Загадка происхождения иристона, дигоры и великий тамерлан. Загадка происхождения иристона, дигоры и великий тамерлан Осетины дигорцы

В последнее время в сети обострился "аланский вопрос". В связи с этим освежим в памяти исследование Берснака Джабраиловича на тему происхождения исторического Иристона и его связи с легендарным полководцем Тамерланом, а так же роли Дигоры в этногенезе современных осетин

Алагирское ущелье, по мнению многих исследователей, считается центром формирования осетинского (иронского) народа. Процесс этого формирования закончился с походом Тимура на Центральный Кавказ в конце XIV века, когда ираноязычное племя вторглось через «АргIи наар» в Алагирское ущелье и истребило живших там местных жителей — алан. Есть точка зрения, что иранцы появились здесь значительно раньше — во времена монгольских походов XIII века. «Во всяком случае, — считает Б. А. Калоев, после монгольского наше-ствия иронцев оказалось намного больше, чем дигорцев».(1)

Не отвергая эту точку зрения и утверждение В.Х. Тменова, что «здесь в го-рах и происходит в XIII-XIV вв. окончательное оформление этнического типа и основных черт культуры и быта осетин»(2), мы все же склонны считать, что именно поход Тимура в 1395 году привел к формированию осетинского народа. Об этом свидетельствуют....

и генеалогические предания осетин. Так, по данным Б. А. Калоева, «появление многих родов в Центральной и Южной Осетии датируется не ранее, чем XV-XVI вв.»(3)

В осетинском фольклоре в дигорских вариантах имеются легенды о борьбе народа с полчищами Тимура, у иронов таких легенд нет, хотя всем известно, что Тимур был на территории Осетии и принес страшные разрушения, что не должно было остаться вне поля зрения и не зафиксироваться в памяти народа, который здесь жил, как, например, у дигорцев.

Отсутствие легенд у иронов о противостоянии Тимуру может означать: пер-вое, что они были лояльны Тимуру, если в то время уже жили в Алагирском ущелье; второе — были в обозе у Тимура. Из обоих случаев вытекает, что они не участвовали в борьбе с Тимуром, тем более, что в дигорских сказаниях присут-ствует даже мотив родства с Тимуром, который женился в Осетии на трех сест-рах. Согласно одному из сказаний, «от старшей сестры родился у Тимура сын - Дигор, от которого произошли осетины-дигорцы, от средней сестры родился сын Ирау — от него произошли осетины-иронцы, от младшей сестры родился у него сын Туалла, потомками которого являются осетины-туальцы».(4)

Обращает внимание и тот факт, что результатом похода Тимура явилось многократное увеличение населения Алагирского ущелья, что привело даже к иммиграции части иранцев в Двалетию и занятию новой территории, в то вре-мя, как там, где прошел Тимур, страна опустошалась, поселения сметались, люди брались в плен или уничтожались, т.е. жизнь прекращалась. А тут, в нашем случае, наблюдается и увеличение населения, и новое жизненное простран-ство, причем на территории, где до этого не отсутствовала жизнь.

В отличие от грузинских хроник, арабские, византийские и другие источни-ки именуют жителей Центрального Кавказа аланами. Существует несколько точек зрения об их этнической принадлежности. Одни исследователи связывают их с предками осетин, другие — с предками балкарцев и карачаевцев, третьи — с пред-ками ингушей.

Соглашаясь с осетиноведами в том, что до прихода татаро-монголов в Осе-тии жили аланы, мы категорически не согласны с тем, что аланы были предка-ми осетин-иронцев, следовательно, под термином аланы-овсы, по нашему мне-нию, следует понимать предков ингушей и дигорцев.

Сам термин «аланы» мог иметь более широкий смысл и включать в себя предков карачаевцев, балкарцев, дигорцев, ингушей и чеченцев.

