Что раньше располагалось на месте гостиницы Интурист в Ставрополе. Чем раньше занимались на красной площади Что раньше располагалось

Красная площадь - главная площадь страны, территория проведения воинских парадов и торжественного приема гостей, одно из самых красивых мест Москвы. История Красной площади насчитывает около пяти веков, в течение которых она не раз меняла свою функцию.

Выжженная, но не пустующая

Первоначально на месте, где сейчас находится Красная площадь, возникло стихийное торжище. В 1493 году деревянные лавки полностью выгорели, после чего перед Кремлём освободилось пространство шириной в 240 м. Из-за этого события площадку назвали «Пожаром».

С запада её ограничивал кремлевский ров, с юга - холм, именуемый в народе «Взлобьем». С северной стороны возвышались Воскресенские ворота. Добрую сотню лет Пожар считался естественным продолжением Торга, который занимал всю восточную часть.

На выжженной площадке вымостили камнем три улочки: Варварку, Никольскую, Ильинку. В пространстве между ними пристроилось несколько небольших церквей и торговых лавок. Из-за постоянно присутствующей угрозы возгорания в конце XVI столетия было принято решение снести деревянные постройки. Их место заняли каменные купеческие палаты.

Торговая красавица-площадь

Купеческие палаты образовали собой три квартала: Нижние, Средние и Верхние Торговые ряды. В таком виде будущая Красная площадь просуществовала около 200 лет. За это время на ней выросли богатые купеческие усадьбы и Гостиные дворы (здания для оптовой торговли). Поскольку основная масса построек все так же возводились из дерева, то и пожары случались в этом районе города регулярно.

Москва строилась и росла. В 1625 году Кремль обзавелся Спасской башней. Взлобье уже украшал Собор Василия Блаженного. Постепенно площадь стала приобретать благопристойный вид и даже именоваться «красной», то есть красивой. Это определение закрепилось за бывшим Пожаром и теперь уже использовалось как имя собственное.

В официальных документах оно появилось в 1661 году, при Алексее Михайловиче. В годы правления Ивана Грозного Красную также звали и «Большой». Гости из-за границы обычно описывали этот район города как рыночную площадь. Их свидетельства лишний раз подтверждают тот факт, что торговля перед воротами Кремля ни на минуту не останавливалась.

Звериные шкуры и снедь

В Гостиных домах купцы не только продавали снедь, звериные шкуры и прочий скарб, но и жили (преимущественно на верхних этажах). Для обслуживания богатого люда строились многочисленные цирюльни и лавки розничной торговли, регулярно проводились ярмарки. Часть территории южнее Спасских ворот до 1924 года именовали Васильевской площадью. Она была застроена плотнее всего.

В XX веке центральную столичную площадь реконструировали. Часть построек на Масляном переулке снесли, за счет чего открытое пространство стало еще больше. В 70-ые годы переделали некрополь, дополнили его гранитными трибунами. Красную площадь залили бетоном, а сверху на него положили новую брусчатку. Торговые ряды, цирюльни и ярмарки остались в прошлом.

Бродвей - чуть ли не самая знаменитая улица Америки, а то и всего мира. В детстве я любила сравнивать с Бродвеем любую шумную и широкую улицу, говоря что-то вроде: "Ну прям Бродвей!" Затем я узнала, что Бродвей – не просто улица, а центр успешных театральных постановок и мюзиклов, поэтому мои сравнительные способности увеличились. Ну а потом я и сама попала на Бродвей, причём в первый раз совершенно случайно.

Где находится Бродвей

В строгой архитектуре Манхэттена Бродвей - единственная улица, нарушающая перпендикулярный строй. Улица тянется через весь Манхэттен от небольшого парка Bowling Green на южной окраине острова до микрорайона Inwood на севере. Общая протяженность Бродвея на Манхэттене составляет 13 миль (почти 21 км). Однако удивительным фактом для меня стало то, что на Манхэттене Бродвей не заканчивается: он проходит еще 2 мили на север через Бронкс и еще 18 миль через пригороды к местечку Sleepy Hollow (знаменитая Сонная Лощина). Таким образом Бродвей имеет протяженность почти 55 км!

Благодаря тому, что Бродвей пересекает весь Манхэттен с юга на север по западной части острова, найти его не составляет никакого труда: если пойти по любой "горизонтальной" улице, то рано или поздно вы пересечете Бродвей. Это как раз тот метод случайного пересечения, благодаря которому я и вышла на Бродвей, хотя шла совсем не туда.

Есть и более продуманный вариант: выйти на станциях метро 42nd Street-Times Square, 49 Street или 52 Street. Также можно добраться до вышеуказанных улиц на автобусе и зайти в Театральный Квартал (от 40-й до 52-й улицы). Он включает в себя десятки театров, кинотеатров и концертных залов, а также Таймс-Сквер - это именно тот участок, который сделал Бродвей всемирно известной улицей.

Театральный Квартал

Театры сосредоточились в одном месте совсем не сразу: все началось с того момента, как Оперный Театр Метрополитан (Metropolitan Opera House) в 1883 году занял здание на 39 улице и открыл театральный сезон невероятно успешной постановкой "Фауста". Публика стала часто приходить в театр и появилась необходимость обустроить окрестности необходимой инфраструктурой: ресторанами, сквериками, лавочками.

Вокруг в поисках готовой аудитории начали открываться и другие театры. Расцвет пришелся на довоенное время, когда Таймс-Сквер с ее театрами стали синонимом блеска и гламура, ярких огней, вывесок, музыки, звезд и громких имен.

