь есть один нюанс - они не должны противоречить нравственности, а также ущемлять права учеников.

Обучение

Основные обязанности учителя - это осуществление деятельности, направленной на обучение детей школьного возраста, а также поставка нужного для развития ребенка материала в подходящей форме. Иными словами, каждый преподаватель в обязательном порядке должен обучать детей. И доносить до них информацию, которая служила бы "толчком" для их развития.

При всем этом стоит учитывать, что материал должен быть подан в удобной форме, а также не противоречить моральным принципам. Плюс ко всему, сейчас есть некоторые нормы составления учебного плана на год. И они регламентируют основные направления и правила обучения. Их педагогический состав обязан соблюдать.

Моральное воспитание

Ни для кого не секрет, что сейчас школу принято называть вторым домом. И поэтому должностные обязанности учителя включают в себя такой пункт, как моральное и учеников. Особенно это касается преподавателей начальных классов. Тут данному моменту уделяется больше всего внимания.

По правде сказать, в этом плане все не так уж и сложно. Ведь должностные обязанности учителя по ФГОС, включающие в себя нравственное развитие ребенка, как правило, имеют четкий список указаний, которые придется выполнять. То есть существуют нормы, согласно которым будет проходить моральное воспитание в тот или иной период обучения.

Дисциплина

(да и вообще, любых) входит и такой пункт, как поддержание дисциплины в учебном заведении. Кроме того, преподаватель обязан учить детей правилам поведения. Иными словами, вырабатывать дисциплину.

Особое внимание данному пункту уделяется в начальной школе. Таким детям еще можно объяснить, что делать можно, а что нет. А вот в старшей школе соблюдать данное правило крайне трудно. Тем не менее не стоит забывать - если ребенок нарушает дисциплину, вы обязаны прекратить это. Но таким образом, чтобы ваше поведение не ущемляло права учащегося.

Полный объем

В обязанности учителя начальных классов (точно так же, как и всех остальных) входит донесение учебного материала до учеников в полном объеме. То есть вы не имеете права изменять уже утвержденный план обучения, сокращать или "удлинять" уроки, посвященные тому или иному направлению. Умалчивать и утаивать важные для образовательного процесса моменты тоже запрещено.

К сожалению, сейчас не все соблюдают свои обязанности. Учителя довольно часто нарушают этот пункт. Но в классном журнале для контроля пишут все так, как и должно быть. Некоторый материал может вообще не освещаться в классе, а быть отдан для домашнего прочтения. Это неправильно. Родители имеют полное право пожаловаться на вас. Ведь, согласно закону, каждый учитель обязан в полном объеме донести учебный материал до ученика.

Патриотизм

Но это еще не все требования к педагогическому составу. Дело все в том, что должностные обязанности современного учителя заключаются в том, что вы должны воспитывать в детях любовь к Родине и патриотизм. И это все с учетом отсутствия навязывания религиозных взглядов.

По правде говоря, данному моменту нынче уделяется огромное время. Любовь к стране учителя стараются привить еще с начальной школы. И это многим удается. Учтите, что нельзя вести пропаганду против Родины, а также убеждать в том, что патриотизм - это плохо.

Следует также учесть, что должностные обязанности учителя начальных классов (и остальных тоже) включают в себя и такой пункт, как обучение детей толерантности. Когда вы возвышаете свою страну и стараетесь привить ученикам любовь к ней, нельзя принижать честь и достоинство прочих наций. Скорее, придется учить терпимости и уважению.

Ценности

В обязанности учителя в школе также включено воспитание у детей любви к семье и семейным ценностям. Таким образом, придется время от времени проводить беседы на данную тематику. Объяснять, как важна семья для современного человека. Главное, не "перегнуть" палку. Иногда дети воспринимают информацию как прямой сигнал к беспрекословному повиновению родителям и старшим членам семьи.

Физическое развитие

Не стоит забывать и о таком пункте, как учеников. Это тоже входит в обязанности учителя в школе. Нужно уметь донести до ребят, как вести здоровый образ жизни, а также то, как важнозаниматься спортом.

Практика показывает, что в большей степени на физическим развитием учащихся следят учителя физкультуры. А вот классные руководители и прочий педагогический состав должны, в свою очередь, просто объяснить пользу занятия спортом. Можно проводить разные викторины, эстафеты и "Веселые старты", чтобы привлечь учеников к физическим упражнениям.