По карте, составленной С.Т. Еремяном на основании армянских источни-ков, Аланское царство на рубеже XII-XIII вв. локализуется на территории от истоков р. Кубань на западе до р. Самур в Дагестане на востоке.(5) С этим согла-суется и вывод Э. Эйхвальда, полученный на основе анализа византийских ис-точников: «У других византийцев совершенно исчезает имя Албанов и только Аланы все чаще называются на их месте, под которыми они главным образом понимают кавказские горские народы, как чеченцы, аварцы, кисты, вообще лез-гины и схожие тюркские племена; теперь они чаще называют только Абхазов и Алан, как жителей Кавказа, как Прокопий, и понимают под ними живущих на западных склонах его Абхазов, в то время как все народы высокогорья, живу-щие восточнее их, понимаются под общим именем Аланы, среди них не только осетины, как считает г. Клапрот, но также считаются чеченцы, ингуши, аварцы, вообще все лезгино-тюркские народы Кавказа, которые своим языком, также как и обычаями и нравами отличаются друг от друга».(6)

Значительная часть Алании приходилась на территорию Ингушетии и Чеч-ни, начиная с границ царства Серир (Авария) на востоке и до Дигории на запа-де, включая Йоалхоте. На это указывает сообщение арабского автора Ибн-Рустэ (X в.): «Выйдя с левой стороны владений царя Серир, идешь в течение трех дней по горам и лугам и, наконец, приходишь к царю аланов. Сам царь аланов христианин, а большая часть жителей царства его кяфиры и поклоняются идо-лам. Потом ты проходишь десятидневный путь через реки и леса, пока не достигнешь крепости, называемой Баб-ал-Лан. Она находится на вершине горы. Стену этого укрепления охраняют каждый день 1000 человек из ее обитателей; они располагаются гарнизоном на день и ночь».(7)

Другой восточный автор ал-Бекри (XI в.) писал: «Налево от крепости царя Серира есть дорога, ведущая путешественника по горам и лугам в страны царя ала-нов. Он христианин, а большинство жителей его государства поклоняются идо-лам».(8)

Из этих сообщений вытекает, что столица Алании находилась на земле ингушей и по нашему мнению, могла располагаться в долинах pp. Сунжи и Терека.

Обращает на себя внимание и то, что большая часть алан поклоняются идолам. Поклонение идолам — характерная черта древней языческой религии ингушей.

Так, А.Н. Генко, ссылаясь на Я. Потоцкого, писал: «Ингуши, имеют также маленьких идолов из серебра, не имеющих определенной формы. Их называют chuv (Tsououm) и к ним обращаются с просьбами о дожде, детях и прочих благах неба».(9)

Поклонение идолу Гушмали существовало в плоскостной Ингушетии до середины XIX века.

Описываемый Ибн-Рустэ «десятидневный путь через реки и леса», по наше-му мнению, это древний торговый путь по долине р. Сунже, в которую с ее южной стороны впадают многие реки, и местность эта ранее была лесистой. Маршрут этот шел до современного Карабулака, здесь разветвлялся на два: один шел в западном направлении через территорию современной Назрани на Йоалхоте, другой — к селению Средние Ачалуки, откуда одна дорога шла на север через Ачалукское ущелье, вход в которое охраняла крепость у с. Нижние Ачалуки (Баб-ал-Лан?), остатки которой сохранялись до недавнего времени на горе.

на правом берегу р. Ачалук,(10) а другая шла на гору Бабало (у с. Гайрбик-Юрт),где был сторожевой пост, название которого сходно с Баб-ал-Лан. Следует ска-зать, что арабы могли называть Баб-ал-Ланом любой проход в земле алан, вклю-чая и «AргIи наар» у Йоалхоте, который заключен между вершинами ЗaгIе-барз и Ассокай.

Следует отметить и многоплеменность алан. Так, Ибн-Рустэ сообщает, что «аланы делятся на четыре племени. Почет и власть принадлежит племени Дах-сас, а царь аланов называется багаир».(11)

Многоплеменность также является от-личительной характерной чертой ингушей. Это деление сохранилось до сих пор. Так, ингуши делились на г1алг1ай, далой, маьлхи, аьккхий и др. Вот почему и в исторической литературе и в различных хрониках, в древности и в средневе-ковье ингуши отражались под различными наименованиями, как-то: саки, халибы, дзурдзуки, кенды, унны, овсы, аланы, асы, гергары, гелы, глигвы и т.д.

