План русской народной сказки василиса прекрасная. Энциклопедия сказочных героев: "Василиса Прекрасная"

Разделы: Литература

/беседа по содержанию сказки/

Оборудование: у педагога – компьютер, мультимедийный проектор, экран; у обучающихся на партах – рабочие тетради, текст сказки “Василиса Прекрасная”.

Курс литературы в 5-м классе с учетом гимназического компонента предусматриваетпервоначальное знакомство учащихся с художественным миром произведения. На уроках даются определения таким литературоведческим понятиям: художественный мир, художественное пространство, художественное время, герой произведения.

При работе над разделом “Сказки” углубляются представления учащихся о художественном мире волшебной сказки. Опираясь на книгу Тамарченко Н. Д. и Стрельцовой Л. Е. “Путешествие в “чужую” страну”, учитель знакомит учащихся с особым художественным пространством, в котором есть “свой” мир героя, “чужой” мир героя и граница между этими мирами.

В начале урока учитель рассказывает о собирателях сказок и напоминает виды сказок в литературе. Всё основное содержание урока направлено на изучение художественного мира волшебной сказки “Василиса Прекрасная”. Учитель обращает внимание на особенность всех волшебных сказок, где все герои совершают путешествие из родного дома. Таким образом, мир сказочного пространства делится на мир героя и “чужой” мир, в котором оказывается главный герой.

На уроке даётся характеристика Василисе, выясняется, почему у неё оказывается Куколка и почему главная героиня вынуждена уйти из дома за огнём. Вся эта информация в начале сказки относится к миру героини. Ребята подводят итог работе и выясняют особенности мира героя, который характеризуется следующим: в начале сказки дается описание мира, где живет герой, с указанием таинственного места; герой покидает свой дом и оказывается в чужом для него мире, переходя таинственную границу; герою необходимо пройти испытания, выполнить которые ему помогает герой – помощник.

При работе над “чужим” миром героя обращается внимание на образ Бабы – Яги. Она является главным представителем “чужого” мира, т.к. только ей известны тайные знания. Испытав Василису, Баба – Яга отпускает героиню с подарком (огнём) домой. Анализируя эти эпизоды, ученики дают характеристику “чужого” мира героя. Для него характерно следующее: героя ждут волшебные события, запретные места и удивительные персонажи; герой знает, как себя вести с представителями “чужого” мира, хотя ему предстоит пройти сложные испытания; герой всегда возвращается обратно в свой привычный мир, а за смелость и трудолюбие его награждают подарками.

Подводя итог художественному миру сказки, необходимо отметить, что Василиса действительно героиня сказки, т.к. ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым не возвращался. За такие испытания её ждёт награда - свадьба. В ходе беседы формулируются качества характера героини, и вводится понятие “народный идеал”.

Следовательно, данный урок преследует не только цель выявить особенности художественного мира волшебной сказки, но и воспитательную цель, а именно: формирование нравственных ценностей у пятиклассников.

Цели урока в соответствии с государственным стандартом по литературе для основной школы:

    1. развитие
    2. эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
    3. освоение
    4. текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания;
    5. овладение умениями
    6. чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
    7. воспитание
    8. любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи урока

  1. Знание собирателей русских народных сказок;
  2. Понимание внутрижанровой классификации сказок;
  3. Знание понятия “художественный мир” сказки и его составляющих;

4. Формирование информационной компетентности:

  • умение извлекать первичную информацию: воспринимать основное содержание сказки, выделять эпизоды, сопоставлять их с элементами художественного мира сказки;
  • умение обрабатывать информацию: выделять главное, подводить итоги.
  1. Формирование коммуникативной компетентности:
  • умение кратко оформлять в тетради выводы по работе над сказкой;
  • владение риторическими нормами ведения диалога на уроке.

6. Воспитание потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, интереса к фольклору;

7. На примере содержания сказки понять и принять нравственные ценности, составляющие народный идеал русской женщины;

Оборудование:

    у педагога – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    у обучающихся на партах – рабочие тетради, текст сказки “Василиса Прекрасная”.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1 и 2. “Русские народные сказки”)
  2. Введение в тему.

Учитель: “В некотором царстве…” или “Жили – были…” - так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кощеев и многих других персонажей, живущих на страницах сказки.

Сказки существовали в глубокой древности, но записывать и собирать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, т.к. их знали все.

Учитель: Кто же собрал все сказки вместе?

(слайд 3 . “Собиратели сказок”.

Пояснение к слайду: Ребята впервые видят портреты собирателей сказок: Афанасьева и Худякова. Данный слайд позволяет создать особое эмоциональное настроение, которое впоследствии поможет работать над содержанием сказки).

Какие виды сказок вам известны? Почему происходит такое деление?

(слайд 4. “Виды сказок”

Пояснение к слайду : В слабом классе возможно использование дополнительного материала через гиперссылки на слайдах 5 - 6 ).

Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки “Василиса Прекрасная”

(слайд 7. “Заставка к сказке”)

3. Изучение новой темы.

Ведется беседа по содержанию сказки. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы:

Понравилась ли вам сказка? Почему она так интересна?

К какому виду сказок можно отнести данную сказку? Почему?

(Это волшебная сказка, т.к. в ней участвуют волшебные герои: Баба – Яга, Куколка…)

Учитель: Все правильно. Но оказывается, волшебная сказка не ограничивается наличием волшебных героев. В её содержании и построении есть много интересных моментов, которые нам предстоит открыть.

Как же устроен сказочный мир? Из каких частей он состоит? Каким образом они связаны друг с другом? - вот круг вопросов для обсуждения на уроке.

Учитель: Ученые обнаружили удивительную особенность: все герои волшебных сказок совершают путешествие из родного дома. А раз так, то давайте при обсуждении сказки рисовать карту путешествия героя.

Что мы можем сказать о героине, прочитав первые строки сказки? Расскажите о мире, в котором живет героиня?

Возможные варианты ответов учеников:

Она очень добрая и трудолюбивая девушка.

Выполняет любую работу по дому.

Она осталась без матери, а после женитьбы отца в доме появилась мачеха со своими детьми.

Мачеха с детьми не любит Василису и при удобном случае отправляет её за огнём к бабе – Яге.

Во всех делах девушке помогает Куколка, которую дала перед смертью её мать.

(слайд 8 . “Герой – помощник”.

Пояснение к слайду : При обращении к образу Куколки необходимо сначала рассмотреть на слайде иллюстрацию, затем прокомментировать слово “благословение”, расспросить ребят о сказочных героях, которые помогают главным героям в трудной ситуации. Только после этого нажатием на мышь высветить заголовок слайда и ввести понятие “герой – помощник”)

Учитель: Задумывались ли вы над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса? Случайно ли это? (слайд 9 )

(варианты ответов учениками)

В самом слове “Василиса” слышится слово “сила”. Она сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути.

Учитель: Вернёмся к содержанию сказки. Как случилось, что девушка оказалась у Бабы – Яги?

Ученики: В доме не оказалось огня. Его хранителем считалась Баба – Яга. Именно к ней и идет Василиса, покидая родной дом.

Учитель: Итак, герой вынужден проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Так начинается путешествие героя.

Подведем небольшой итог работе. Какие художественные особенности “своего” мира героя вы можете выделить?

(слайд 10 . “Свой” мир героя”.

Пояснение к слайду: Прежде чем показывать слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую информацию о “своем” мире героя сказки. Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)

Учитель: Дорога в “чужой” мир тоже становится странной, таинственной.

Как вы поняли, в чем проявляется эта таинственность? Найдите подтверждение в тексте.

(В ходе работы над сказкой обращаем внимание на образы всадников, с которыми встречается Василиса).

Учитель: Посмотрите, как этих всадников изобразил замечательный иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин. Они им выполнены ещё в 1900 году.

(слайд 11. “Граница”.

Пояснение к слайду : При просмотре иллюстраций обратить внимание на цветовое решение образов, их жесты и положение в седле. После описания всадников ввести понятие “граница” между мирами во время путешествия героя.)