Охрана

Это не только обучение чему-либо. В них имеется и упоминание об охране детей в учебное время. Вы в обязательном порядке должны обеспечить им безопасность. И отпускать домой только после окончания занятий.

Во время учебного процесса вся ответственность за жизнь и здоровье учеников лежит на плечах учителя. И поэтому важно следить, чтобы поблизости не было никакой опасности. Если во время урока ребенок получит травму, на вас могут пожаловаться родители. Разумеется, уследить за каждым ребенком нельзя, но вы обязаны как-то справляться с этим. За несоблюдение данной обязанности грозит наказание. Вплоть до суда и ареста. Исключение составляют только те случаи, когда вы сможете доказать, что ребенок самостоятельно подверг себя опасности и сделал это намерено.

И еще кое-что. Если ребенок отпрашивается с урока, вы не имеете права отпустить его без сопровождения. Только если при вас ученик позвонит родителям, и они разрешат вам сделать это. Этот пункт тоже относится к обеспечению безопасности. Ведь если по пути домой с учеником что-то случится, то виноваты в этом будете именно вы.

Квалификация и связь

Но есть и несколько нестандартные обязанности учителя. К примеру, постоянно повышение квалификации и самосовершенствование. Каждый педагог из года в год должен в обязательном порядке увеличивать свой "багаж знаний". И если вас направляют на повышение квалификации, отказываться не стоит. В противном случае вас могут обвинить в невыполнении своих обязанностей.

Кроме того, каждый педагог обязан поддерживать связь с родителями ученика. Или с его официальными представителями. Это может быть посредством звонков (телефонные разговоры), личных бесед или написания сообщений в дневнике у ребенка. Избегать общения с родителями нельзя.

Социализация и культура

Пожалуй, есть и еще одно направление, которое входит в должностные обязанности современного учителя. Особенно это касается младших классов. И случаев, когда к вам приходят новые ученики их других школ. О чем речь?

О Обучать ей придется педагогам. Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить и так далее. А учитель обязан способствовать всему этому. Адаптация ребенка в новом классе и обществе - тоже ваша обязанность, согласно закону об образовании.

Как видите, прав у современного учителя не так много, как обязательных к исполнению пунктов. В принципе, это не значит, что вы будете бесправны. Достаточно просто знать, на что вы имеете право, а на что - нет. Не нарушайте и родителей, соблюдайте устав школы, а также воспитывайте нравственно и духовно своих учеников. Развивайтесь и совершенствуйтесь. Тогда никаких проблем у вас не возникнет. Если же ваши права регулярно нарушаются, смело обращайтесь в Министерство образования. Но для начала постарайтесь решить вопрос в пределах школы. И если этого сделать не удалось, запаситесь доказательством нарушения ваших прав и смело обращайтесь в соответствующие органы.

  • Москалева Анастасия Александровна , бакалавр, другая должность
  • Омский государственный педагогический университет
  • ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
  • УВОЛЬНЕНИЕ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК
  • ПРОСТУПОК
  • ВЫГОВОР
  • ЗАМЕЧАНИЕ

Педагогический работник является особым субъектом трудовых правоотношений. Специфика его трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и на тех проступках, за которые он может понести дисциплинарную ответственность. В данной статье рассмотрена проблематика дисциплины труда педагогического работника.А также возможные пути действия, в случае несогласия с возложенным дисциплинарным взысканием.

  • Эффективный контракт как средство повышения мотивации педагогических работников
  • Некоторые аспекты правового регулирования прекращения служебного контракта
  • Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России

Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности . Дисциплинарная ответственность в РФ устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, среди которых:

  1. Добросовестное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором;
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  3. Выполнение установленных норм труда;
  4. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности;
  5. Бережное отношение к имуществу работодателя .

Должностные обязанности закрепляются в трудовом договоре, а также локальными актами, например должностной инструкцией. Среди мер ответственности за дисциплинарные проступки предусматриваются следующие виды наказаний:

  1. Замечание – является самой лояльной мерой наказания, обычно осуществляется в письменной форме;
  2. Выговор – довольно строгая мера наказания, т.к. может послужить основанием для увольнения сотрудника;
  3. Увольнение по соответствующим основаниям - самая строгая мера дисциплинарного взыскания.

Правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей. Так, частью 4, ст.48 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (далее ФЗ) установлено, что педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей . При этом, законодатель в самом ФЗ не устанавливает санкции, а отсылает нас к другому законодательству. В трудовом законодательстве педагогические кадры выделены в особую категорию работников. По-моему мнению, это сделано, в первую очередь, ввиду того, что педагог играет первостепенную роль в развитие человеческой личности, в частности и общества, в целом. Так, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, имеющие опасные заболевания и т.д. Имеются особенности и в расторжении трудового договора с педагогическими работниками: помимо общих для всех категорий работников оснований, прекращению трудового договора с педагогическим работником будут способствовать следующие условия:

  1. Повторное в течение одного года, грубое нарушение Устава образовательной организации;
  2. Применение (в том числе одноразовое), методов воспитания, связанных с физическим либо моральным насилием над личностью обучающегося;
  3. Достижение предельного возраста для занимаемой должности.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен . Не допускается применение дисциплинарных взысканий, которые не предусмотрены законодательством, например штраф за опоздание работника. Дисциплинарное взыскание, в случае несогласия работника, может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

А теперь рассмотрим пример обжалования дисциплинарного взыскания в суде. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам N 33-2831, установлено, что К. обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что работал в БОУ ДОД педагогом дополнительного образования. Приказом от 30 декабря 2015 года он был уволен по ст. 336 п. 2 ТК РФ. Поводом к увольнению послужило нарушение прав учащихся, рукоприкладство, но дисциплинарных проступков он не совершал. В судебном заседании К. иск поддержал, пояснив, что 24 декабря 2015 года он услышал удар по двери кабинета. Когда вышел в коридор, увидел П., у которого в руках была теннисная ракетка. Он сделал ему замечание и сказал, чтобы тот отдал ракетку, что П. и сделал. Происходящее видели Ч. и М. На следующий день М. потребовала от него объяснение по данному факту, но забрала его, не дав написать объяснение до конца. С приказом об увольнении он был ознакомлен. Представитель истца З. требования доверителя поддержал, указав, что факт применения насилия к П. не подтвержден, кроме того, был нарушен порядок увольнения: не было истребовано объяснение, истца своевременно не ознакомили с приказом, не был составлен акт об отказе от дачи объяснения и от росписи в приказе. Представитель ответчика директор БОУ ДОД М. иск не признала, пояснив, что 24 декабря 2015 года Ч. сообщила ей, что К. ударил рукой по лицу П. Она видела, что щека у мальчика была красная, он был в истерике, плакал, кричал, чтобы К. вернул ракетку. Последний стал угрожать ему. Объяснение истец передал ей недописанным до конца, без подписи, от подписи об ознакомлении с приказом об увольнении истец отказался. Истец обжаловал приказ, вышестоящие органы признали его законным.

Подводя итог, стоит отметить, что особый статус педагогических работников как субъектов трудовых правоотношений накладывает свой отпечаток на расширение условий, при которых возможно увольнение педагогического работника, как применение меры дисциплинарного взыскания.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Кирилловых А.А Регулирование труда в высшем учебном заведении: Практическое пособие / А.А.Кирилловых – М. : Юстицинформ, 2009 – 103с.
  4. Муравченко В.Б. Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации // Современное право. – 2007. – № 12.
  5. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11.
  6. Муравченко В.Б. Классификация должностей муниципальной службы // Вопросы правоведения. – 2011. – № 2.
  7. Муравченко В.Б. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации // Вопросы правоведения. – 2010. – № 3.
  8. Москалева А.А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса педагогического работника // Государство и право в условиях современного гражданского общества. – 2016. – С. 59-61.

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.


Моральная ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

Моральная ответственность педагога - личностное качество, которая заключается в осознании морального необходимости выполнения социальных норм (в частности, личностных), а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершенных поступков, самооцинюваты свои действия с позиций гуманности и чистой совести.

В перспективном аспекте моральная ответственность - это осознание личностью современного и будущего развития нации и человечества, а также целенаправленной, свободной деятельности человека. Педагог учебного заведения морально отвечает за творческое овладение знаниями, самосовершенствования, самореализации своих сил и способностей.

В ретроспективном аспекте моральная ответственность представляет ответственность, отражающий, как правило, социально-правовые действия в отношении личности за минувшие поведение, поступки, нарушения им требований социально-этических, правовых и профессиональных норм. В этом смысле ответственность играет двойную роль: есть способом реагирования общества, руководства образования на негативные действия конкретного педагога и средством предотвращения возможной негативному поведению этой или других личностей в будущем.