У современных осетин такого племенного разделения нет. Дигорцы и туальцы не являются иранскими племенами, а есть результат ассимиляции местных жителей — дигорцев и двалов — иранским племенем, осевшим в Алагирском ущелье, а куртатинцы и тагаурцы — более поздние переселенцы из того же Алагирского ущелья.

Следует обратить внимание на то, что в междуречье Терека и Сунжи, архео-логами выявлены катакомбные могильники III-IX вв. н.э. — в районе современ-ных населенных пунктов Брут, Беслан, Зильги, Владикавказ, Ангушт, Али-Юрт, Алхасте и др., — инвентарь которых близок по форме между собой. Так, по данным М.П. Абрамовой, «раскопки нескольких катакомб Бесланского могиль-ника» содержали «инвентарь того же периода, в частности, близкий к инвента-рю подкурганных катакомб IV в. у Октябрьского (Тарского) на Среднем Тере-ке».(12)

Связь между находками в районе условного треугольника Брут - Ангушт — Алхан-Кала имеет для нас принципиальное значение, т.к. по преданиям Ангушт является одним из древнейших местом расселения народа «г1алг1ай».(13)

Данные археологии свидетельствуют о том, что каждая новая культура, приходившая на смену друг другу, начиная с кобанской и до походов Тимура, была в целом единой для всей территории, заключенной между Йоалхоте и р. Аргун, включая и более позднюю башенно-склеповую культуру, распространенную в горах Центрального Кавказа, что может свидетельствовать, учитывая преем-ственность этих культур, об однородности этнического состава населения этого региона.

Э.С Кантемиров и Р.Г. Дзаттиаты отмечают, что «могильники, напо-минающие даже в деталях погребальный инвентарь Тарского могильника, давно известны в Чечне и Ингушетии и также, без всякого сомнения, относятся к аланским памятникам… То, что памятники аналогичные Тарскому могильнику, неоднократно будут обнаруживаться на Северном Кавказе от равнин до высокогорья, не подлежит сомнению, ибо еще средневековые авторы отмечали большую скученность, плотность аланского населения. Тарский могильник показывает, что он этнически однороден и связывать его еще с каким-нибудь этносом нет никакой необходимости».(14)

О том, что в долине реки Сунжи жили ингуши, свидетельствуют и фольклорные данные. Так, в легенде о Бексултане Бораганове, записанной в XIX описывающей события XV века, говорится: «Когда доехали они до реки Насыр, там встретили они много своих кунаков, т.е. галгаев. По берегам реки Сунжи и Назрана были дремучие леса… Бексултану Борганову понравилось место это, т.е. назрановское. И он спросил у ингушей: «Чьи это места?» Ингуши ответа: «Место это принадлежит нам», — и указали границей далекое место».(15)

О той отдаленной эпохе напоминает и песня-легенда «Махкинан»: «Когда это было — никто не помнит… должно быть лет 300 назад. Народ наш в то время богатый, живущий в долине Доксольджи (букв.: «Большая Сунжа». — Б.Г.) размножился быстро до гор Ачалукских и жил бы доселе, если б не дьявол, которому стало досадно, что людям привольно живется…»(16)

Ф.И. Горепекин подчеркивает, что «за свое долгое существование они (ингуши, — Б.Г.) были известны под различными именами… например: ин, ан, биайни, саки, алароды, гели, амазоны и др., а последние, из них происшедшие и существующие теперь: галга, ангушт. Из рода их — Хамхой — произошло до 25 поколений, давших поселенцев в Чечню и на Кумыкскую плоскость, образовав там сел. Андре или Эндери»(17)

Итак, до нашествия татаро-монголов, ингушские поселения на равнине занимали практически всю долину pp. Терека и Сунжи. Т.о., Ингушетия являлась наиболее значительной по размерам территорией Алании. Ингушские поселения, кроме гор, занимали на равнине, до нашествия татаро-монголов практически всю долину рек Терека и Сунжи.