Участок Бродвея, где были сосредоточены несколько десятков лучших театров, получил поэтичное название "Великий Белый Путь" (Great White Way). "Белым" он стал, потому что даже ночной Бродвей никогда не оставался тёмным: от разноцветных неоновых вывесок и афиш здесь было светло как днем. Великий Белый путь подарил миру понятие "мюзикл", в музыкальных театрах ставились грандиозные шоу, на которые тратились огромные деньги. Впрочем, бюджет каждой постановки окупался невероятными кассовыми сборами.

Постепенно ближе к Белому Пути стали перебираться и другие театры с постановками разных жанров, в основном немузыкальных, с билетами подешевле и менее известными актерами. Эти театры стали называться Off-Broadway или "Вне Бродвея". Еще дальше от сердца Театрального Квартала образовалось кольцо из театров Off-off-Broadway: они располагались еще дальше и продавали билеты еще дешевле. Они представляли публике, как правило, экспериментальные постановки.

Карьерный рост актеров и шоу был чистым и понятным: сначала ты выступаешь в Off-off-Broadway, затем в Off-Broadway, потом, если повезет, в Great White Way и, наконец, уезжаешь с гастролями за границу.

Квартал испытал тяжелые времена в 60-е и 70-е годы, когда в нем стали появляться театры и кинотеатры, демонстрирующие фильмы и постановки "для взрослых", начали открываться кабаре и всевозможные подпольные полуофициальные заведения. В 70-е годы в квартале стало опасно появляться: публика там была не самая благородная, традиционные театры несли потери. Фактически блистательный район превратился в голландскую Улицу Красных Фонарей, что показалось мне шуткой истории: изначально назывался Новый и основан был, собственно, голландцами.

Тем не менее, в результате городской кампании по борьбе с преступностью и криминалом в начале 90-х годов удалось закрыть многие сомнительные заведения. Те, что еще оставались на Бродвее, постепенно переместились подальше от Таймс-Сквер, а затем и вообще за пределы Манхэттена. Отдельная часть кампании занималась специально Театральным Кварталом и называлась "Спасем театры" (Save the Theaters Campaigh).

Квартал стремительно возрождался, на помощь постановщикам мюзиклов пришли новые современные технологии, позволяющие создавать грандиозные декорации. Постепенно граница между театрами Великого Белого Пути и Офф-Бродвея стала менее заметной. Мюзиклы внебродвейских театров и даже вне-вне-бродвейских могли получить мировое признание, минуя представления в "официальном Бродвее", и сразу отправиться в кругосветное турне.

Знаменитые мюзиклы

Нью-йоркцы очень любят посещать театральные постановки и выбор у них, к счастью, огромный. В некоторых театрах многие шоу идут уже не первый десяток лет, и их успех не угасает. Например, мюзикл "Призрак оперы" сыграл в 2012 году свое десятитысячное представление. Итак, топ-5 самых успешных постановок Бродвея за всю историю, которые можно посмотреть и по сей день:

  1. Призрак Оперы (The Phantom of Opera)
  2. Кошки (Cats)
  3. (Chicago)
  4. Король Лев (The Lion King)
  5. Мама Мия (Mamma Mia!)

По Бродвейским мюзиклам снимают фильмы, пишут книги, ставят в школах детские пьесы и делают многочисленные ремейки. Музыкальный и театральный Бродвей не дает покоя многим поколениям актеров не только из Америки, но и из других стран. Считается, что если ты участвовал в бродвейском шоу, своих вершин ты уже достиг, осталось не потерять завоеванных позиций. Интересно то, что в какой-то момент Бродвей поймал очередную волну успеха благодаря мультфильмам Диснея, по которым постановщики шоу один за одним стали реализовывать мюзиклы. Это принесло новое признание как Бродвею, так и компании "Дисней".

Самые знаменитые театры:

  1. The New Amsterdam Theatre
  2. The Disney Store
  3. The American Airlines Theatre
  4. The New Victory Theatre
  5. Radio City Hall

Как и где купить билеты

Театр в Нью-Йорке - это удовольствие, конечно, не из дешевых. Однако всегда есть возможность приобрести билеты со скидкой:

В целом, цены варьируются от 30$ до 130$ в зависимости от успеха шоу, статуса театра и просто везения.

Не театральный и не музыкальный Бродвей

Бродвей не заканчивается на 52-й улице. Когда я прошлась по Театральному Кварталу, я думала, что удивить меня эта улица уже не сможет. А она смогла.

Поразительно, насколько разным может быть Бродвей. Пешеходные зоны чередуются с проблемными транспортными развязками, многополосная магистраль где-то сменяется улочкой с односторонним движением. После блеска огней Театрального Квартала внезапно попадаешь в тихое местечко для публичного отдыха: столики, за которыми офисные работники кушают свой обед из ланч-бокса, дорожки, где тренируются бегуны, площадки, где дети катаются на качелях и строят куличики. Через пару блоков снова разрешено автомобильное движение и так на протяжении всей улицы.

Многие здания и достопримечательности из моего списка must-visit расположились именно на Бродвее:

Flatiron Building

Дом Flatiron Building, или попросту Утюг (пересечение Бродвея и 5-й Авеню), получил такое название из-за своей формы. Он расположен на треугольном участке и имеет 3 острых угла. Благодаря такой архитектуре создается впечатление, что здание разрезает дорогу и вообще город. В этом небоскрёбе, что интересно, раньше располагалось консульство Российской Империи. Об этом я узнала от местного служащего, который просто вышел погулять в перерыв и попал под мои вопросы.