Учитель: В “чужом” мире Василису встречает Баба – Яга. Встреча с ней - обязательный элемент художественного мира волшебной сказки. Что нам известно об этом персонаже?

Она живет в дремучем лесу в доме на курьих ножках.

Она всегда злая и жестокая.

Описание дома вызывает у героев страх.

(При описании жилища Бабы – Яги используем комментированное чтение и задумываемся над вопросами:

Почему её дом всегда окружают мертвые тела и человеческие кости?

Почему именно к ней отправляют Василису?)

“К вечеру Василисушка вышла на полянку. Смотрит - изба стоит. Забор вокруг избы из людских костей. На заборе черепа человеческие, вместо ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - острые зубы”.

Возможные варианты ответов учениками:

Она живет в другом мире, где смерть.

Она представитель другого потустороннего мира.

Она знает многие тайны загробного мира.

А в других сказках мы узнаем, что ей известно все про Кощея Бессмертного или Змея Горыныча.

Учитель: Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба – Яга говорит всегда одну и ту же фразу: “Фу – фу – фу, русским духом пахнет!”

(слайд 12 )

(Анализируя образ Бабы – Яги, приходим к выводу: она представитель “чужого” мира и только ей известны тайные знания. В “своём” мире она испытывает главного героя и награждает его (Василисе дан огонь) или губит (Мачеха с дочками умирают от взгляда на огонь).

Учитель: Итак, герой, оказавшись на некоторое время в другом “чужом” мире, покидает его не только живым, но и с подарком (огнём). Так начинается путешествие героя домой.

(слайд 13. “Дорога домой”.

Учитель: Подведем небольшой итог работе. Какие художественные особенности “чужого” мира героя вы можете выделить?

(слайд 14 . “Чужой” мир героя”.

Пояснение к слайду : Прежде чем показывать слайд ученикам, необходимо собрать обобщающую информацию о “чужом” мире героя сказки. Выслушав ответы учеников, показываем слайд.)

Учитель: Смотрите, Василиса перешла границу “туда” и “обратно”. Она в буквальном смысле героиня. Ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым не возвращается. Такое путешествие в мире волшебной сказке позволено только тем, кто изначально связан с родителями и предками. А мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.

(слайд 15 . “Путешествие героя”.

Пояснение к слайду : Прежде чем показывать слайд, вспоминаем “путешествие” героя “туда” и “обратно” и обращаем внимание учеников на то, что путь по сложности неодинаков. “Туда” героиня идет медленно, встречая на пути препятствия, а дорога назад быстрее и легче. Эта дорога обозначена на слайде разными стрелками.)

Учитель: Чем заканчивается сказка? Как вы поняли, почему волшебные сказки обычно заканчиваются свадьбой главного героя?

(слайд 16 )

(Комментируя заключительные строки сказки, ученики приходят к выводу, что свадьба - это награда героя за все сложные моменты в его жизни, за определенные качества характера.)

Учитель: Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили? Героини всех ли сказок обладают такими чертами характера?

(В ходе беседы необходимо сформулировать качества характера героини сказки и объяснить ученикам выражение “народный идеал”. Особо обратить внимание, что сказка называется “Василиса Прекрасная ”. Данное слово очень важно, т.к. вобрало в себя все замечательные качества героини.)

(слайд 17 . “Народный женский идеал”.

Пояснение к слайду: Прежде чем показывать слайд, нужно выслушать ответы учеников. Слайд является итогом беседы по данному вопросу.)

Учитель: Итак, наше знакомство со сказкой “Василиса Прекрасная” подходит к концу. Интересно ли было на уроке? Что вы расскажите дома своим родителям и близким?

(Выслушав ответы учеников, возвращаемся к теме урока и формулируем выводы, связанные с особенностями художественного мира сказки “Василиса Прекрасная”.

После беседы показываем ученикам слайд 18 . “Особенности волшебной сказки”.)

Мы определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.

Давайте прочитаем сказку и узнаем, оправдались ли наши предположения.

Словарная работа:

Перед чтением сказки давайте проведем словарную работу:

Обратите внимание на слайд и прочитайте, какие слова вам встретятся в сказке.

Кто сможет сам объяснить значение этих слов?

Благословить

Купец

Вдовушка

Безропотно

Чуланчик

Потчевать

Давайте проверим:

Благословить- перекрестить, передавая этим покровительство, пожелания счастья, удачи.

Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Вдовушка- это женщина, у которой умер муж.

Безропотно- покорно, смиренно, послушно.

Чуланчик- подсобное помещение хозяйственного назначения.

Потчевать - угощать. кормить

Я предлагаю вам познакомиться со сказкой. Читает учитель и ученики.

Первичное восприятие:

Наши предположения оправдались?

Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

Обоснуйте свой выбор.

Понравилась ли вам сказка?

К какому виду сказок можно отнести? Почему?

Что в сказке волшебного?

Какой урок можно извлечь из фрагмента этой сказки?

Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

Какая 2 цель?

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Прочитайте 1 вопрос:

- Кто для Василисы после смерти матери стал самым родным существом?

- Найдите и прочитайте о том, как заботилась о Василисе ее куколка.

- Почему Василису называли Прекрасной?

Только ли внешне Василиса была прекрасной? »

Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

Подтвердите словами из текста.

Ответьте на главный проблемный вопрос:

Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?

Видите, ребята, и после смерти родимая матушка помогала доченьке.

Какие пословицы вы знаете о маме? (слайд)

Какой следующий пункт плана наших действий?

Я предлагаю вам поработать в парах над составлением диафильма по прочитанной части сказки.

- Рассмотрите картинный план в учебнике на стр.18

В картинном плане отражается лишь самое главное.

Расскажите пожалуйста по каждому кадру, что происходило в сказке.

Картинный план: (Слайд)

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

Все ли события сказки передают иллюстрации картинного плана, или нужно их дополнить?

Диафильм должен быть подробнее, он передает не только основные события, а весь сюжет сказки.

Работать вы будете в группах:

У вас на парте лежит шаблон диафильма. В данном шаблоне в первых четырех кадрах уже вписаны основные пункты картинного плана.

Прочитайте их. (слайд)

1.У купца родилась прекрасная дочь.

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

Ваша задача:

Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста и запишите. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения

Покажите с помощью карточек, как вы поняли задание.

Давайте проверим, что у вас получилось?

Дома обучающиеся дочитывают сказку до конца и выполняют в тетради ТПО два задания.

Подведем итоги урока

Какую сказку вы читали?

Какая главная мысль прочитанной части сказки?

Вспомните самые интересные фрагменты урока и поделитесь с нами.

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Как? Где?

На столах у вас лежат сигнальные карточки.

Красный кружок – очень доволен своей работой.

Зеленый кружок - могу работать лучше.

Желтый кружок- надо быть внимательнее.

Спасибо за урок!

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц)

Шрифт:

100% +

Тема: «НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

Урок 7

Народные сказки

В процессе чтения статьи о народных сказках учащиеся выделяют главные мысли, отмеченные дома. Затем размышляем над вопросами на с. 22. После этого переходим к словарной разминке, предшествующей русской народной сказке «Василиса Прекрасная».

Дети подбирают синонимы к предложенным словам. К словарю они обращаются лишь после самостоятельных попыток решить поставленную задачу. Во втором задании учащиеся продолжают ряд определений к слову лес. Характеристики могут относиться к породам деревьев, величине леса, настроению, которое он вызывает, времени года, в которое мы его видим, звукам, наполняющих лес, и т. д.

Затем приступаем к чтению сказки «Василиса Прекрасная».

Дома ученики читают фрагмент сказки на с. 23–29, делят его на части и озаглавливают их. Подбирают строки текста для подписи к иллюстрацям на с. 25 и 27.


Урок 8

«Василиса Прекрасная»

(русская народная сказка)

Обсуждаем план части сказки, прочтенной дома.

Возможный вариант:

1. Подарок матери.

2. Появление мачехи с дочерьми в доме Василисы.

3. Отъезд отца. Издевательства дочек мачехи.