В философии Древней Греции существовали различные подходы к пониманию сущности ответственности. Так, Демокрит высказал мнение о том, что моральная ответственность является регулятором поведения человека. Он считал, что ответственность не врожденное качество и не Божья благодать, а продукт культуры, результат социализации, воспитания.

Воспитание должно осуществляться через обучение, любознательность детей, юношей и девушек. Это не значит, что основное для человека - много знать, но образование должно быть всесторонней. Очень важно в процессе обучения и воспитания учитывать природу ребенка. Родителям, учителям нужно формировать ответственность у детей с раннего возраста. Важную роль в этом процессе играет трудовое воспитание, пример старших. Если дети не соблюдают его, то развиваются аморально.

Для Сократа моральная ответственность личности является неотъемлемой характеристикой индивида, как и добродетель, благо, справедливость. Ответственность в воспитании и обучении предоставляет смысла деятельности личности: ее цели, потребностям, интересам, мотивам, результатам. Ведь, по Сократу, первая обязанность гражданина - иметь глубокие знания, свои убеждения, мысли. Однако эти убеждения не должны расходиться с требованиями, сформулированными в нормах, законах каждого "полиса". В противном случае можно ожидать от личности сознательной, ответственного поведения. Обязанность общества заключается в обеспечении граждан достойными человеческой сущности условиями жизни. Разрыв между моральными, правовыми нормами общества и морально-правовым сознанием индивидов всего мешает выполнению долга, наносит и личности, и общества вреда, ведь человек при таких условиях становится безответственным.

Проблему моральной ответственности личности исследовал Платон. Основываясь на идее о мире моральных сущностей, он сформулировал свою мысль так: от идеи к реальности, от подлежащего сущего. Этот постулат Платон обосновывает на уровне личности и общества.

В системе формирования ответственной личности Платона запрета относительно средств воспитания. Так, он выступает за строгую, компетентную и неподкупного цензуру художественных произведений, которые можно использовать в воспитательном процессе. Цензоры, на которых возложена морально-правовую ответственность перед законом, государством и народом, должны изъять те из них, которые разрушают моральные качества молодежи.

Для анализа ответственности Аристотель применил метод деятельности, представляет актуальное бытие живого существа и процесс перехода его возможностей к действительности. Природа живого существа раскрывается именно в деятельности и реальном опыте общения. Однако на саму деятельность оказывает решающее воздействие душа, которая сочетает разумную и неразумную составляющие, взаимодействие которых стимулирует появление ответственности. То есть ответственность возникает тогда, когда правильно направлен ум согласуется с движением чувств, а движение чувств - с умом.

Идеи древнегреческих философов повлияли на содержание образования в Украине. В частности, по их постулатах основывалась почти вся воспитательная система в Киево-Могилянской академии, в которой учились такие украинские философы и просветители, как Г. Сковорода, Ф. Прокопович, И. Гизель и др.

В эпоху Средневековья царила евангельская доктрина, которая характеризовалась определенными общечеловеческими ценностями. Так, идея ответственности основывалась на принципе любви. Сын Божий - Иисус Христос - должен создать царство, лишенное войн, смерти, где все будут находиться в вечном блаженстве и любви. Однако достичь этого можно лишь при условии, если человек будет любить Бога (взгляды характерны для Ария, Оригена, Тертуллиана, Пелагия и др.). Каждый философ сформулировал их по-своему, а значит, украинские философы, педагоги в обучении и воспитании также использовали их своеобразно "начиная со времен создания нашего государства - Киевской Руси. Воспитание нравственной ответственности личности педагога в этот период развиваются самобытно.

Раннехристианских мыслителем, который на протяжении тысячелетия решающее влиял на нравственное воспитание, был гиппонский епископ, учитель церкви Августин Блаженный (354-430). Он определил самосовершенствования личности как постоянную и напряженный труд души, как самопознание, а также считал, что совершившись через труд души, человек станет уникальной, ответственной и неповторимой личностью, которой радоваться Бог.

По мнению римского философа-неоплатоников Аниция Манлио Северина Боэция (ок. 480-524), в противовес Августину, ответственное поведение зависит не только от Бога, но и от человека и его Судьбы. Он отметил, что ответственные действия личности является правильным путем к счастью и блага.