Macy"s

Торговый центр Macy"s (пересечение Бродвея и 34-й улицы) более ста лет, до 2009 года, был крупнейшим торговым центром в мире, занимая площади более чем в 200 000 квадратных метров. Центр знаменит не только тем, что продает всё на свете, но и тем, что организует городской парад в честь Дня Благодарения - очень зрелищное и красивое мероприятие. Любовь к красоте, возможно, и позволила первому владельцу центра, Роуланду Мэйси, завоевать любовь покупателей: именно в Macy"s перед Рождеством витрины украшались гирляндами и лампионами, а по этажам гулял Санта Клаус.

Первая баптистская церковь Нью-Йорка

Первая баптистская церковь Нью-Йорка (First Baptist Church of New York, пересечение Бродвея и 79-й улицы) - здание, в которое я очень хотела попасть. Баптизм - удивительное харизматичное явление в американской культуре. У меня сложные отношения с религиями и особенно их обрядовой стороной, но вот баптисты много вопросов не вызывают. Особенно мне нравятся два момента: молитвы своими словами и крещение только во взрослом возрасте, когда человек добровольно принимает это решение. Ну и, конечно же, пение.

Более двухсот лет назад в 1800 году в краевой столице, а тогда в столице губернии прошел сход жителей. На нем было решено, что построят собор. Начался сбор пожертвований. Отметим, что раньше в Ставрополе на месте гостиницы "Интурист" располагался Троицкий собор.

Фото: and_stav

Сейчас информация об этом известна не всем, но все де история об этом есть и игнорировать ее никак нельзя.

После нескольких лет сбора средств кафедральный Троицкий собор с массивной колокольней был полностью построен в 1817 году. Спустя 17 лет после общего схода жителей города. Отметим, раньше тут стоял храм из дерева, но позднее тут построили первый каменный храм города, спроектированный и построенный самими жителями.

Когда к власти пришли коммунисты и установилась власть советов, собор ждала печальная судьба. В период советской власть красивейший собор был нещадно разграблен и разрушен, с иконы содран весь жемчуг. Тогда это было как страшная примета времени. Из культовых и религиозных сооружений зачастую делали склады, либо их разрушали подчистую.

В конце тридцатых годов, конкретно в 1939 году на месте собора построили среднюю школу №4, разрушенную во время бомбардировки гитлеровцами.

В начале 1950-х годов на месте школы начали возводить здание под гостиницу "Ставрополь", ныне – "Интурист". Она и сейчас тут работает и считается одной из достопримечательностей Ставрополя. Тут часто останавливаются известные политики и звезды эстрады. Раньше здесь работало казино. Стояли «однорукие бандиты» и функционировал магазин антиквариата, дорогие и очень старые вещи, имеющие особую ценность.Вполне возможно он работает и сейчас.

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Об историческом облике города. Суть проекта - совмещение фотографий настоящего времени с историческими снимками этого же места. Каждую фотографию он сопровождает небольшой заметкой, рассказывающей об истории сфотографированного места.

Чтобы погрузиться в другую эпоху, нужно найти именно ту позицию для снимка, которую выбрал фотограф несколько десятков лет назад. Все снимки делаются на iPad и совмещаются со старыми на нем же, прямо на месте съемки. Что, по мнению автора, позволяет забыть об особой обработке фотографий на компьютере и приближает обычных пользователей того же Instagram к подобному познавательному развлечению.

1. Здание КГБ - пожалуй, самое страшное здание в Москве (там было расстреляно много людей, и там уже почти век заседают силовые структуры нашей страны).

Сначала было построено здание в стиле неоклассицизма для страхового общества «Россия», но его отдали НКВД уже в 1919 году. Потом, когда нужно было увеличить внутреннюю тюрьму для политзаключенных, здание расширили, пристроив к нему новый корпус в стиле конструктивизма. Здание стало асимметричным и простояло так почти полвека. А потом первоначальный фасад застроили, сделав здание симметричным в 80-х. Если открыть карты Google, вы увидите, что здание сверху совсем не симметричное, и располагается на месте, где должна быть улица Малая Лубянка.

Перед зданием стоял памятник Дзержинскому. Сейчас его нет, но место в центре Лубянской площади для памятника осталось и выглядит странно. И никто не знает, какой памятник туда можно поставить, потому что поэта ставить напротив «кровавого» здания неэтично. А советским лидерам памятники уже давно не ставят, но ходили слухи о памятнике Гагарину.

2. Назад в 1931 год. Снос храма Христа Спасителя / Наши дни.

3. Манежная площадь и Охотный ряд.

Охотный ряд называется так потому, что раньше тут располагались торговые ряды подмосковных охотников, которые продавали мясо и птицу. Из всего, что в кадре, сохранилось лишь здание Госдумы, гостиницу «Москва» перестраивали недавно. На месте современного подземного торгового центра раньше находилась проезжая часть. На этой фотографии изображен один из первых советских троллейбусов ЯТБ-1.

4. Большой Каменный мост.

Этот мост дважды перестраивали, и сейчас он находится чуть ниже по течению Москвы-реки, чем изначально. Сначала был построен действительно каменный красивый мост, который состоял из множества арок (в 1687 году). Фотографий тех времен нет, потому что фотографию еще не изобрели, зато Васнецов его нарисовал на картине «Всехсвятский каменный мост». Потом мост перестроили в тот, который изображен на этих фотографиях - металлический, трехпролетный (1858 год). А в 1938 году построили уже существующий Каменный мост. Раньше мост соединялся с улицей Ленивка и был ближе к храму Христа Спасителя.

Меня безумно вдохновила архитектура этого моста. Москве не хватает таких красивых конструкций. Современные мосты не вписываются в ансамбль Кремля и исторической части города.