4. Василиса отправилась в путь.

5. Встреча с бабой-ягой.

6. Первое задание.

7. Второе задание.

8. Советы чернавки.

План записывается на доске и в тетрадях.

Дома дети дочитывают сказку, подписывают иллюстрации на с. 31, 32.

Составляют план этой части сказки.


Урок 9

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся пересказывают первую часть сказки по составленному на предыдущем уроке плану.

Дочитываем сказку до конца. Разговор бабы-яги с котом, псом, березой можно прочитать по ролям.

Дети зачитывают подписи к иллюстрациям на с. 31, 32.

Затем обсуждаем и записываем план прочитанной части сказки.

Размышляем над вопросом № 1 на с. 34. Школьники объясняют смысл слова «светло» в предложении: «Жили они хорошо, светло, да и на них горе пришло». «Светло» в данном контексте значит – радостно, спокойно, в добре.

Дома четвероклассники подготавливают ответы на вопросы № 2–6, на вопрос № 4 отвечают письменно. Вопросы 7а или 76 выполняют по желанию.


Урок 10

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся читают особенно понравившиеся фрагменты сказки и объясняют свой выбор. Затем показывают, что «пришло» в сказку «Василиса Прекрасная» из мифов.

После этого рассказывают, как используется прием троекратного повтора в этом произведении.

Дети зачитывают выписанные в тетради выражения и сочетания слов, которые используются и в других русских народных сказках (вопрос № 4, с. 34) – «руки белые», «темным-темно», «баба-яга – костяная нога», «утро вечера мудренее», «видимо-невидимо», «русским духом пахнет», «ночь черная, лес густой», «ветер злой», «доброе слово», «в некотором царстве», «жили-были», «поедом есть», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Дети должны назвать соответствующие человеческие качества и поступки, в которых они проявляются.

«Добро, – говорят ребята, – это любовь матери к Василисе: она позаботилась о том, чтобы дочка и после ее смерти не пропала».

«Добро – это ее скромность, трудолюбие. Василиса выткала замечательную ткань, сшила чудесную рубашку».

«Добро – это то, что Василиса умеет вежливо, ласково говорить с людьми и животными».

«Зло – это жестокость, несправедливость мачехи и ее дочерей в отношении к Василисе».

«Одно зло несет всем жестокая баба-яга. Но добро, которое оставила мама Василисы, победило бабу-ягу».

Размышление над вопросом № 7а (с. 34) побуждает ученика, во-первых, провести работу в библиотеке; во-вторых, найдя иллюстрации разных художников к сказке, понять, что восприятие одного произведения разными читателями (а художники-иллюстраторы прежде всего читатели) может быть различным; в-третьих, проанализировать собственное отношение к найденным иллюстрациям и аргументированно объяснить его.

Задание 76 побуждает учеников к соединению литературных впечатлений с их визуальным воплощением. Учащиеся могут нарисовать несколько сцен из проектируемого мультфильма и сопроводить их записанными репликами героев.

Дома дети читают сказку «Находчивый солдат».

Желающие включаются в информационный поиск, подготавливают рассказ о Петре I. Учитель может рекомендовать детскую историческую энциклопедию или другой доступный детям источник.


Урок 11

«Находчивый солдат»

(русская народная сказка)

В следующей далее группе сказок разных народов – «Находчивый солдат», «Мужик и царь», «Портной и царь», «Кола-Рыба» – рассматривается проблема отношений правителя и простого человека. Чем определяется отношение народа к персонажам этой сказки – вот одна из центральных задач, которую решает учитель, работая над ними.

Начинаем со словарной разминки. Все три словосочетания: «простое решение», «простой человек», «простое платье», – относящиеся к разным сторонам человеческой жизни, объединяет общее понятие – обычный, понятный.

Урок можно начать с рассказов учеников, подготовивших информацию о Петре I. Дети говорят о том, что показалось им особенно интересным в великом русском императоре. Это сообщение можно прослушать позднее, перед размышлениями над вопросом № 3 (с. 37).

Читаем сказку. Диалог царя и солдата можно прочитать по ролям.

После прочтения сказки просим кратко рассказать о поступках солдата.

Рассказ ученицы четвертого класса:

«Солдат сидел в питейном заведении. К нему подсел какой-то человек. Он оказался его земляком. Солдат захотел его угостить, а так как у него не было денег, то он заложил свой палаш.

На другой день во время смотра он всунул в ножны деревянную лучину. Петр 1, который проводил смотр, велел солдату вынуть палаш и рубить его. Солдат громко попросил Бога превратить палаш в деревянный. Потом выхватил свою лучину и ударил царя».

Обращаемся к вопросу № 2. Дети объединяют слова в смысловые группы: 1) смекалистый, находчивый, изобретательный; 2) хитрый, изворотливый. Выясняем, в чем смысловая разница этих групп слов.

Ребята решают, какие из них можно использовать для характеристики солдата (вопрос № 2). Учащиеся могут найти и другие слова для характеристики этого персонажа.

Четвероклассники называли следующие слова: «мужественный», «общительный», «решительный». И обосновывают сделанные выводы. Переходим к вопросу № 3:

«Что ты узнал о Петре I из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах: «Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся».

Учащиеся говорят о хитрости Петра, его умении найти общий язык с простыми людьми, об умении наказывать и прощать, о справедливости, о том, что царь ценит людей находчивых. Люди, сочинившие сказку, относятся к Петру I с симпатией, уважением.

После этого переходим к сопоставлению солдат, о которых говорится в двух народных сказках: «Каша из топора» и «Находчивый солдат».

Герои этих сказок похожи на родных братьев. Ученики аргументируют выводы, сделанные в ходе сопоставления этих героев.

Народ всегда с симпатией и искренним сочувствием относился к защитникам отечества – солдатам, которым долгое время приходилось служить по 25 лет.

Дома школьники читают сказку «Мужик и царь», размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 37).


Урок 12

«Мужик и царь»

(русская народная сказка)

После словарной разминки читаем сказку, возможно прочтение по ролям.

Вопрос: каким был мужик до того, как пошел к царю рассказывать сказку? Дети описывают его материальное положение, образ жизни, внешний облик, зачитывают соответствующие фрагменты текста на с. 38, 39.

Вопрос: «Почему мужик пошел к царю рассказывать сказку?» Учащиеся говорят о том, что мужик не собирался жениться на дочери царя. «Ему просто хотелось наесться. Ведь он все время голодал.» Над вопросом № 2 ребята размышляют в паре.

Приводим пример высказывания учащихся, мнения которых не совпали при работе в паре.

«Мужик завершил свой рассказ историей о сундуке, конечно, для того, чтобы разбогатеть, хотелось ему какой-то доход получить от царя, чем-то поживиться, возможно, мужик был жадным». «Дело не в жадности. Просто он услышал разговор царя с придворными, узнал, что они хотят обмануть его, и решил их проучить. Конечно, он в этом случае выиграл».

Ребята находят слова и выражения, встречающиеся в других народных сказках («жил-был», «сказки сказывать», «глаза проглядела» и др.), объясняют смысл поговорки «Что написано пером, того не вырубишь топором», говорят о том, как она связана с содержанием этого произведения.

Затем приступаем к сравнению царей, о которых рассказано в сказках «Находчивый солдат» и «Мужик и царь» (вопрос № 5, с. 41).

Ответ может строиться по предложенному в учебнике плану. Говоря об отношении создателей сказок к этим героям, учащиеся отмечают следующее:

«Петр I – умный, деловой, он не равнодушен к людям; люди, сочинившие сказку про этого царя, уважают его, он им нравится»;

«Царь из сказки «Мужик и царь» – лентяй, бездельник, он не знает, чем развлечь себя. Этому царю на людей наплевать, он еще и жулик. Сочинившие эту сказку смеются над ним, не уважают».

Дома дети читают армянскую сказку «Портной и царь», готовятся к ответу на вопросы № 1, 2 (с. 46). Желающие обращаются к информационному поиску: подготавливают рассказ об Армении.