Возвращаясь к этнониму «аланы» приведем цитату из работы Ю.С. Гаглойты «Аланы и вопросы этногенеза осетин»: «В своей работе «К истории передвижения яфетических народов с юга на север» Н.Я. Марр решительно утверждал, что за осетинами, собственно иронами, ученые поторопились закрепить название кавказских аланов и что осетин нельзя отождествлять с аланами, так как «алан, как теперь выяснилось, есть одна из форм множественного числа коренного кавказского этнического термина, в основе звучащего «ал» или, с сохранением спиранта - «хал».

(Марр Н.Я. К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа. —

Известия Императорской Академии наук. VI серия. Птг. 1916. № 15, с.1395.)

Эти сделанные мимоходом замечания в действительнос-ти не имеют ничего общего с фактическим положением вещей, ибо как иранс-кий характер термина «алан», восходящего к древнеиранскому «ариана» откуда и самоназвание осетин ирон, так и отсутствие этого термина среди коренных кавказских этнических наименований, совершенно очевидны».(18)

На наш взгляд, Ю.С. Гаглойты не прав, утверждая об отсутствии термина «алан» среди коренных кавказских народов. Напротив, так как по Н.Я. Марру этот термин является производным от Хал (Ал), то, следовательно, из всех кав-казских этнических названий ему соответствует единственно ингушское — «гIa-л(гIа)», что было аргументировано в работах Н.Д. Кодзоева.(19)

Мы считаем, что древний термин «алан» не имеет отношение к древнеиранскому «ариана», а потому и связь между терминами «ир» и «алан» несостоятельна.

Термин «алан» («Halani» античных и европейских авторов), являющийся общим собирательным названием для предков карачаевцев, балкарцев, дигорцев, ингушей и чеченцев, мог возникнуть от названия божества «Хал» (вариан-ты: Ал, ГIал, Гал, Гел). Людей, почитавших это божество могли называть ала-ны, халаны, халибы, халы, хелы, гелы, гIалгIай.

Почитание бога ГIал было наиболее распространено у ингушей и существо-вало вплоть до конца XIX века. Языческий храм ГIал-Ерд находился у с. Шоан, вершина горы на правом берегу р. Ассы называется ГIал-Ерд-Корт («Вершина ГIал-Ерда»). река Г1алми-хи протекает через страну «ГIалгIай». Чеченцы в прошлом также почитали бога «ГIал».

Что касается термина «ас» («яс»), то им практически обозначались те же племена, т.е. предки карачаевцев, балкарцев, дигорцев, ингушей и чеченцев, т.е. аланы. В зависимости от места действия асами могли быть предки любого народа из перечисленных выше. Но так как территория ингушей была более значительной, то под именем «ас», вероятнее всего, подразумевались именно ингуши. Это вероятность тем более увеличивается, если учесть, что в ингушс-ком ономастиконе встречаются имена асов средневековых авторов: Кулу, Таус, Утурк, Полад, Ханхи, Борахан, Берд и др. Имеется также и ряд топонимов: р. Асса, р. Аджь (Ачалук), р. Севенец (Сунжа), Дедяков и др.

Средневековые авторы указывают, что «название (Алания) произошло от народа алан, которые на их языке называются ас».(20) Этноним «алан», т.о., является собирательным, которым арабские и другие авторы средневековья обозна-чали коренных жителей Центрального Кавказа. По нашему мнению, этими жителями являлись предки ингушей, известных под различными названиями. Учитывая, что одним из самоназваний народа является «ас», покажем, что под асами (ясами русских источников) подразумеваются предки ингушей.

Во-первых, из всех северокавказских народов, единственным кто именует себя «ас», является некогда многочисленное галгайское (ингушское) колено Асдой (Оздой), которое после ухода с равнины в горы под натиском монголов и Тимура, проживало в Горной Ингушетии и имело более двух десятков аулов.