5. Сухаревская башня (вид со Сретенки).

Я сначала не мог выбрать правильную позицию для фотографии, потому что ориентировался на колокольню храма Троицы Живоначальной в Листах, но, как оказалось, эта колокольня несколько раз меняла форму. А нынешняя - это воссозданная по фотографиям. У нее все пропорции соблюдены, но размером она вышла чуть больше, чем была раньше, и немного смещена относительно начального размещения. А теперь о главном!

Сухаревская башня. Ее велел построить Петр Первый в 1692-м, а снести велел Сталин в 1934-м. Снести ее решили по причине и сейчас популярной проблемы - растущего уличного движения транспорта. Она стояла на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка. На фотографии замечателен 1931 год.

Великие живописцы и архитекторы направили Сталину письмо:

«Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Но Сталина они не убедили… Интересно, как бы выглядела Сретенка и Садовое кольцо сейчас, при нынешнем движении транспорта, если бы башню сохранили?

6. Триумфальная арка.

Триумфальная арка - это такой культ! Страна кого-то победила или чего-то добилась - строят арку, через которую триумфально проезжают победители. Такие арки есть по всему миру: на площади Шарля де Голля в Париже, Бранденбургские ворота в Берлине или в Москве на Кутузовском. Но вот в Москве арка изначально стояла не на Кутузовском, а на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала.

В 1936 году, также как и Сухаревская башня, арка была разобрана в рамках реконструкции площади, правда ее обещали восстановить на этом же месте, но не восстановили. Точнее восстановили, но там, где она сейчас установлена, и спустя 30 лет. У нас любят ломать, а потом опять строить! Арка посвящена победе над Наполеоном.

Отдельно хочется сказать, что я сильно удивился, что перила моста через железную дорогу белорусского направления, с которого я делал снимок, сохранились без изменений.

И удивительное чувство, когда оказываешься в именно той точке, из которой человек почти век назад сделал снимок на свою камеру, а ты тут стоишь с iPad и фотографируешь ту же панораму, но в центре кадра уже нет того великолепия, ради которого сюда пришел тот человек с фотоаппаратом. Сложно это описать, но попробуйте сами!

7. Башня Варварских ворот.

Сейчас люди не задумываются, почему в Москве так много мест, названных в честь каких-то ворот: Никитские, Пречистенские, Покровские, Варварские ворота. Все дело в том, что раньше Москву окружало несколько оборонительных стен, которые были воздвигнуты для защиты от набегов монголо-татар, по всему контуру стен были башни с множеством ворот.

Башня Варварских ворот считалась самой крепкой в Китайгородской стене и имела глубокий фундамент против подкопов. Работы над ее строительством начались в 1534 году, и просуществовала она до 1934 года, когда от нее избавились. Но сейчас, спустившись в подземный переход под площадью Варварские ворота, на одной из стен перехода вы увидите остатки фундамента башни - это все, что от нее осталось.

8. Ильинские ворота.

Продолжаю виртуальное путешествие по Китайгородской стене. Кстати, в конце 16 века ее покрасили в белый цвет, а изначально она была кирпичной. На фотографии башня Ильинских ворот. Башня похожа на кремлевскую, такой ее восстановили после пожара в 1812 году. Это вид от Маросейки на Ильинку. По правую руку находится здание Политехнического музея, по левую Ильинский сквер с памятником героям Плевны. Ильинские ворота были расположены между Никольскими и Варварскими воротами. Ильинские ворота изначально построили в 1534 году вместе с Китайгородской стеной. Разрушили все это в 1933 году.

После сноса ворот в честь них назвали площадь Ильинские ворота. Также хотели назвать и станцию метро, но решили станцию не строить. Вы замечали, что между Площадью революции и Курской слишком большое расстояние? Вот как раз на этом участке должна была быть станция Ильинские ворота.

9. Владимирские ворота.

Путешествие по Китайгородской стене продолжается. Там, где сейчас находится Лубянская площадь, раньше находились Владимирские ворота (они же Сретенские или Никольские). Сделать эту фотографию было сложнее предыдущих - нет никаких ориентиров, за которые можно зацепиться, чтобы определить, где же находилась башня и ворота и откуда были сделаны сохранившиеся снимки. Сначала на этом месте во времена Сталина снесли стену, храмы за стеной, башню и ворота и построили станцию первой очереди метро - Дзержинскую (ныне Лубянка) в 1934 году. А потом при Лужкове в 1998 году построили торговый центр «Наутилус», который совсем не к месту в этой части города. Из-за этого огромного торгового центра не видно домов на Никольской.

Я долго изучал сохранившиеся снимки и нашел фотографию, на которой видна верхушка Третьяковских ворот и стеклянный купол гостиницы «Метрополь». С помощью этих двух ориентиров и их пересечения на фотографии я уже располагал линией, с которой был снимок сделан, но не хватало еще какой-то зацепки. Ею стала верхушка доходного дома на Никольской, 21 и угол наклона самой Никольской улицы. Конечно, тут есть какая-то погрешность, но точнее воссоздать вряд ли получится. Я сделал набросок на карте, определив точку съемки, и пошел снимать. В итоге получается, что ворота находились там, где сейчас проезжая часть (поворот от Театрального проезда к Новой площади). На месте, где сейчас вестибюль станции Лубянка, раньше находился храм Владимирской Божией Матери, а на месте торгового центра «Наутилус» была красивейшая часовня Пантелеимона Целителя (на фотографии). В целом Лубянская площадь раньше была не такой большой как сейчас.