Урок 13

«Портной и царь»

(армянская народная сказка)

После словарной разминки прослушиваем сообщения детей об Армении, или сам учитель дает подробную справку.

Читаем сказку «Портной и царь». Диалог царя и портного ребята читают по ролям. На первый вопрос: «Зачем царь придумал испытание одеялом?» – дети отвечают: «Он хотел получить бесплатных рабов». Свой ответ учащиеся подтверждают фрагментом текста (с. 43).

Вопрос: «Почему портной решил участвовать в выполнении задания?» Работая в паре, учащиеся находят ответ в тексте сказки (с. 43).

Размышляя над третьим вопросом: «Как выразили сочинители сказки свое отношение к царю в отдельных словах, описании дворца, в речи царя?» – дети просматривают текст и подчеркивают карандашом нужные слова: «царь – жадный и жестокий» (с. 42), слух о злодеяниях царя (с. 43), украшение дворца, изображающее дракона (с. 44), слова, брошенные в адрес портного (с. 44–45).

После этого дети определяют свое отношение к царю и обосновывают его.

Размышляя над вопросом № 4 (с. 46), учащиеся объясняют смысл поговорки «Попав в капкан, лисица сама себе отгрызает лапу» и объясняют, как ее смысл раскрывается в сказке.

Предложенные варианты ответов:

«В живой природе лисица если попадает в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от охотника.

Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя»;

«В сказке эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем, которого будут уважать, как лисе нужно остаться на свободе».

Учащиеся находят в тексте сказки другие поговорки и объясняют их смысл («Хвалился ишак конем стать, да уши помешали»; «Умный человек смеется после всех»; «Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра»).

Завершается урок выполнением задания № 5 (с. 46), сравнить портного из армянской сказки с мужиком – героем русской сказки «Мужик и царь» по предложенному плану (с. 46).

Домашнее задание может иметь два варианта.

Первый вариант

Предлагаем прочитать индийскую сказку «Искусный ковровщик» («Читальный зал», с. 61–64), сравнить старого портного (сказка «Портной и царь») и ковровщика, выделить слова, в которых заключена основная мысль сказки «Искусный ковровщик».

Второй вариант

Учащиеся читают итальянскую сказку «Кола-Рыба» (с. 47–52), делят ее на смысловые части, озаглавливают их. Желающие проводят информационный поиск – ищут информацию об итальянском городе Мессина.


Урок 14

«Кола-Рыба»

(итальянская народная сказка)

Если дети выполняли первый вариант домашнего задания, то урок начинается с сопоставления старого портного («Портной и царь») с ковровщиком («Искусный ковровщик»).

Сходство этих героев в том, что оба они простые трудолюбивые люди, не стремящиеся к богатству. Следует прочитать слова, в которых выражена главная мысль индийской сказки: «И вправду народ говорит: «Только трудом добьется человек исполнения своих желаний».

Затем приступаем к чтению итальянской сказки «Кола-Рыба».

Второй вариант. Урок начинается со словарной разминки. Затем учащиеся, прочитавшие итальянскую сказку «Кола-Рыба» дома, говорят о впечатлении, произведенном ею, пересказывают особенно запомнившиеся фрагменты.

После этого читаем сказку. Дети делят ее на смысловые части, озаглавливают их.

Вариант плана, созданного детьми:

1. Детство Кола.

2. Слова матери.

3. Жизнь Кола в море.

4. Встреча с царем.

5. Выполнение приказа.

6. Судьба Мессины.

Обращаемся к началу сказки, размышляем над вопросом № 2 (с. 53), определяем отношение рассказчика к матери Кола.

Ответ школьники находят в словах текста, которые читают вслух: «Ничего дурного она не желала своему сыну, просто крикнула в сердцах, как многие матери, когда их рассердят дети».

Конечно, не хотела мать зла сыну. Но «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Учитель может произнести эту русскую пословицу. Поговорить с ребятами о внимательном отношении к произносимому слову.

Вопрос: «Как относится к матери рассказчик? Как относитесь к ней вы?»

Снова обращаемся к тексту: «Бедная мать… заболела с горя и умерла» – так говорит о ней рассказчик.

Дома дети перечитывают сказку, размышляют над вопросами № 3, 4 (с. 53), подготавливают рассказ о жителях Мессины (вопрос № 5).


Уроки 15–16

«Кола-Рыба»

Урок можно начать с чтения особенно запомнившихся фрагментов сказки. Учащиеся объясняют, почему выделили именно их. После этого переходим к вопросу № 3 (с. 53): «Каким был король, который захотел встретиться с Кола?» Понятия, которыми дети определяют качества короля, записываются на доске. Каждая характеристика обсуждается и обосновывается.

Ребята называют «самоуверенность», «высокомерие», «жестокость», «беспощадность», «упрямство», «глупость».

Предлагаем рассказать происшедшую в Мессине историю от лица короля. Надо обратить внимание на интонацию, лексику короля, в которых выражается его отношение к людям и оценка самого себя.

Варианты начала ответов: «Мне донесли, что какой-то мальчишка стал как рыба. Я приказал доставить его ко мне…»; «Я – король Мессины. Когда узнал, что в моих владениях появился человек-рыба, захотел его увидеть…»

Логично дальнейшее размышление о личности Кола. Дети определяют качества человека-рыбы, раскрывшиеся в сказке. Они говорят о его детском легкомыслии, любви к матери и простым людям, готовности ради них жертвовать своей жизнью.

Прослушиваем рассказ о жителях Мессины по плану, предложенному в учебнике (с. 53, задание № 5). Выделяем слова, выражающие, по мнению детей, особенно важные мысли.

Например: «…радость старались встретить вместе, горем не делились ни с кем» (с. 48), «ведь каждому дороже всего край, где он появился на свет и прожил всю жизнь» (с. 52).

Дома учащиеся размышляют над разделом «Внеклассное чтение» (с. 53).


Урок 17

Внеклассное чтение

Обращаемся к результатам внеклассного чтения.

Дети представляют принесенные в класс сборники сказок, созданных разными народами. Объясняют, почему выбрали определенную книгу. Сообщают, кто ее оформил, показывают особенно понравившиеся иллюстрации. Ребята воспроизводят сюжеты двух выбранных ими сказок, созданных разными народами. Делают вывод о том, что считают добром, а что – злом представители разных народов.

Дома четвероклассники вспоминают изученные или самостоятельно прочитанные русские народные сказки, в которых говорится о людях, защищавших свой народ от злодеев – захватчиков, фантастических чудовищ. Подготавливают рассказ о героях этих произведений.

Тема: «БЫЛИНЫ»

Урок 18

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

Можно начать урок с того, что дети вспоминают сюжеты народных сказок о защитниках родины от врагов. Дают характеристику героям этих произведений. Об этом можно поговорить и в конце урока.

Читаем статью «Былины» (с. 65–66).

Вопросы: «Что в этой статье показалось вам особенно интересным?»; «Определите особенности былины словами статьи».

Школьники выделяют следующие фрагменты: в былинах «переплелись выдумка и настоящие исторические события»; «былины рассказывали о жизни и подвигах героев-богатырей».

После словарной разминки приступаем к чтению былины «Как Илья из Мурома богатырем стал», дочитываем до прощания с каликами перехожими (с. 66–68).

Дети отвечают на следующие вопросы словами текста: «Что чувствовал Илья, о чем думал, сидя 30 лет на печи? Почему странники несколько раз посылали Илью за водой? Зачем странники дали Илье силу богатырскую?» (вопрос № 1, с. 71)

Дома учащиеся дочитывают былину и размышляют над вопросами № 2, 3, 4 (с. 71)


Урок 19

Перечитываем первую часть былины по ролям (Илья, странники, рассказчик). Дети рассказывают о делах Ильи после того, как получил он силу великую. После этого дочитываем былину.

Затем ребята определяют главную мысль этого произведения, используя слова былины. Дети зачитывают следующие строки: «Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки»; «Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов»; «…на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела… благословения нет».