Идею ответственности также оригинально обосновал римский философ, теолог Фома Аквинский (1225-1274), обратившись к нравственной личности через выяснение отношение божественного предопределения к свободе воли человека. Однако, в отличие от Августина, который опирался в идеи об ответственности на учение Платона, взгляды Аквинского основываются на постулатах Аристотеля. Поиск сути ответственности, ее формирование у индивида он пытается осуществить на приоритетных перед наукой основе веры.

Представители философии и педагогики эпох Возрождения и Нового времени исследования проблем ответственности основывали на идеях эгоизма (франц. Еgoиsme, от лат. Egone - морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, который стремится к удовлетворению лишь собственных потребностей, пренебрегает интересами других человек и общества), частично скептицизма (греч. skeptikos - недоверчивый; учение, основанное на сомнениях в существовании какого-то надежного критерия истины) и эпикуреизма (учение Эпикура, который материалистически объяснял мир на основе атомистического учения). Они стремились выяснить не только объективные основания ответственности, но и обобщить их. В частности, их интересовало, как ответственность может быть продуктом, свойством отдельного индивида и общей социально организувальною силой одновременно. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561- 1620) обосновал теорию ответственности на основе научно-технического прогресса, культуры, гуманизации социальных отношений. Ответственность человека заключается в том, считал он, чтобы развить свои силы и способности культурным путем. По мнению Ф. Бэкона, человек должен отвечать не только за создание и преобразование природы, умело управлять этим процессом, но и ответственно и без насилия относиться к материи. Он один из первых поднял проблему экологического воспитания.

Представитель Нового времени нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) ответственность рассматривал с точки зрения субстанциональности, сущность которой заключается в бесконечной природе. Эта природа существует объективно и имеет собственные законы взаимосвязи. Часто существования безответственности порождается произволом людей, их неправильным пониманием свободы, причин, побуждающих человеческие стремления и желания. Кроме того, отмечал 3. Спиноза, безответственность вызывает невежество, а науки нарушают порядок природы, а не следуют его. Избежанию этого способствуют не только правила жизни, но и четкое познания, на которое направляет педагог. Правильно направлено познания помогает человеку выбрать высоконравственный образ жизни, преодолеть аффекты недовольства, принести пользу обществу.

Исходным положением ответственности у основателя эмпирически-материалистической теории познания Нового времени британского философа и педагога Джона Локка (1632-1704) является нравственный закон природы. Он приводит повинность человека в моральном и правовом аспектах, формирует ее моральный долг, которым руководит разум и который согласовывает деятельность людей.

Кардинально изменил взгляд на учебно-воспитательную систему чешский мыслитель-гуманист, основатель педагогики Нового времени Ян-Амос Коменский (1592-1670). Опираясь на опыт своих предшественников, он определил, что основным в воспитании является формирование сознательной, нравственной, ответственного человека. Важную роль в этом деле отвел учителю, раскрыв не только требования, но и условия и формы проявления его моральной ответственности. Материальные условия считал справедливым и достаточным социальным обеспечением педагога, а правовые - действующими школьными законами, нарушать которые никому не позволено.

Вопреки традициям средневековой школы вопрос моральной ответственности рассматривал швейцарский педагог ЙоганТенрих Песталоцци (1746-1827). Всю жизнь он посвятил воспитанию обездоленных и бедных детей, поскольку считал, что государство должно в низком уровне ответственности педагога, в том, что власть представляют "интеллектуально развитые обманщики", эгоисты, бессердечные хищники, "умные ослы" и другие.

Проблема ответственности развилась в немецкой классической философско-педагогической мысли. Так, философ-педагог Иммануил Кант (1724-1804) не только сформулировал основные цели воспитания, но и диалектически обосновал узаемозвьязок образования и воспитания. Он определил ответственность как меру обязанности в сложной проблеме воспитания: сочетание закона принуждения со способностью пользоваться своей свободой. Ответственные поступки человека Кант рассмотрел не только в зависимости от чувства и сознания долга, но и от чувства долга и определенной склонности. Поступок из чувства долга одновременно имеет устранять влияние склонности и предмет воли, ведь даже самая склонность сама по себе «слепая», способна вызвать появление морального максимы ответственности как высшей нравственной ценности, а лишь способствует ее реализации.