Башня, так же как и у Ильинских ворот, похожа на кремлевскую, так как она была восстановлена в таком стиле после пожара 1812 года. Владимирские ворота являлись букинистическим центром города. Большинство книжных лавок находились именно тут. Они располагались в Никольском Тупике. Назван он был так потому, что упирался в Китайгородскую стену, но потом в стене сделали маленькую калитку, чтобы люди с театрального проезда могли забежать в книжную лавку. Практически все дома тут были разрушены в 1934 году. Так что Никольский тупик ныне является мнимым местом.

10. Воскресенские (Иверские) ворота и нулевой километр.

Построили - сломали - опять построили, это если кратко. Обычно никто не задумывается, но Воскресенские ворота относятся к Китайгородской стене. Они находятся между Историческим музеем и зданием городской думы и являются входом на Красную площадь.

Построили ворота в 1680 году, разрушили в 1931 году по приказу Сталина, потому что автотранспорту нужно было на Красную площадь выезжать, да и военная техника не проходила в такие узкие ворота. Долгое время тут была проезжая часть, которая называлась в честь Исторического музея - Историческим проездом, как раз она на фотографии. Восстановил их в 1994 году Лужков! И сделал тут пешеходную зону.

Перед воротами расположен нулевой километр. Его установили не так давно - в 1995 году. Тут туристы кидают монеты через левое плечо. Но на самом деле это не нулевой километр. Настоящий нулевой километр находится у здания центрального телеграфа. Просто в советское время его хотели установить перед мавзолеем, но этого не сделали, а бронзовый знак изготовили и в девяностых установили его у восстановленных Воскресенских ворот просто так. В Париже, к примеру, нулевой километр находится у Нотр-Дам де Пари.

11. Дом под юбкой.

Такое необычное название для этого дома, построенного в 1940 году, появилось в народе. Все дело в том, что на крыше дома на пересечении Тверской улицы (в прошлом Горького) и Тверского бульвара стояла скульптура балерины. До наших дней скульптура не сохранилась. Существует несколько легенд, почему ее демонтировали:

  • она стала разрушаться и не выдерживала ветровых потоков, ее демонтировали, чтобы не упала на прохожих;
  • в военное время ее хотели убрать для того, чтобы скрыть заметные ориентиры и чтобы вражеским самолетам было сложнее сориентироваться над городом, хотя военное время она пережила и простояла до 1958-1963 года (точной даты демонтажа найти не удалось);
  • министру культуры Е.А. Фурцевой не нравилось, что девушка была в слишком короткой юбке и находилась на возвышении.

Существует еще легенда, что балерина Лепешинская, по образу которой была изготовлена скульптура, сломала руку и у скульптуры сразу отвалилась рука. После чего и произвели полный демонтаж, опасаясь падения других частей тела на прохожих.

Крупных фотографий этой скульптуры найти не удалось, хотя она простояла практически 20 лет и была очень заметна. Я думаю, скульптура балерины на крыше дома куда лучше, чем светящиеся логотипы, заполонившие крыши всей Москвы.

Кстати, на месте этого дома до 1933 года стояла церковь Дмитрия Солунского.

12. Вестибюль станции метро Улица Коминтерна

Перед Российской государственной библиотекой (Библиотекой имени Ленина) находился вестибюль станции Улица Коминтерна. Сейчас станция называется «Александровский сад» и этого вестибюля у нее нет. Есть только общий вестибюль со станцией Арбатская, находящийся прямо в здании Российской библиотеки. Отдельный вестибюль разобрали в 40-х. Теперь на этом месте находится подземный переход, из которого можно зайти в метро, и памятник Достоевскому, установленный в 1997 году.

Станция метро Улица Коминтерна входила в первую очередь московского метро. Через ее вестибюль можно было спуститься и на станцию Библиотека имени Ленина, но пересадки между двумя станциями изначально не было.

Станция также носила название «Калининская» (с 1946 по 1990). Несколько дней в 1990 году она называлась «Воздвиженка», и это название даже успели нанести на схемы метро.

13. Красные ворота.

Для москвичей в первую очередь это название станции метро. Особенно узнаваем наземный вестибюль необычной формы. Станция построена в 1935 году в составе первой очереди метрополитена. А вот история происхождения этого названия. Эти ворота поставили в 1709 году по приказу Петра Первого в честь победы над шведами в Полтавской битве, называли их Триумфальными воротами. Потом ворота заменили на новые в 1724 году, и спустя несколько лет они сгорели. В 1742 году их восстановили, и они опять сгорели. И вот только в 1753 году их додумались сделать из камня. Стены ворот были кроваво-красными (вот почему они Красные) с белым рельефом в стиле барокко. Вся конструкция была увенчана статуей ангела. Просуществовала арка до 1927 года, она мешала расширению Садового кольца. Заодно снесли и церковь Трех святителей, расположенную рядом.

Кстати, это место напрямую связано с Лермонтовым. Он родился в соседнем доме - сейчас на месте этого дома находится сталинская высотка. С 1962 по 1986 площадь носила название Лермонтовской. Название станции метро в этот период тоже изменили на Лермонтовскую. Да и памятник Лермонтову стоит тут неподалеку.

Найти точное положение ворот было сложно. Можно сказать, что на этой фотографии оно примерное, потому что практически все дома вокруг были построены в 30-х годах, когда ворот уже не было. Но я ориентировался на положение улиц и угловые здания. Ворота находились на месте внутренней полосы Садового кольца. От ворот сохранилась скульптура ангела, она хранится в Историческом музее.

14. Васильевский Спуск.