Завершается работа над былиной рассказом ребят о героях народных сказок, похожих на Илью. Если остается время, учитель начинает чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Дома ученики читают былину до приезда Ильи в Киев, готовятся к выразительному чтению произведения, размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 81).


Урок 20

Начинаем со словарной разминки.

Продолжают ряд слов:

Сила – могучая, злая, непобедимая, жестокая…

Дорога – прямоезжая, кривая, длинная, короткая, широкая, узкая, каменистая, заасфальтированная…

Объясняют значение слова «мягкий».

Подбирают к нему синонимы и антонимы. Кроме антонимов, предложенных в учебнике, – «жесткий», «твердый», следует добавить «суровый», «резкий».

Ребята читают фрагмент былины, который завершается словами: «Он повез его по славну по чисту полю».

Читают былину не спеша, в конце каждой строки делают короткую паузу. Обращаем внимание на особенности произношения отдельных слов в произведении, созданном народом.

После этого обращаемся к заданию № 1 (с. 81). Учащиеся объясняют смысл слов: «нагнано-то силушки черным-черно». Какую картину вы представляете, читая эти слова.

Полученные варианты ответов: «…так много врагов, что белого света не видно, все кажется черным», «в глазах потемнело от ужаса, черные одежды врагов покрыли всю землю до горизонта».

Затем зачитываем характеристику этой силы, данную в былине.

Разгромив эту силу, Илья отказывается от предложения благодарных горожан стать воеводою Чернигова. Учитель спрашивает: «Почему же Илья Муромец не принял этого предложения?»

Полученные варианты ответов:

«Илья Муромец разбил врагов не потому, что хотел власти в Чернигове»; «Илья хотел освобождать Русь от врагов, а не сидеть воеводой в одном городе» и т. д.

Переходим к вопросу № 2 (с. 81).

Учащиеся зачитывают рассказ жителей о «прямоезжей дорожке» и отвечают на вопрос, почему Илья поехал по этой дороге.

Полученные варианты ответов:

«Он хотел освободить от Соловья Разбойника людей»; «Илья решил доказать Соловью, что он не самый сильный» и др.

Если дети принесли полный текст былины, то могут прочитать фрагмент о семье Соловья Разбойника. Этот фрагмент может прочитать учитель.

Задаем вопросы: «Почему Соловей не разрешил своим родным сражаться с Ильей, а велел пригласить его в гости? Какие качества Ильи раскрылись в этом фрагменте?»

Полученные ответы:

«Соловей понял, что невозможно победить Илью Муромца. Он, наверное, хотел, чтобы его угостили, уговорили отпустить Соловья»; «Илья – человек неподкупный, у него есть цель».

Дома дети дочитывают былину, размышляют над вопросами № 3, 4, 5 (с. 82). Желающие учат фрагмент былины наизусть.


Урок 21

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Начать урок можно с вопроса: «Какие события произошли в жизни Ильи Муромца после того, как он выехал из родного села Карачарова. Какие качества Ильи раскрылись за время его поездки в Киев?»

Дочитываем былину до конца.

Просим учащихся рассказать о том, как вел себя Илья, когда прибыл на княжеский двор и вошел в палаты белокаменные. Затем ответить на вопрос: «Какие качества богатыря раскрылись в его поведении?»

Следует обратить внимание на то, что Илья ставит коня «посеред двора», а не оставляет его за воротами и не привязывает скромно в углу. Он входит в столовую, распахнув дверь настежь («на пяту» дверь «поразмахивал»), нет в его поведении робости.

Обращаемся к вопросу № 3 (с. 82).

В словах князя, обращенных к Илье после того, как богатырь сообщил ему о своем пути в Киев, звучит недоверие и брезгливое презрение: «Мужичище-деревенщина».

Можно спросить, какой смысл вкладывает князь в эти слова.

Например, подчеркивает невежество, низость происхождения, примитивность Ильи. Далее он упрекает его в похвальбе, и лживости.

Завершаем урок сравнением отношения Соловья к Илье и князю Владимиру. Размышляем над вопросом № 4: «Как изменяется поведение Владимира после того, как он увидел Соловья на своем дворе?» Владимир признает превосходство Ильи. Он подчиняется словам Муромца: сам идет за зеленым вином для Соловья Разбойника. Народ говорит о том, что исчезла княжеская спесь, а когда засвищет Соловей, Владимир станет «шубонькой укрываться».

Дома ученики перечитывают былину и выполняют задание № 8 (с. 82), составляют план былины и подготавливают пересказ одной из частей с использованием былинной речи.


Урок 22

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Можно начать урок с чтения фрагментов былины, выученных наизусть.

На доске записывается название частей, на которые дети разделили былину. Названия эти могут быть выражены своими словами, могут быть оформлены в виде цитат.

Вариант плана:

1. «…Из города из Мурома… выезжал добрый молодец».

2. «…Подъехал он ко славному ко городу к Чернигову».

3. «Побил он… силу всю великую».

4. «Мужички… черниговски зовут его в Чернигов воеводою».

5. «Прямоезжая дорожка заколодела».

6. «Он поехал-то дорожкой прямоезжею».

7. «Он стрелил в того-то Соловья Разбойника».

8. «Он приехал-mo во славный стольный Киев-град».

9. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать».

10. «Говорил Илья…: «…засвищи-ко ты во полсвиста сокольего».

11. «Илья Муромец срубил Соловью «да буйну голову».

Можно увеличить или уменьшить количество частей.

Дети выбирают один из разделов плана и пересказывают соответствующую часть былины, используя былинную лексику.

После этого обращаемся к вопросам и заданиям, содержащимся в разделе № 7 (№ 82). Можно разделить класс на группы, каждая из которых подготавливает ответ на один из вопросов.

Первая группа учеников находит определения (постоянные эпитеты), которые «прикрепляются» к указанным в разделе № 7а словам:

лук – разрывчатый;

тетива – шелковая;

дорога – прямоезжая;

конь – добрый;

Киев – стольный град.

Вторая группа находит в тексте повторяющиеся описания.

Третья группа находит в былине преувеличения, гиперболы: это и характеристика черной силы у города Чернигова, и сила свиста Соловья Разбойника. С терминами «постоянный эпитет», «гипербола» можно познакомить учащихся. Но дети не обязаны запоминать и использовать их.

Дома школьники читают стихотворение А. К. Толстого «Илья Муромец», статью о жизни поэта (с. 83) и размышляют над вопросами (с. 85).


Урок 23

А. К. Толстой «Илья Муромец»

Дети рассказывают об Алексее Константиновиче Толстом, выделяя особенно заинтересовавшие их детали.

Задание словарной разминки предлагает подобрать синонимы к нескольким словам. Учащиеся могут расширить круг слов, предложенный в учебнике. Так, к слову «обнести» предлагаются синонимы «окружить», «пропустить», «обойти всех». Можно предложить учащимся включить отдельные слова в предложения.

Читаем стихотворение «Илья Муромец». Можно прочитать произведение по ролям.

На вопрос, почему Илья Муромец покинул двор князя Владимира, дети отвечают своими словами, подкрепляя их цитатами.

Прежде всего, Илья оскорблен. Он говорит о том, что на пиру у Владимира его «обнесли чарой». Дети уточняют смысл слова «обнести» в данном контексте. Кроме того, Илья вообще плохо себя чувствует в «богатых сенях», среди «мраморных плит» и «царьградских курений».

Затем обращаемся к вопросу № 2. Учащиеся объясняют смысл слов: «И старик лицом суровым просветлел опять». Рассказывают о том, что происходило в этот момент в душе Ильи, говорят о причинах происшедших изменений. Илья опять оказался в родной для него стихии – на просторах русской природы: «Снова веет воли дикой на него простор».

После этого ученики сравнивают Илью Муромца в произведении, созданном народом, и стихотворении А. К. Толстого.