Взгляды И. Канта высоко оценил немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Он отмечал, что субъективное и объективное в ответственном поступка личности не должны противостоять друг другу, определил ответственность как социологическую форму абсолютного духа. В противоположность И. Канту, Г.-В.-Ф. Гегель отмечал, что ответственность развивается последовательно. Настоящая ответственная деятельность индивида возможна в свободном обществе. Оно связывает людей долгом и ответственностью, и чем крепче эта связь, тем свободнее человек. Однако человек свободнее не в значении "делаю, что хочу", а в смысле достижения сути.

Критически осмыслив идеи И. Канта, И. Фихте, Г.-В.-Ф. Гегеля, немецкий философ, один из основателей педагогики Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) полагал основания свою систему "виховувального обучения" на взглядах древнегреческого мыслителя Парменида. По его мнению, новая модная философия приводит к нарушению стабильности развития общества и покоя личности, порождает общественные движения. А для воспитания нравственной ответственности педагога необходимые согласие, единство общества и гармония его с личностью. Такой подход Й.-Ф. Гербарт видит в философии Парменида, в которой все просто, устойчиво и неизменно.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования моральной ответственности учителя сделал немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866). Отмечая, что принцип природосообразности является основным в любой воспитательной системе, он дополнил его принципом культуровидповидности, акцентировал на сложном пути к внутренней самодеятельности и самоответственности. По мнению А. Дистервега, человек в своем развитии должен пройти три этапа: этап ощущений; этап навыков и фантазии; этап свободного самовыражения, самодеятельности. Однако не каждому учителю это под силу. Наиболее успешными являются те, кто смог достичь третьего этапа.

В XIX-XX вв. проблему моральной ответственности рассмотрел украинский педагог и писатель Борис Гринченко (1863-1910). В работах "Какая теперь народная школа на Украине?", "Какой нам надо школы?", "Народные учителя и вкраинска школа", литературных произведениях, публицистических статьях по проблемам народного образования, культуры, обучения и воспитания он утверждал о том, что педагог может проявлять моральную ответственность в условиях свободы, и избавления от нищего материального положения.

Весомый вклад в разработку проблемы моральной ответственности сделали Макаренко и Сухомлинский.

В работах А. Макаренко изложена сущность понятий, которыми он оперирует в трактовке ответственности "ответственная зависимость", "общая ответственность", "строгая ответственность", "принцип ответственности", "гармония ответственных индивидов", "ответственный за решение", "переживания ответственности "," чувство ответственности перед коллективом ". Ведущим система-образовательным является понятие "ответственная зависимость". Она возникает, формируется и функционирует в различных видах педагогической деятельности. В то же время персональная ответственность педагога за выполняемую работу связывается с ответственностью коллектива и гармонией индивидов.

В практической педагогической деятельности В. Сухомлинский придавал огромное значение воспитанию нравственной ответственности личности. Прежде всего он отмечал ответственности руководителя учебного заведения, его умении управлять коллективом, знать все нюансы педагогического процесса и др., А также необходимости не только моральной, но и правовой, материальной ответственности педагога и ученика. Одной из ведущих его мыслей является осторожность в привлечении индивида к правовой ответственности.

Важный вклад в разработку проблемы моральной ответственности сделал украинский педагог, ученый-литературовед Григорий Ващенко (1878-1967). В качестве одной из ведущих он обосновал идею ответственности педагога за воспитание гражданина, патриота нации.

Отечественная философско-педагогическая мысль в конце XIX - начале XX в. в определении содержания моральной ответственности личности предоставляет приоритета аксиологическому подходу. Ценность моральной ответственности как составляющей культуры заключается в том, что она способна объединить, восстановить, гуманизировать нацию и человечество.

Современный украинский педагог Николай Сметанский с точки зрения комплексного подхода рассмотрел проблему социальной ответственности учителя, обосновал теоретические основы ее формирования, осветил проблемы, которые необходимо решить. Среди условий успешного формирования социальной ответственности учителя основными он считает такие:

Создание ситуации заинтересованности личности в труде и его результатах;

Формирование субъекта ответственных действий, познавательных, волевых и деятельностных компонентов его ответственности;

Наличие гуманно ориентированного социального контроля и объективной оценки действий каждого субъекта.