Начнем с того, что в картографии нет понятия «спуск», так что это место называется площадь Васильевский Спуск, хотя площадью мало кто привык называть это место. Как видно по фотографии, раньше тут стояли дома. Тут располагалась таможня, где взимали пошлину с пригоняемого в Москву скота. Позже тут появилось множество торговых лавочек. В 1937 году дома снесли, после чего построили новый Москворецкий мост.

Если обратиться к истории московского метрополитена, то изначально планировали тут проложить метро. Но не под землей, а над, почти как сейчас монорельс на севере Москвы. Идея грандиозная, возможно, для ее воплощения все дома и снесли. На Красной площади планировалась станция с одноименным названием «Красная площадь». Но планы со строительством метро менялись много раз, и от этого проекта отказались.

Немного об истории названия. Васильевской площадью называлось пространство между храмом Василия Блаженного, построенным в 1561 году, и Кремлем, но потом эту площадь присоединили к Красной площади. А название Васильевскому Спуску дали лишь в 1995 году.

Это место также знаменито тем, что в 1987 году именно сюда приземлился немецкий авиалюбитель Матиас Руст, подвергнув сомнению незыблемость обороны СССР. После этого события москвичи часто шутили, дав Красной площади и Васильевскому Спуску название «Шереметьево-3».

15. Высотка на Котельнической набережной.

Высотка на Котельнической набережной находится на устье реки Яуза. В ней находится около 700 квартир, магазины, почтовое отделение и кинотеатр «Иллюзион». Она состоит из трех корпусов - А, Б и В. Я обратил внимание на эту высотку в своем проекте, потому что изначально был построен только корпус А. Это та девятиэтажная часть здания, которая выходит на Москву-реку. Ее построили в 1938-1940 годах, еще до войны. Только после войны было решено строить высотки по всей Москве. Построено оно было по дореволюционным технологиям - смешанные перекрытия, ненесущие стены сделаны из досок. На первый взгляд кажется, что второе крыло высотки (корпус В, выходящий на Яузу) построили симметрично корпусу А. Но это не так. Фасады лишь облицованы в едином стиле, даже крыша у корпуса А двускатная, а у В плоская. Изначально на корпусе А не было барельефов и вообще облицовки. Дом был просто из красного кирпича. А в 1953 году после окончания строительства всей высотки все корпуса оформили в едином стиле.

Интересно, что корпус A, а потом и саму высотку спустя какое-то время проектировал один и тот же архитектор Чечулин. Это один из самых ярких примеров надстройки домов в Москве. В корпусе А до самых 2000-х существовали коммунальные квартиры. В целях пожарной безопасности в коридорах каждой квартиры была дверь в следующую, таким образом весь дом можно было пройти насквозь.

16. Памятник Гоголю.

Памятник Гоголю, стоящий на Гоголевском бульваре, не всегда был таким жизнерадостным и торжественным. До 1952 года на этом месте стоял другой памятник Гоголю, выполненный скульптором Н.А. Андреевым в 1909 году, и он был полной противоположностью современному памятнику. Говорят, что грустный склонившийся Гоголь не нравился Сталину, который почти каждый день мимо него проезжал. Поэтому было решено создать более позитивную скульптуру, так сказать классическую. Не переживайте, старый памятник не уничтожили, он сейчас стоит в 400 метрах от этого, с другой стороны Арбатской площади у Никитского бульвара во дворе дома, где жил Гоголь. Именно там он якобы сжег вторую часть «Мертвых душ».

Споры по поводу памятника Гоголю велись все время. Часть людей считала первый памятник очень глубоким и показывающим серьезные эмоциональные переживания писателя, а другая часть общества не понимала, почему великий русский писатель так скорчился и зачем вообще его так изображать. Мне понравилось высказывание Врубеля по поводу памятника 1909 года: «Мы памятники ставим не на один день. Не дошло сегодня, дойдет через десять лет!.. Преступно прятать под спуд такое исключительно талантливое произведение!..»

Интересно, что первый памятник поставили на столетие рождения Гоголя, а второй на столетие смерти. А вот львы под фонарями вокруг памятника пережили обоих Гоголей - и грустного, и веселого. А какой памятник Гоголю нравится вам?

17. Рабочий и колхозница.

В памяти людей хорошо отложилась заставка Мосфильма, на которой запечатлена скульптура «Рабочий и колхозница». Эта скульптура сейчас стоит рядом с ВВЦ. У нее очень интересная история. Изначально ее специально создали к международной выставке в Париже в 1937 году. Скульптура действительно оказалась очень запоминающейся и символичной, она получила огромное количество положительных отзывов во Франции, и ей достался Гран-при Экспо-1937. Но после окончания выставки ее нужно было демонтировать, и, чтобы не потерять такой важный символ, было решено установить скульптуру в Москве.

Ее разместили рядом с ВВЦ временно, с расчетом на перенос в другое место, но в итоге получилось, что навсегда. Из вариантов размещения были такие места: Охотный ряд, стрелка Водоотводного канала (это то место, где сейчас стоит Петр Первый), на Воробьевых горах или на Смоленском метромосту. Автором скульптуры была Вера Мухина, которая на протяжении всей своей жизни настаивала, что скульптура должна быть на высоком постаменте, так же как и на выставке в Париже. Но постамент нужной высоты воплотили только в 2009 году, после длительной реставрации скульптуры, которая длилась 6 лет. Кстати, скульптура была создана в 1936 году всего за 3 месяца.

Стоит также отметить, что Эйфелева башня тоже изначально была создана лишь для выставки в 1889 году, но сейчас стала главным символом Парижа. На фотографиях изображен павильон СССР со скульптурой в Париже, он находился на берегу Сены рядом с мостом Иена, на проспекте Токио (ныне проспекте Нью-Йорк).