Поэт сохраняет в своем произведении чувства достоинства, независимости главного героя, его связь с родной землей, которые открылись детям в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Завершить урок можно чтением стихотворения Н. Асеева «Илья», помещенного в разделе «Читальный зал» (с. 88–89)

Дети объясняют смысл выражения: «Так проехал он по времени». Можно поразмышлять над шестой строфой стихотворения (с. 88):


Так проехал он по времени,
по стране во все концы;
у его стального стремени
встали новые бойцы.

Асеев утверждает, что лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

Дома дети готовятся к уроку внеклассного чтения, опираются на статью «Внеклассное чтение» на с. 82.


Урок 24

Внеклассное чтение былин о русских богатырях

Дети представляют книги, в которых помещены былины о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Демонстрируют иллюстрации, помещенные в них. Читают особенно понравившиеся фрагменты из прочтенных былин. Рассказывают о подвигах богатырей, об их противниках.

Затем сравнивают их с Ильей Муромцем. Объясняют, кто из богатырей и чем больше понравился.

Дома учащиеся читают былину «На заставе богатырской», размышляют над вопросами на с. 93.


Урок 25

Внеклассное чтение

Школьникам следует напомнить, что события происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов. На вопрос: «Почему собрались богатыри на заставе?» – отвечают словами текста: «Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного». Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу».

Ребята рассказывают об индивидуальных качествах богатырей, стоящих на заставе, объясняют, почему Илья Муромец отправил на битву Добрыню. Отвечая на вопрос № 2: «Какие качества Ильи проявились во время боя?» – ребята должны отметить понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.

Завершается беседа высказываниями учащихся о том, как изменилось отношение врага к Илье Муромцу.

Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью. После этого обращаемся к репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Беседа ведется по вопросам на с. 87.

Богатыри изображены на фоне бескрайних просторов: холмы, покрытые лесами, степи, расстилающиеся за ними. Тяжелые облака плывут по небу, нет яркого солнечного света. Тревога и внутреннее напряжение чувствуются в природе. В состоянии напряжения и внутренней тревоги находятся богатыри.

Дети должны рассказать о позах, жестах, выражении лица богатырей. Важно то, как много они говорят об особенностях их характера, внутреннего состояния.

Добрыня, сидящий на белом коне, его конь с развевающейся гривой и хвостом, уже готов к действию, наполовину вынул меч из ножен, красный шлем прижал к груди.

Можно сообщить детям, что художник придал Добрыне сходство с собственной внешностью. Илья достаточно напряженно вглядывается в даль, он еще отдыхает, ногу вынул из стремени, не встревожены пока всадник и конь. Алеша Попович, самый хитрый из богатырей, кажется расслабленным, плечи его опущены, но руки крепко сжимают лук, глаза внимательно вглядываются в ту же сторону. И конь его словно бы разглядывает траву, но в то же время в нем чувствуется внутреннее напряжение.

Дома учащиеся подбирают книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.

Русская народная сказка "Василиса Прекрасная"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Василиса Прекрасная" и их характеристика

  1. Василиса Прекрасная, красивая, добрая работящая. Настоящая мастерица на все руки. Покладистая, вежливая, послушная.
  2. Мачеха и ее дочери. Злые и некрасивые.
  3. Отец Василисы, купец, вечно в разъездах
  4. Баба-яга. Страшная, волшебная, но справедливая.
  5. Старушка. Добрая, милая.
  6. Царь. Романтик.
План пересказа сказки "Василиса Прекрасная"
  1. Смерть матери
  2. Дар матери
  3. Мачеха и ее дочери
  4. Кукла помогает Василисе
  5. Потушенная свеча
  6. В лес к бабе-яге
  7. Всадники
  8. Черепа и ворота
  9. Баба-яга
  10. Первое задание
  11. Помощь куклы
  12. Второе задание
  13. Снова кукла
  14. Расспросы о всадника
  15. Нам благославленных не надо
  16. Череп бабы-яги
  17. Смерть мачехи
  18. Старушка и лен
  19. Рубашки
  20. Царь и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки "Василиса Прекрасная" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отец Василисы женится на вдове, и мачеха заставляет падчерицу работать, а кукла той помогает.
  2. Василису отправляют в лес к бабе-яге за огнем.
  3. Василиса видит в лесу всадников и встречает бабу-ягу
  4. Баба-яга дает Василисе задания и та, с помощью куклы, их выполняет.
  5. Баба-яга дает Василисе череп и тот сжигает мачеху и ее дочерей
  6. Василиса прядет, ткет, шьет рубашки и выходит замуж за царя
Главная мысль сказки "Василиса Прекрасная"
Кто не боится работы, не ленится, не делает никому зла, все равно будет счастливым.

Чему учит сказка "Василиса Прекрасная"
Сказка учит не лениться, трудиться, быть послушным и добрым. Учит не боятся трудностей, учит слушаться родителей. Учит, что всего в жизни можно добиться своим трудом. Учит тому, что зло само себя наказывает.

Отзыв на сказку "Василиса Прекрасная"
Мне очень нравится эта сказка, в которой много волшебства и много приключений. Девушка Василиса была настоящая русская красавица - белолицая, полненькая, умелая мастерица, она отличалась кротким и добрым нравом. А потому все у нее получилось и стала он женой царя, а те, кто ее несправедливо обижали, умерли страшной смертью.

Пословицы к сказке "Василиса Прекрасная"
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Доброе дело два века живет.
Злой человек злее волка.
День да ночь - сутки прочь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Василиса Прекрасная"
Жил-был купец и была у него дочь Василиса Прекрасная. Мать девочки умерла, когда той было 8 лет, и умирая оставила дочери куклу, наказав всегда ее держать при себе, а в случае опасности покормить, и делать, что кукла скажет.
Потужил купец, и на вдове женился. А у той самой две дочери. Злая оказалась мачеха, стала нагружать Василису работой, со света белого сжить хотела. А Василиса только краше становилась. Ведь даст ей мачеха задание, Василиса куклу покормит, та за нее всю работу сделает, а Василиса только на травке лежит.
Посылала мачеха Василису и в лес, думая, что там ее баба-яга поймает, но кукла отводила Василису от дома бабы-яги.
И вот однажды дала мачеха всем девушкам задания и оставила им одну свечу. А дочь ее взяла, да свечку погасила, вроде как ненароком, а на самом деле по указке матери.
И послали дочери Василису к бабе-яге, за свечой. Василиса к кукле приходит, рассказывает, а та советует ей ничего не бояться, а ее с собой взять.
И вот пошла Василиса через лес. Мимо как раз всадник белый проскакал. Сразу рассвет наступил. Потом всадник красный проскакал - солнце взошло. Шла Василиса целый день и до дома бабы-яги дошла. А дом огражден забором, а на заборе черепа висят. Ворота с руками и замок на них с зубами острыми. Мимо всадник черный проскакал и ночь наступила.
Но зажглись глаза у черепов, светло стало как днем. Появляется баба-яга в ступе. Увидела Василису, спрашивает, что он здесь делает. А та и рассказывает, что мачеха ее за свечой послала. Оставила баба-яга Василису у себя, стала задания давать. Дом вычистить, двор подмести, обед приготовить, пшеницу от гороха отделить.
На следующее утро как проскакал красный всадник, улетела баба-яга. Хотела Василиса за работу приниматься, а все уже сделано куклой. Стала она бабу-ягу ждать. Явилась баба-яга, придраться ей не к чему. Позвала слуг, появились три пары рук, смололи пшеницу. Поела и на следующий день то же самое сказала сделать. Только еще мак от земли очистить по зернышку.
Опять Василиса с куколкой все сделали. Явилась баба-яга, позвала слуг, выжали они из мака масло. Поела баба-яга, стала Василиса вопросы задавать. Про всадников первым делом спросила. Про белого баба-яга ответила, что день то ясный, про красного - что солнышко, а про черного - что ночь. А про три пары рук Василиса спрашивать не стала. Похвалила ее за это баба-яга. Сама стала спрашивать, как так получается у Василисы всю работы выполнить. А Василиса и говорит, что это матушкино благославление.
Рассердилась баба-яга. Вытолкала Василисы за ворота, говорит не нужно ей здесь благославленных. Дала Василисе череп, огонь для мачехи и сестер.
Побежала Василиса домой. Уже у ворот хотела выбросить череп, а тот говорит, ей, чтобы не бросала. Занесла она череп в дом, а огни из его глаз начали мачеху и дочерей ее жечь. Жгли, жгли, только три кучки пепла осталось.
Ушла Василиса в старушке-соседке и стала у нее отца дожидаться. А пока суть да дело, решила попрясть. Попросила у старушки льна, да спряла пряжу, тонкую, да пушистую. А вот гребней нет подходящих, чтобы пряжу ту в полотно превратить.
Но тут куколка ей помогла, сделала чудесный стан. Наткала Василиса полотна, отдает старушке. Говорит, чтобы продала та полотно, а деньги себе взяла. Отнесла старуха полотно самому царю, тот обрадовался стал требовать, чтобы из полотна рубашки сшили. Ни одна мастерица за работу не берется.
Позвал царь старуху, ей задание дает - умела ткать, умей и рубашку сшить. Сшила Василиса рубашки, отдала старушке, села у окна царя ждать. Приходит слуга царский, говорит, что царь мастерицу к себе требует.
Пошла Василиса к царю, царь увидел ее и влюбился без памяти. Поженились они.
Тут и отец вернулся, порадовался за дочь у нее стал жить. И старушку Василиса к себе взяла, а куклу все равно в кармане носит.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Василиса Прекрасная"