Нравственное оценки деятельности и поведения педагога не ограничивается оценкой со стороны общества, педагогического коллектива, студентов и учащихся. Педагог как субъект способен к самооценке, благодаря чему становится составляющей в системе нравственных связей. На этом уровне нравственная самооценка оказывает моральную сущность человека. Чем лучше у нее развиты требовательность к себе и самоконтроль, тем больше и перспективнее ответственность. Развитие самооценки как ее элемента зависит от ряда факторов (социальная роль педагога, оценочный влияние коллектива и т.д.). Самооценка определяет устойчивость моральной ответственности и повышает ее меру. По мере моральной ответственности педагога является переменная величина, которая непосредственно определяется способностью и внутренней готовностью к осуществлению ответственных действий, а также обстоятельствами, в которых находится педагог.

Учитывая современное состояние науки психологи и педагоги выделяют уровень сознания, внутренней и внешней аспекты моральной ответственности педагога. Некоторые ученые (И. Иванов, А. Киселев, В. Рудковский) определяют меру ответственности только как свободу или как обязанность. Свобода и долг в специфических формах отражают в определенной степени аспекты степени ответственности. Они только взаимодополняют, а не исключают проявления такого феномена, поскольку педагогическая среда, демократические отношения в целом позволяют педагогу добровольно и активно выполнять профессиональный долг, а значит, хорошо осознавать свою новую социальную роль.

В противоположность этому взгляду современная российская исследовательница Надежда Головко отмечает, что в условиях, когда обязанность легко выполнять, поскольку его нравственность несомненна и он согласуется с общественной оценкой, исчезает проблема ответственности. Однако именно при таких обстоятельствах, когда оказывается проблема меры ответственности личности, одновременно отсутствует ретроспективная ответственность. Следует учитывать перспективный аспект ответственности. Формирование меры моральной ответственности, связанной с ее перспективным аспектом в условиях развития правового общества и реформирования образования, является общей потребности.

Александр Дьяков в степени моральной ответственности личности видит преимущественно ретроспективный аспект. Меру ответственности он считает перспективно-правовым и этическим понятиям, не причисляет его к обще-социологического. Оно акцентирует внимание на возможном наказании личности в случае невыполнения ею перед обществом своих обязанностей, а также, когда она нарушает правовые и моральные нормы.

Следует делать перспективный анализ ценностных отношений и акцентировать на перспективном аспекте. Современная российская исследовательница Галина Романюк мерой ответственности педагога считает качественную грань социального субъекта; что является следствием развития свободы личности и ее самостоятельности.

В обществе существуют определенные ожидания от педагога по его действий. Такие "запросы" характерны даже для его собственной совести и он должен дать на них ответ. Участники отношений ответственности должны быть взаимно социально активными, направленными на утверждение интересов, ценностей и норм общества, действовать положительно. Педагог является ответственным настолько, насколько он свободен и способен влиять на развитие общества, окружающая педагогическая среда и учеников. То, что находится вне сферы свободы, не может быть предметом ответственности. Итак, степень моральной ответственности педагога определяют: общественно-исторические условия деятельности; реальная свобода; возможность выбора типа поведения; мотивы и общественная ценность поступков; сочетание сущего и должного; личностные качества (одаренность, темперамент, воля и др.).

Педагогическая деятельность требует не только морального, но и правового урегулирования отношений в системе: "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - родители». Безответственность в моральном плане, как правило, проявляется и в правовом, то есть в условиях педагогической деятельности нравственная и правовая ответственности составляют единство. В образовательных правовых актах диалектически объединены общие принципы морали и права. Так, в Законе Украины "Об образовании" сказано: "Педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку, физическое состояние которых позволяет выполнять служебные обязанности".

В Законе Украины "Об образовании" (2003) о статусе педагога не предусмотрено свободного проявления им мыслей, которые не подлежали правовой ответственности.

Государством установлены педагогическую ответственность за совершение правонарушений. К ним относятся правонарушения, связанные с несоблюдением закона о государственной политики и основных принципов образования; организацией учебно-воспитательного процесса; низким уровнем обучения; необъективным оцениванием знаний учеников и студентов; унижением национального достоинства, пренебрежением принципа свободы СОВЕСТИ т.

В условиях педагогической деятельности привлечения к моральной ответственности предусматривает правовую ответственность личности. В Кодексе законов о труде Украины (1971) указано, что совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка несовместимо с продолжением этой работы.

Одновременно количественная определенность моральной и правовой ответственности выражена в ограничении государством юрисдикции общественных органов власти и управления в сфере привлечения к административной и материальной ответственности педагогов.