О войне монголов в стране ингушей говорят множество фактов. Так, Рашид-ад-Дин сообщает, что «Орда и Байдар, двинулись с правого крыла, пришли в область Илавут; против (них) выступил с войском Барз, но они разбили его»(21)

По информации старожила с. Ангушт Джабраила Кахармовича Илиева, 1910 г.р., гора к западу от с. Ангушт называется Иловге а местность у ее подножья носит название «Баьрс вийначе» («Место, где убит Бярс») или «Баьрсанче». По рассказам старожилов, в частности Чахкиева Лом-Лячи, скончавшегося в 1934 г. в возрасте более 100 лет, местность, прилегающая к с. Ангушт, являлась од-ним из древнейших мест проживания ингушей.(22)

В слове «Илавут» из хроники корнем является «Илав», а «-ут» обычное монгольское окончание, которое часто встречается в монгольских летописях (ср. асут, оросут, серкесут и т.д.). В топо-ниме «Иловге» также корнем является «Илов», а «-ге-» — направительный топо-нимический суффикс.

Т.о., можно сделать вывод, что «область Илавут» являет-ся не чем иным, как местность, прилегающая к горе Иловге, а «Барз» — предво-дитель одного из ингушских отрядов, ведших борьбу с монголами, — Баьрс.

Во-вторых, по территории ингушей протекает река Асса (Ас-хи или Эс-хи -«река Ас (Эс)»‘), в названии которой имеется элемент «Ас (Эс)». Жители долины р. Асса вполне могли именоваться асами.

В-третьих, левым притоком р. Сунжи в районе сел. Ахки-Юрт является реч-ка Эсей. где располагалось и одноименное селение.(23)

Также необходимо отметить, что в осетинском языке отсутствуют этнони-мы, соответствующие этнонимам «алан» и «асы»/»осы»/»ясы». Даже слово «осе-тин» не является по происхождению осетинским.

Список использованной литературы:

1.Калоев Б. Л. Осетины. М., 1967. с.25

2.Тменов В.Х. Несколько страниц из этнической истории осетин - Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, 1989. с. 114.

3.Калоев Б.А. Указ.соч. с.26

5.Еремян С.Т. Атлас к книге «История армянского народа». Ереван, 1952.

6. Eichwald E. Reise auf dem Caspischen Meere und in den Kaukasus. Berlin, 1838, Band II. S.501. Перевод Б. Газикова.

7. Ибн- Рустэ. Книга драгоценных камней. Пер. Н.А. Караулова. — CMOMИK,XXXII, с.50-51

8.Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч.1, СПб. 1878, с.64

9.Генко. А.И. Из культурного прошлого ингушей. ЗКВ. Т.V. М -Л., 1930, С.745

10.Карта автономной области Ингушетии. 1928.

11. Ибн- Рустэ. Книга драгоценных камней. с.50-51

12.Абрамова М.п. Катакомбные могильники III-V вв.н.э. центральных районов северного Кавказа. - Аланы: история и культура. Владикавказ.1995., с.73

13.Информация Джабраила Кахармовича Илиева, 1910 г.р., записано автором в апреле 1997 г. Аудиокассета с записью хранится в личном архиве автора.

14. Кантемиров Э.С., Дзаттиаты Р.Г. Тарский катакомбный могильник VIII - IX вв. н.э. Аланы: история и культура. Владикавказ. 1995. с. 272

16. Газета «Кавказ». 1895. № 98

17.Горепекин Ф.И. Об открытии существования письменности у ингушей в древности. ЦФА РАН, ф. 800,оп.6, д.154, л.11

18.Гаглойты Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси. 1966, с.27.

19.Кодзоев Н.Д. Происхождение этнонимов «алан» и «г1алг1а». — Мир на Северном

Кавказе через языки, образование, культуру. (Тезисы докладов II Международного

Конгресса 15-20 сентября 1998 года). Симпозиум III «Языки народов Северного Кавказа и других регионов мира». (Часть I). Пятигорск. 1998. с. 4 7-50; Его же. Аланы. (Краткий исторический очерк). — М.. 1998. с.3-5: Его же. Очерки истории ингушского народа с древнейших времен до конца XIX в. Назрань, 2000. с.80-81

20.Путешествие в Тану Мессера Джозефа Барбаро, венецианского дворянина. -Осетия глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе. 1967. с.23

21. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. II. М.-.Л., I960. с.45.