Любая сказка по-своему уникальна и неповторима. Сюжетная линия захватывающая, оригинальная. В детстве родители неоднократно читали детям историю, которая называется «Василиса Прекрасная». Русская народная сказка учила доброте, пониманию, уважению и выдержке.

Если проанализировать все русские сказки, то напрашивается вывод о том, что в любой из них можно отыскать определенную идею. Изначально сказка идет в одном русле, но неожиданно мысль меняется, хотя и суть остается прежней, неизменной.

Страхи человечества

Ребенок боится чудищ, живущих у него под кроватью, темноты, а у взрослого более серьезные страхи, переборов которые, ты переходишь на новую жизненную ступень. «Василиса Прекрасная» - русская народная сказка, основой которой является страх, испытываемый человеком практически ежедневно и изо дня в день на протяжении всей жизни. Он присутствует везде, пусть иногда и может показаться, что причин для него нет. В жизни человека он занимает много места независимо от возраста.

К примеру, он начинает закрадываться в наше сердце, когда ребенок далеко от нас и нам не известно, что с ним в настоящее время происходит. Как можно помочь своему малышу и подсказать правильную тропу в жизни?

Мистическая куколка-оберег

В сказке идет речь о том, что перед смертью мать Василисы позвала к себе доченьку и дала ей куклу, которая, по ее словам, должна оберегать девушку от несчастий и бед. Каким образом мать пыталась защитить дочь, что она могла сделать после своего ухода? Передать ей частичку себя, своей доброты, души и любви, воплотив все эти почести в кукле, которую смастерила собственноручно.

Между прочим, также имели кукол, которые помогали им во всем, такая куколка и была у Василисы, она не просто лежала, а оживала, кушала и давала дельные советы, указывала дорогу, помогала быстро и слаженно проделать определенную работу, которую задавала мачеха, с ней справлялась Василиса Прекрасная. Краткое содержание поможет понять, почему в мире столько жестокости, ненависти и злобы и как с ней справиться.

Наши предки имели в своем арсенале различных кукол, созданных в помощь женщине, к примеру, все успевать по дому, родить здоровых и красивых детей, избавляться от морального мусора, завистников, сплетников. Подобный оберег был и у сказочной девушки Василисы.

В далекие времена люди создавали обереги, основная функция которых заключалась в помощи, направлении. Когда создавалась подобная кукла, женщина как бы передавала свою доброту, она читала молитву - и та обретала мистическую силу.

Эти куклы не использовались для игр. Хранить их нужно было вдали от посторонних глаз. В основном их давали в день свадьбы или как, к примеру, в сказке, перед смертью. Было мнение о том, что такая кукла поможет сохранить семейный очаг, принесет в дом любовь, доброту, тепло. Такая куколка и была подарена матерью Василисе.

Сделать подобный оберег каждый не мог, изначально необходимо было познать целую науку. Это делалось исключительно для другого человека, если его смастерить для себя, то магическую силу он не приобретет. Важно соблюдение специального обряда, то есть тайны и чистоты души и помыслов.

«Василиса Прекрасная» - русская народная сказка, а, как известно, народ всегда хранил определенные тайны и загадки, о которых знали не многие. К примеру, те же обереги. Как их создавать, какие обряды соблюдать, было известно матерям и бабушкам.

Огромную силу имели обереги, которые изготавливались родственниками по крови. В момент создания необходимо было думать только о человеке, для которого делался подобный оберег, кроме этого, запрещалось применение колющих и режущих предметов, его необходимо было сматывать нитками и делать из соломы или лоскутков ткани. Считалось, что острые ножницы или игла убивают чистую и непорочную душу, которая вселилась в куколку. Существовал также обычай передачи этого оберега по наследству от прабабушки к внучке и так далее.

«Василиса Прекрасная»: краткое содержание и главные герои поучительной истории

Имя Василиса означает сила, смелость, смекалка. А какова характеристика Василисы Прекрасной, были ли у девушки чесноты и положительные качества? Сама по себе это стойкая, сильная девушка, которая не боится ни тягот судьбы, ни тяжелой и непосильной работы. Она рано остается без матери, та умирает от болезни. Отец - мужчина, судьба которого также нелегка. Он вынужден от зари и до вечера тяжело трудиться для того, чтобы у его любимой дочки был кусок хлеба.

Но в моральном плане ему одному сложно без женского плеча и помощи, поэтому после смерти своей жены он решает связать себя узами брака с другой женщиной, как ему кажется, доброй и хорошей матерью.

Итак, мать девушки умирает, отец решает жениться на другой женщине, страдает Василиса Прекрасная. Русская сказка повествует о том, что у мачехи были и свои дочери, поэтому она невзлюбила приемную дочку. Девушка была намного добрее и красивее ее собственных дочерей, и мачеха всячески ущемляла ее, унижала и заставляла трудиться до устали, чтобы погубить красоту девушки и сломить ее твердость и решительность во всем.

И вот, в один прекрасный день она решила избавиться от ненавистной падчерицы. Пока мужа не было дома, дает задание девочке сходить в лес и принести огня, так как в доме закончились все свечи и стало темно, невозможно что-либо сделать. Девочке ничего не остается, как пойти в темный, страшный и в котором живет Баба-Яга, ведь только у нее есть огонь.

Баба-Яга как мистическая сила справедливости и добра

В сказках Баба-Яга всегда считалась загадочным существом. Немного странно, но злая и жестокая женщина, если рассмотреть ее более детально, выглядит в моральном плане намного лучше, чем названая мать Василисы.

Наши предки веровали, что Яга - хранительница мира мертвых и живых, она находится посредине и не дает пересечь подобную границу ни одной из сторон. Для понимания мало будет только трактовать одну эту сказку, необходимо достаточно тщательно проанализировать другие русские сказки и провести параллель между обрядами и верованиями наших прадедов. Давайте подумаем, ведь эта бабка не такая уж злая, она может быть и доброй, и хитрой, и одновременно справедливой. Такая же и Василиса Прекрасная. Краткое содержание сказки не сможет раскрыть суть и понимание всех героев, необходимо вчитываться в каждую деталь, стараться познать внутренний мир каждого отдельно.

Баба-Яга знала, как живется девочке у мачехи, и поэтому не могла смотреть, закрыв глаза на вопиющую несправедливость, решила наказать виновницу Василисиных страданий, но об этом немного позже.

Вечная борьба христианства с язычеством

Итак, девочка, перед тем как отправиться в темный, страшный, огромный лес, полный мистических существ и разъяренных животных, которые были готовы разорвать без промедления потерявшегося путника, берет куколку, подаренную матерью, крестится и укладывает ее в карман своего пальто.