В образовательных учреждениях способность коллектива морально отвечать является необходимостью и правовым моментом, удостоверяющий признак коллективизма, которая предусматривает лица-стисний характер моральной ответственности на основе глубокого усвоения человеком культурных ценностей, моральных норм и отношение к общественным делам, как к личным. Невозможно индивидуальную моральную ответственность педагога заменить коллективной, и наоборот.

Границы как индивидуальной, так и коллективной ответственности должны быть четкими, поскольку невозможно отвечать за все одинаково в моральном и правовом плане.

Морально-правовая ответственность педагога не возникает стихийно, поскольку требует постоянного и упорного воспитания. Движущей силой такого воспитания является противоречия и их творческое решение. На современном этапе развития общества и образования наметились определенные социально-педагогические, собственно педагогические и психологические, или личностные противоречия.

Социально-педагогические противоречия существуют между:

Объективными требованиями общества относительно высокого уровня морально-правовой ответственности и субъективным осознанием, восприятием этих требований педагогом;

Постоянным развитием объективных условий деятельности педагога и относительно застывшими морально-правовыми нормами;

Официально государственной и социально-общественной педагогикой (теории обучения) как противоречие между свободой и необходимостью;

Относительными количественными и качественными изменениями в процессе формирования меры морально-правовой ответственности педагога;

Декларативными и гарантированными правами педагога;

Сущностным и должным в процессе материальной и морально-правовой оценки труда педагога;

Перспективными и ретроспективными принципами воспитания морально-правовой ответственности педагога.

Собственно педагогические противоречия появляются между:

Целью и средствами морально-правового ответственности педагога;

Правовыми и морально-волевыми качествами личности;

Индивидуальным стилем деятельности педагога и устоявшимися традициями педагогического коллектива;

Абсолютизацией знаний морально-правовых актов и неадекватным реальным морально-правовым обеспечением реализации этих знаний;

Количественным определением объема морально-правовой ответственности педагога и отсутствием условий его выполнения;

По состоянию автономности и зависимости педагога. Психологические, или личностных, противоречия возникают между:

Потребностями и невозможностью творческой реализации личности педагога;

Сознательным и бессознательным в понимании нравственно-правовой ответственности педагога;

Морально-правовыми нормами и ценностными ориентациями личности педагога;

Научным и обыденным уровнями морально-правовой ответственности;

Положительным и отрицательным воздействиями коллектива в воспитании морально-правовой ответственности педагога.

Способы разрешения противоречий в формировании нравственной ответственности педагога следует искать, основываясь на анализе причин возникновения и создания реальных условий для их преодоления.

С целью усовершенствования воспитательной работы в учебных заведениях целесообразно направлять усилия на решение следующих задач:

1) на довузовской этапе создать систему профессиональной ориентации и профотбора молодежи к профессиональной деятельности, которая сделала учета не только призвание ребенка к выбранной деятельности, но и определенного уровня развития его способностей, склонностей и интуиции. С точки зрения педагогической прогностики это требует создание специальных научных центров с привлечением многих ученых и практикантов; разработка программ профотбора с учетом дифференциации и интеграции знаний и др.;

2) на вузовском этапе основное внимание должно концентрироваться не столько на том, чтобы студент усвоил необходимую информацию и выработал определенные навыки, сколько на формировании потребности в действиях, постоянном стремлении к профессиональному росту. При таких условиях необходимо обучать будущих учителей моделировать педагогические ситуации, применять знания в процессе решения практических задач и совершенствования педагогической практики. Это требует основательной и всесторонней психолого-педагогической подготовки;

3) на этапе профессиональной подготовки важнейшими являются самореализация педагога, его практическое умение использовать знания и морально-правовую интуицию с целью гуманизации процесса обучения, развития и воспитания ребенка. Педагог, долгое время находится в ситуации нравственно-правового нигилизма и бесправия, теряет не только свою ответственность, но и способность формировать ее у учащихся, студентов, не может ориентироваться в определении взаимоотношений с учениками и коллегами. Он перестает активно действовать как на уровне интуиции, так и на уровне логики. Преодоление такого состояния сделают гуманизация и демократизация, создание меритократических общества, в котором возможность получить респектабельную должность, материальный и социальной защите зависит от уровня образованности, способностей, таланта, культуры и человечности личности.

Итак, педагог является субъектом моральной ответственности, которая воплощается в выборе решения между различными вариантами соответствующего действия, а наличие социально-педагогических и личностных противоречий обеспечивает динамику этой ответственности.