22. Информация Джабраила Кахармовича Илиева, 1910 г.р., записано автором в апреле 1997 г. Аудиокассета с записью хранится в личном архиве автора.

23.Карта Кавказа 40-х гг. XIX в. Отдел карт РНБ. СПб


Осетины, ирон, дигорон (самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг , - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и хусайраг - хусары , группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации. Основная часть населения Северной Осетии, численностью около 335.000 человек, и Грузии (основное население Южной Осетии, численностью 65.000 человек). Живут также в Кабардино-Балкарии (10.000 человек), в Карачаево-Черкесии (4.000 человек). Численность в России 402.000 человек.

Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.

Верующие - православные , есть мусульмане . Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии , позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (VII век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (XI век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ.

Осетины - один из древнейших народов Кавказа. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирвание осетинского народа связано с аборигенным населением Севреного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ираноязычными народами - скифами , сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности.

В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами , аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались четыре "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей.

Немало осетин-алан ушло в Монголию и особеннов страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с сороковых годов XVIII века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В году Осетия вошла в состав Росии. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

Вымер Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория вошла в состав Российской Империи в 1781 году.

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам, так и христианство. Российское правительство, стремящееся размеживать христиан и мусульман, переселяет дигорцев на равнину и в 1852 году образуется Вольно-Магометанское и Вольно-Христиановское. Христианами были также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли)

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимушественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Дигорский диалект

Основоположником дигорской литературы является первый дигорский поэт Блашка Гуржибеков (1868-1905). Свои произведения на дигорском кроме Гуржибекова написали такие писатели как Георгий Малиев , Созур Баграев , Казбек Казбеков , Андрей Гулуев , Тазе Бесаев , Ехъя Хидиров , Таймураз Тетцоев , Казбек Тамаев , Замадин Цеов и др.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском варианте языка) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Сегодня на дигорском диалекте существуют богатая литературная традиция, выходят газеты («Дигорæ» , «Дигори хабæрттæ» , «Ирæф») и литературный журнал («Ирæф»), издан объёмный дигорско-русский словарь , а также толковый словарь математических терминов под авторством Скодтаева К. Б. Регулярно издаются сборники дигорских писателей, проходят различные литературные конкурсы и вечера. Работает Дигорский государственный драматический театр . На радио и телевидении выходят новостные передачи на дигорском . Преподавания некоторых предметов на дигорском диалекте ведётся в начальных классах в школах с преобладанием дигорского населения. Планируется открытие в СОГУ им. К. Л. Хетагурова дигорского отделения филологии.

Конституция РСО-А по сути признаёт оба диалекта осетинского языка государственными языками республики, в ст. 15 говорится:

1. Государственными языками Республики Северная Осетия-Алания являются осетинский и русский. 2. Осетинский язык (иронский и дигорский диалекты) является основой национального самосознания осетинского народа. Сохранение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания .

Культура

  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр - во Владикавказе,
  • Драматический народный театр районного значения в городе Дигора,
  • Ансамбль песни и танца " Кафт " - г.Дигора,
  • Статуя Иисуса Христа раскрывшего руки (Подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в город Дигора,
  • Газета "Дигорæ",
  • Газета "Ираф",
  • Жизнь "Ирафского района",
  • Музей в Задалеске,
  • Краеведческий музей города Дигора,
  • Памятник Керменистам в городе Дигора,
  • Памятник Васо Малиева в городе Владикаваз.