18. Пушкинский (Андреевский) пешеходный мост.

В 1905-1907 годах был построен Сергиевский мост, в память о князе Сергее Александровиче, архитекторами Л.Д. Проскуряковым и А.Н. Померанцевым. В 1917 году он был переименован в Андреевский, в честь находящегося рядом с ним Андреевского храма. Но самое интересное в этой истории, что мост находился не там, где он сейчас, и предназначался он для окружной железной дороги.

Сейчас мост пешеходный и соединяет парк Горького и Нескучный сад с Фрунзенской набережной. Но изначально он находился чуть выше по течению - там, где сейчас стоят два новых моста: Новоандреевский железнодорожный мост и автомобильный Андреевский, являющийся частью ТТК. В 1999 году Андреевский мост перенесли в связи с тем, что он уже не справлялся со своими железнодорожными обязанностями, но при этом являлся важным памятником инженерной мысли. Подготовка к переносу заняла около полугода, а само его перемещение на новое место по воде - всего полтора часа.

Официально считается, что это новый мост и называется Пушкинский, а построен он на основе главной арки Андреевского моста, но горожане привыкли его называть Андреевским, даже на некоторых картах он именно так и обозначен, да и табличка на самом мосту именует его Андреевским. Конечно, мост изменился при переносе. Москва-река в этом месте шире, чем в прежнем, поэтому со стороны Фрунзенской набережной появился еще один пролет. А сам мост застеклили, сделав из него убежище от дождя для гуляющих в парке.

Схожая история случилась с Краснолужским железнодорожным мостом, который построили те же архитекторы. Его перенесли к Киевскому вокзалу и назвали мостом Богдана Хмельницкого, но это отдельная история.

19. Концертный зал Чайковского - Театр Омона.

На Триумфальной площади с 1901 года располагался театр Шарля Омона - француза алжирского происхождения. Это был театр специально для кафешантанных программ, то есть кабаре. Здание было построено по проекту архитектора Модеста Дурнова, правда, изначально задумывалось, что вход в здание будет выглядеть как пасть дракона, через которую зрители будут заходить внутрь. Но такая архитектура не понравилась губернатору Москвы, поэтому пришлось от экстравагантной задумки отказаться.

Этот театр прозвали очагом безнравственности, но при этом восторг широкой публики в Москве не утихал. Спектакли проходили тут с 7 до 11 вечера. После выступления зрители могли приглашать выступавших девушек на ужин или в «кабинеты». По правилам театра девушки должны были соглашаться на все предложения посетителей и оставаться в театре до 4 утра, пока все не разойдутся. Важно также сказать, что в 1902 году тут состоялся первый кинопоказ в России с помощь биофонографа, предшественника звукового кино. В 1907 году Омон уехал из России в Париж то ли из-за больших долгов, то ли испугавшись революции и в итоге стал администратором Мулен Руж - самого известного кабаре в мире.

Сейчас здание уже не узнать. Внутри его сильно перестроил Мейерхольд, которой хотел сделать тут свой театр. Но в 1939 году Мейерхольда расстреляли, и фасад здания доделал архитектор Чечулин. Визуально здание увеличилось из-за пристроенного вестибюля станции «Маяковская».

С 1940 года в здании разместилась Московская филармония. Но, несмотря на масштабную перестройку здания, мы и сегодня можем увидеть окна и колонны, оставшиеся от первоначального проекта. У театра Омона было только четыре основных этажа, поэтому на современном фасаде просто нет окон выше колоннады, и выглядит это странно, особенно если взять во внимание наличие окон у пристроенной части с вестибюлем метро (левая часть здания на фотографии).

20. Театр Сатиры - Цирк Никитиных.

Фасад театра Сатиры представляет из себя плоскую стену без окон, но с большим красным прямоугольником, на котором написано название театра. С детства это здание меня пугало своей невзрачностью, и казалось, что с ним что-то не так.

А дело всё в том, что изначально на этом месте находился цирк братьев Никитиных, который в советское время перестроили, сначала замуровав все окна, а в дальнейшем полностью закрыв красивый фасад «бетонной коробкой». Единственное, что сейчас нам напоминает о находившемся тут цирке, - это купол, который тоже немного переделали, видимо, расширив его для укрепления конструкции.

Три брата - Дмитрий, Аким и Петр Никитины были первопроходцами российского циркового искусства. Они родились в семье обычного крепостного крестьянина в Саратове и с детства начали участвовать в уличных представлениях. За свою жизнь они построили около 30 цирков по всей стране. А также братья безвозмездно строили больницы, бани и приюты, благодаря довольно-таки большому доходу от своей цирковой деятельности.

Но вот как раз цирк, построенный в 1911 году на Триумфальной площади, о котором мы говорим сегодня, закрылся в середине 20-х годов из-за нехватки средств. Даже на содержание животных не было денег. Но к этому моменту все три брата уже умерли.

После разорения цирка в здании разместился Мюзик-холл, а потом театр Оперетты. Театр Сатиры сюда переехал лишь в 1965 году с противоположной стороны улицы. В этом же году и завершились работы по превращению чудесной работы архитектора Нилуса в сомнительную «бетонную коробку».

С начала XX в Москве были ликвидированы крупные городские кладбища. Захоронения сдерживали развитие города и нарушали санитарные нормы: размещать кладбища в районе жилой застройки стало незаконно. Высвобожденная земля отдавалась под транспортные узлы, микрорайоны, промышленные предприятия и парки.