Здесь сразу возникает вопрос о том, каким образом возможно одновременное сосуществование христианства и язычества? Конечно, но с древних пор христианство, во что бы то ни стало, старалось полностью искоренить язычество и уничтожить его, похоронив под тенью лет.

Странно, но предки приносили и жертвоприношения, одновременно крестились и просили помощи у Бога. Объяснение просто: все из чего-то начиналось, брало свои истоки, истина неразделима и было очень сложно распрощаться с тем, к чему привык, во что с детства веруешь. А в этой сказке сохранены крупицы прошлого, для того чтобы донести нынешнему поколению настоящую и незыблемую истину, без которой нынешняя жизнь невозможна.

Изба на курьих ножках, помело и ступа существуют реально?

Вот девушка благодаря своей куколке, которая указывала ей дорогу, добралась до избушки Бабы-Яги для того, чтобы та дала ей огня. Уже привычным для нас является домик, в котором живет старушка, но помело и ступа как здесь очутились и какова их роль?

У наших предков был интересный обряд, который состоял в том, чтобы тело усопшего схоронить в специальном домике, установленном на высоком древнем дереве. Подобное жилище считалось местом обитания души человека, который умер.

Для того чтобы она в итоге нашла покой, в такой могиле размещали небольшую куклу, помогавшую душе в проходе между миром живых и мертвых. Кроме этого, в подобном домике отсутствовали окошки и двери, точно так же как и в избушке Бабы-Яги. Это можно объяснить тем, что окна и двери делались в доме живых, а мертвым это было ни к чему, достаточно было только одного входного отверстия, чтобы в итоге душа смогла найти себе пристанище.

Не стоит забывать и о крыльце, которое присутствовало в домике Бабы-Яги. Все связано с тем, что в реальной, не сказочной жизни, в таком домике для усопшего не было ступеней, он располагался высоко на дереве. Родственники, которые приходили для того, чтобы проведать умершего, брали с собой кусок бревна, приставляли его, таким образом добирались к отверстию и отдавали дань усопшему.

Народная сказка «Василиса Прекрасная» обращается и к древней магии. Давайте попытаемся понять, что собой представляла ступа с помелом. К примеру, в быту у древних славян существовал такой обычай, когда бабка-повитуха брала ступу и специальную большую дубовую палку и начинала в ней толочь воду.

Подобные действия говорили о зарождении и соединении мужского с женским началом, а вода использовалась, так как считалось, что именно в ней происходит В нашей сказке Баба-Яга лихо справляется с этими деталями, выходит, что именно она считается богиней и покровительницей женщин, а значит, всегда готова в трудную минуту подсказать, помочь и направить на нужную дорогу.

Жизненный баланс между добром и злом

Для чего же отправилась она к Бабе-Яге? Конечно же, для того чтобы получить защиту и справедливость. На самом деле старушка не была злодейкой, не губила человеческие жизни, не ела детей. Она была справедливой, не выносила злодейств, а виноватых она наказывала, они умирали, не дойдя домой, а их черепа украшал забор, но не прекращали страдать за те злодеяния, которые совершали при жизни, это что-то вроде ада и рая, вечной развилки для тех, кто заслуживает вселенского покоя или наказания.

Баба-Яга выступала вроде богини справедливости, которая ни перед чем не поступалась. Если человек доказывал, что его мысли, душа чисты, она отпускала его восвояси, а зло и жестокость уничтожала, таким образом создавая баланс на Земле, без которого невозможно существовать.

Не все, кто отправлялся за помощью к ведьме, могли вернуться от нее живыми, не всем открывалась дорога в царство тьмы. Все, кто не мог выполнить ее задания, были злыми, черствыми и жестокими, не выбирались из леса живыми. Об этом свидетельствуют черепы, которые висят на заборе возле избы на куриных ножках, а кто избежал подобной участи - не иначе как Василиса Прекрасная, краткое содержание сказки об этом повествует.

Василиса Прекрасная как символ чистоты, непорочности и трудолюбия

Перед тем как понять, какая судьба ожидает девушку Василису, Баба-Яга дала ей сложное задание, которое и должно было решить, как быть дальше. Вот после этого и открывались качества ведьмы, она была либо справедливой и доброй, или, наоборот, злой и жестокой.

Василиса выполнила все задания Бабы-Яги на отлично, доказала, что она невинное создание, которое заслуживает покоя и радости. Та, в свою очередь, дала ей мудрость и наказала обидчиков. Мать и дочери, после того как ушла Василиса, долго сидели без огня в доме, вернулся отец и также страдал без присутствия жизненного пламени.

Девушка трудилась, а тех, кто работает, почитают. По заданию ведьмы Василиса наткала исключительную ткань (возможно, шелк), которая отличалась легкостью и прозрачностью. Старуха отнесла ее батюшке-царю и продала, тот был в неописуемом восторге, ведь подобного он в жизни не видел.

Поступил приказ в королевстве из этой уникальной ткани сшить такую же потрясающую рубашку, но, к сожалению, это никому не было под силу, кроме Василисы. За время, пока девушка работала, царь влюбился в трудолюбивую красавицу и женился на ней. «Василиса Прекрасная» - русская народная сказка, которая научит детей справедливости и доброте.

Наши прабабушки перед замужеством запирались в комнате и трудились над пошивом рубашки для суженого, как происходит сам процесс, никто не должен был знать, иначе могли сглазить, и будущая супружеская жизнь была бы чревата разногласиями, скандалами между парой. Тайна кроется в вышивании специальных заговоренных знаков, символов, которые имели мистическую силу и помогали на протяжении всей жизни супругам.

Три всадника как символ жизни

Благодаря Бабе-Яге Василиса сильно изменилась, она стала неузнаваемой, главное, обрела настоящее жизненное счастье - семью. Качества Василисы Прекрасной говорят о многом: она чиста душой, верит в мистические силы, уважает старших и не перечит им.

Идя по пути, девушка встретила трех всадников, которых никогда раньше не видела, и что интересно, они скакали к хижине Бабы-Яги.

Ни у кого не хватало смелости признаться в том, что солнце, ночь и день являются его слугами, а старуха с крючковатым носом говорила, что это ее верные соратники и помощники. А возможно, Баба-Яга на самом деле не так уж и проста, как кажется, и выступает в качестве одного из древних богов и считается матерью человечества, родившейся еще до сотворения всего мира?

Молодцы и девушки в походе за правдой

Если копнуть еще глубже, и это видно по сказке, что добрые молодцы, девушки не просто шли к этой старухе через дремучие леса и реки, а искали правды, утешения и помощи, что и случилось с девушкой. К таким молодым людям относятся Василиса Прекрасная и Иван Царевич. Как и в большинстве сказок, рассказ о жизни Василисы Прекрасной окончился свадебной церемонией. Она нашла путь к Бабе-Яге, та помогла ей стать мудрее и умнее. О том, как мудра Василиса Прекрасная, краткое содержание сказкиговорит, ведь девушка точно знает, что будет дальше, у нее появился дар угадывать события, ведь, говорит, после того как создала нежный материал, ей придется шить рубашки царю, так как никто больше не знает, как это сделать.

Итак, можно сделать вывод о том, что не взгляд черепа убил завистливых мать и ее дочерей, а их злость, жестокость, от которых страдала Василиса. Сказка еще способна посеять в душу читателя сопереживание к девушке, позволить ощутить несправедливость, жестокость и неописуемый восторг и радость от того, что, наконец, все трудности на пути главной героини увенчались успехом и счастьем.

«Василиса Прекрасная»! Какая сказка! Сколько в ней поучительного! Девушка, в свою очередь, смогла пройти все испытания Бабы-Яги благодаря своей уступчивости, смекалке, и душе, воплотившейся в куколке, подаренной родным человеком.

Благодаря тому что история захватывающая, интересная, был создан мультик «Василиса Прекрасная», от которого в восторг пришли не только дети, но и взрослые. Персонажи отражают всю глубину и нравоучения русского народа. Вот такое содержание сказки «Василиса Прекрасная».