Напишите отзыв о статье "Дигорцы"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Дигорцы

Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..
Он смотрел изучающе в моё лицо, становясь всё растеряннее, будто никак не мог определиться, говорить ли мне правду или оставить всё так, как есть, не беспокоя сожалениями свою мудрую душу...
– То, что являет собою наши законы, Изидора, создавалось не в один день... Проходили столетия, а волхвы всё так же платили за свои ошибки. Поэтому даже если что-то и кажется нам иногда не совсем правильным, мы предпочитаем смотреть на жизнь в её всеобъемлющей картине, не отключаясь на отдельные личности. Как бы это ни было больно...
Я отдал бы многое, если бы ты согласилась остаться с нами! В один прекрасный день ты, возможно, изменила бы Землю, Изидора... У тебя очень редкий Дар, и ты умеешь по настоящему МЫСЛИТЬ... Но я знаю, что не останешься. Не предашь себя. И я ничем не могу помочь тебе. Знаю, ты никогда не простишь нам, пока будешь жива... Как никогда не простила нас Магдалина за смерть своего любимого мужа – Иисуса Радомира... А ведь мы просили её вернуться, предлагая защиту её детям, но она никогда более не вернулась к нам... Мы живём с этой ношей долгие годы, Изидора, и поверь мне – нет на свете ноши тяжелей! Но такова наша судьба, к сожалению, и изменить её невозможно, пока не наступит на Земле настоящий день «пробуждения»... Когда нам не нужно будет скрываться более, когда Земля, наконец, станет по-настоящему чистой и мудрой, станет светлей... Вот тогда мы и сможем думать раздельно, думать о каждом одарённом, не боясь, что Земля уничтожит нас. Не боясь, что после нас не останется Веры и Знания, не останется ВЕДАЮЩИХ людей...
Север поник, будто внутри не соглашаясь с тем, что сам только что мне говорил... Я чувствовала всем своим сердцем, всей душой, что он верил намного более в то, во что так убеждённо верила я. Но я также знала – он не откроется мне, не предавая этим Мэтэору и своих любимых великих Учителей. Поэтому я решила оставить его в покое, не мучить его более...
– Скажи мне, Север, что стало с Марией Магдалиной? Живут ли ещё где-то на Земле её потомки?
– Конечно же, Изидора!.. – тут же ответил Север, и мне показалось, что его искренне обрадовала перемена темы...

Чудесная картина Рубенса «Распятие». Рядом с телом Христа (внизу) – Магдалина и его брат, Радан (в
красном), а за Магдалиной – мать Радомира, Ведунья Мария. На самом верху – Иоанн, а справа и слева от
него – двое Рыцарей Храма. Остальные две фигуры неизвестны. Возможно это были иудеи, у которых
жила семья Радомира?..

– После смерти Христа Магдалина покинула ту жестокую, злую землю, отнявшую у неё самого дорогого на свете человека. Она ушла, уводя с собой вместе малышку-дочь, которой было в то время всего-навсего четыре года. А её восьмилетнего сына тайно увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы он, во что бы то ни стало, остался в живых и смог продолжить великий Род своего отца. Если желаешь, я расскажу тебе истинную историю их жизни, ибо то, что преподносится людям сегодня, является просто историей для несведущих и слепцов...

Магдалина со своими детьми – дочерью Радомир со своими детьми – сыном Светодаром и дочерью Вестой
и сыном. Витражи из церкви Святого Назара,
Лему, Лангедок, Франция
(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...

. дыгур , дыгурæттæ ; ед. ч. - дыгурон ) - субэтнос осетин , говорят на дигорском диалекте (в рамках ленинской лингвистической политики до 1937 года развивался как отдельный литературный язык) иранской группы индоевропейской языковой семьи .

История дигорцев

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском диалекте) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.