В общей сложности на территории старой Москвы были ликвидированы 12 погостов

Самое известное расформированное кладбище - Дорогомиловское . Территория погоста тянулась вдоль современной набережной Тараса Шевченко, от моста «Багратион» до двенадцатых домов по Кутузовскому проспекту. Ближе к центру располагались входящие в состав кладбища еврейские и караимские секции. Погост был основан вместе с семью другими еще в 1771 году в ходе эпидемии чумы, когда Сенат принял решение о запрете погребений в черте города. Кладбищу удалось просуществовать до конца 1940-х года, начала массовой жилой и промышленной застройки района. В начале десятилетия родственникам усопших было предложено перезахоронить прах на Востряковском кладбище, а в 1948 году власти сами демонтировали оставшиеся могилы. Одновременно была снесена установленная на входе в кладбище елизаветинская церковь, возведенная в 1770-м году по проекту архитектора Василия Баженова. В 1990-х концепцию развития микрорайона снова пересмотрели: на месте бывшего кладбища появился офисный центр «Башня 2000» и торговый мост. В ближайшем будущем другие прилегающие к набережной территории могут быть отданы под элитную застройку.

Неподалеку, на сегодняшней улице 1812 года располагалось небольшое Филевское кладбище . На картах начала XX века погост отмечен как деревенский - по всей видимости, общий размер кладбища был не слишком большим. Сейчас на месте предполагаемого погребения находится здание Гохрана, возведенное в середине 1950-х годов.

По соседству, на территории нынешнего района «Фили-Давыдково», было ликвидировано и другое, Мазиловское кладбище , названное в честь одноименно поселения. Захоронения тянулись вдоль сегодняшней Малой Филевской улицы, сейчас на их месте расположены жилые дома и перегон между станциями метрополитена. Кладбище ограничилось вестибюлем современной станции метро «Пионерская» и улицей Олеко Дундича. Вдоль тянулось русло реки Фильки, которая сейчас заключена в коллектор. Решение о полной ликвидации кладбища было принято в 1962 году, когда началась массовая застройка микрорайона.

Братское кладбище , расположенное на пересечении современных Песчаной и Новопесчаных улиц просуществовало совсем недолго. Погост, открытый в 1915 году для героев Первой мировой войны, уже в 1925 году оказался закрыт для захоронений. В законсервированном состоянии участок простоял до 1932 года, когда был реорганизован в Чапаевский парк. По соседству, в Малом Песчаном переулке располагалось другое солдатское кладбище, в народе получившее название «Арбатец». Погост так же был переформатирован в парк в 1960-х годах из-за застройки микрорайона.

Детский парк «Фестивальный» разбит на месте знаменитого Лазаревского кладбища в Марьиной роще. Свою историю захоронение ведет с 1657 года, созданное как кладбище для бедняков, в 1771 году погост стал одним из мест массового погребения умерших в ходе эпидемии чумы. В XIX века погост получил статус элитного и на кладбище появились могилы купцов и аристократов. Хоронить на Лазаревском перестали с начала 1930-х годов, когда территория приобрела крайне запущенный вид. А в 1932 году было принято решение о реорганизации территории. На новые места была перенесена лишь малая часть захоронений - о большей части могил за давностью лет никто не позаботился.

Другое небольшое кладбище на проспекте маршала Жукова ликвидировали в середине прошлого века с более практическими целями. Хорошевский погост , который отмечен на картах начала XX столетия, был заменен на автобусную станцию.

Дворец культуры и другие строения предприятия ЗИЛ были построены на месте кладбища при Симоновом монастыре . Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сам дворец творчества в связи с реконструкцией заводский территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ».

Другой частично сохранившийся некрополь располагается на Преображенском валу . Братское кладбище для монахов и служителей Никольского единоверческого монастыря действовало с 1866 года. В 1920-м покои переделали в общежитие завода «Радио». В это же время хоронить на погосте перестали. В 1931 году, руководствуясь санитарными нормами, местные власти приняли решение о ликвидации кладбища. Захоронения и надгробия преимущественно были вывезены за территорию города. Сейчас на месте бывшего некрополя можно найти лишь небольшие элементы могил и единственный уцелевший памятный знак, поставленный в 1921 году на могиле революционерки Александры Александровой.

Семеновское кладбище, созданное в 1771 году, вплоть до 1935 было одним из самых популярных мест для захоронений. В частности, на погосте действовала отдельная солдатская секция, где покоились герои многочисленных войн. Но в 1935 году было принято решение ликвидировать захоронения для строительства зданий промышленного предприятия «Салют». К 1966 году оставшуюся часть кладбища ликвидировали при прокладке трамвайных путей. Два года назад Мосгордума приняла решение об организации мемориала на месте бывших воинских захоронений, но проект так и не перешел в стадию реализации.

Примерно в тот же период были уничтожены два соседних, Кожуховское и Холерное кладбища , созданные в 1771 и 1817 годах, соответственно. Территорию бывших погостов занимают промышленные здания и предприятие «Мостелефонстрой». На территории так же располагаются рестораны быстрого питания.

Созданное одновременно Бирюлевское кладбище просуществовало до 1978 года, после чего на его месте был разбит сквер. Одновременно удалось сохранить приписанный к погосту храм Святителя Николая Чудотворца, который был восстановлен после пожара силами советских властей.

Бывшее Дегунинское кладбище в 1987 году вытеснил расположившейся в глубине Коровинского шоссе МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Федорова. До начала 1990-х на территории погоста был свален бытовой мусор и размещены бытовки рабочих, занятых возведением гостиницы «Ирис конгресс отель». Позже на освободившейся территории обустроили сквер.