Культура

  • Памятник поэту Блашка Гурджибекову в г. Владикавказе и г. Дигоре
  • Государственный Северо-Осетинский Дигорский драматический театр - во Владикавказе
  • Драматический народный театр районного значения в городе Дигора
  • Ансамбль песни и танца "Кафт ", г. Дигорæ
  • Статуя Иисуса Христа, раскрывшего руки (подобие статуи в Рио-де Жанейро) при въезде в город Дигорæ
  • Аллея Славы в г. Дигорæ
  • Парк культуры и отдыха имени дирижёра Мариинского театра (г. Санкт-Петербург) Валерия Гергиева в г. Дигорæ
  • Газета «Дигори хабæрттæ» («Вести Дигории», Дигорская районная газета)
  • Газета «Дигорæ» (республиканская газета)
  • Газета «Ирæф» (Ирафская районная газета)
  • Жизнь «Ирафского района»
  • Журнал «Ирæф» (литературный журнал Союза писателей РСО-Алания)
  • Музей в селении Задалеск Ирафского района
  • Краеведческий музей Г. А. Цаголова г. Дигорæ
  • В с. Дур-Дур Дигорского района Музей народного художника Осетии М. Туганова (Филиал Краеведческого музея РСО-Алания) г. Владикавказа
  • В селении Карман-Синдзикау Дигорского района экспонируется творчество народного художника Осетии Сосланбека Едзиева
  • Памятник Салавату Юлаеву, народному герою Башкирии, сподвижнику Е.Пугачева установлен Сосланбеком Тавасиевым
  • Уроженец г. Дигоры Мурат Дзотцоев, удостоен Ордена Славы в 1956 году во время Венгерских событий
  • В г. Дигоре названы улицы именами Героев Советского Союза, проявивших отвагу и героизм на полях сражений Великой Отечественной войны: Астана Кесаева, Александра Кибизова, Ахсарбека Абаева, Сергея Бицаева, Павла Билаонова, Александра Батышева
  • В г. Воронеже именем Лазаря Дзотова названа улица («Улица лейтенанта Дзотова»)
  • В г. Дигоре именем Сергея Чихавиева, работника МВД, трагически погибшего в 1994 г. при исполнении служебных обязанностей, названа улица
  • В г. Красноярске именем героя гражданской войны Хаджумара Гетоева, уроженца селения Сурх-Дигора, названы средняя школа и улица, установлен бюст
  • Памятник революционерам-керменистам, героям гражданской и Великой Отечественной войн в г. Дигорæ
  • В г. Владикавказе названы улицы именами революционеров-керменистов: Георгия Цаголова, Дебола Гибизова, Андрея Гостиева, Колка Кесаева, Данела Тогоева
  • В г. Владикавказе именем Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева (капитана подводной лодки «Малютка») названа улица

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 5 сентября 2016; проверки требуют.

Дигорцы составляют основную часть населения Дигории - западной части Северной Осетии (Дигорский и Ирафский районы республики) и проживающих в Кабардино-Балкарии осетин (с. Озрек , Урух, Ст. Урух и др.). В начале XIX века некоторое количество дигорских семей из предгорных сёл Кет и Дидината переселились на территорию современного Моздокского района . Здесь на правом берегу Терека, возникло два больших поселения дигорцев - Черноярское (Дзæрæште, 1805 г.) и Ново-Осетинское (Мусгъæу, 1809 г.)

В отличие от остальной Осетии, которая присоединилось к Российской империи в 1774 году, Дигория вошла в состав Российской Империи в 1781 году.

В первой половине XIX века дигорцы исповедовали как ислам, так и христианство. Российское правительство, стремящееся размежевать христиан и мусульман, переселяет дигорцев на равнину, основав в 1852 году Вольно-Христиановское и Вольно-Магометановское селения. Христианами являются также моздокские дигорцы из станиц Черноярская и Ново-Осетинская. Немалое количество дигорцев-мусульман во второй половине XIX века переселилось в Турцию, где они компактно поселились возле города Карс (сёла Сарыкамыш и Хамамли)

Сейчас большая часть дигорцев Ирафского района и проживающих в Кабардино-Балкарии исповедует ислам, в Дигорском районе живут преимущественно христиане. Значительно влияние осетинских традиционных верований как среди номинальных мусульман, так и среди номинальных христиан.

Письменность на дигорском диалекте существовала (параллельно с письмом на иронском диалекте) с самого появления осетинской письменности на русской графической основе, то есть с середины XIX века. Однако постепенно удельный вес письма на иронском, положенном в основу осетинского литературного языка, увеличивался, что приводило временами к почти полному прекращению печатания дигорских текстов.

Со времени установления советской власти и до 1937 года дигорский считался отдельным языком, издавались учебники и другие издания. Однако в 1937 году дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», и дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка , а передовая дигорская интеллигенция подверглась репрессиям.