Биография риммы казаковой. «Я душу научусь оберегать…»: вечер-эссе о творчестве поэтессы Риммы Казаковой I

Я в мире громовых речей — смущённая заика,

c тавром неизбранности лоб среди спесивых лбов.

Я — ветер неба и земли, ликующая Ника

там, где в защите и любви нуждается любовь!

Шли годы. Но краски этого автопортрета Риммы Казаковой начала 1970-х были, как прежде, ярки и свежи.

Темпераментная, жаждущая справедливости, социально активная, лёгкая на подъём, верная своему призванию. Касалось ли это, например, организации в бытность её секретарём Союза писателей СССР Пушкинских праздников поэзии в стране, Дней литературы разных народов, возрождения поэтических вечеров в Политехническом музее, проведения Совещаний молодых писателей. Или — рутинной работы с начинающими авторами.

Так, в 1990-х, решив создать для молодых поэтов среду для общения, открыла при Центральном доме литераторов Клуб одного стихотворения. Вела авторскую рубрику в «Книжном обозрении», где, по её словам, «от одарённых ребят, желающих напечатать свои стихи, нет отбоя. Нередко после первых газетных публикаций у кого-то из них выходили книжки». Чем объяснить это стремление и готовность помочь молодым талантам? Внутренней потребностью. Ответственностью перед своими наставниками.

«В своё время у меня, — вспоминала Римма Казакова, — были очень хорошие учителя: Александр Твардовский , Константин Симонов , Михаил Светлов . Они внушили мне родительское чувство по отношению к тем, кто идёт за мной ».

Неслучайно в июле 2008 года, спустя несколько месяцев после смерти Риммы Казаковой, Союз писателей Москвы, который начиная с 1999 года она возглавляла, принял решение учредить ежегодную литературную премию имени Риммы Казаковой «Начало» для поощрения молодых наиболее ярких и талантливых поэтов, не достигших возраста тридцати пяти лет. Эта премия присуждается по результатам Всероссийского форума молодых писателей, который традиционно проходит в подмосковных Липках. Объявление имён лауреатов происходит в день памяти Риммы Казаковой — 19 мая. В 2009 году первым лауреатом премии «Начало» стала Наталья Полякова , в 2013-м, уже пятым, — Роман Рубанов .

Вот ещё один автопортрет Риммы Казаковой, датированный 1990 годом:

Вот опять счастливая, слепая,

в неосуществимо влипаю,

смелым сердцем стену прошибаю

и всё так же не щажу его!

Правда, в последние годы жизни Римма Казакова, по её словам, училась соизмерять свои силы, убеждая себя: «У тебя больное сердце. Всех дел не переделаешь. Подумай, какие из них сегодня можно отложить. Полежи, отдохни ». Но и она же признавала: «Отдыхать не умею и вообще, не знаю, что это такое. Некогда. Очень много времени занимает работа в Союзе писателей Москвы. Если выпадает свободный вечер, иду слушать музыку. Реже хожу в театры. Терпеть не могу ночные клубы, но, когда меня зовут туда мои поющие друзья-музыканты, приходится идти ».

О друзьях-музыкантах Римма Казакова упомянула недаром. Стихи этого поэта часто перекладывали на музыку. И появлялись песни, любимые и популярные. Среди частых соавторов Риммы Казаковой — композитор Игорь Крутой («Безответная любовь», «Молитва», «День рождения любви», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь»). Сотрудничала с Александрой Пахмутовой («Ненаглядный мой»), которая, собственно, вместе с Майей Кристалинской и «открыла» её стихам дорогу на эстраду в 1970 году, а также с Михаилом Муромовым и Андреем Зубковым («Ариадна»), Андреем Савченко («Поздняя женщина»).

…Открыла наугад подаренные Риммой Казаковой книги — «Наугад» и «Стихи и песни». И наугад стала читать. Но знакомые строки как будто стали иными. Убеждаясь опять и опять в точности ахматовских строк: «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты. / По-другому глаза глядят, и губы / Улыбаются другой улыбкой», — понимаешь, что и его стихи вдруг обретают новый смысл и тональность.

С Риммой Казаковой мы встречались для беседы трижды — в 1995-м, 1997-м и 2000-м. Сначала в писательском доме в Протопоповском переулке. Потом в профессорском — на улице Чаянова, куда она переехала, чтобы жить отдельно от взрослого сына — прозаика Егора Радова . Потому как взрослые дети, считала она, должны жить отдельно, иначе незаметно превратишься в домработницу.

Впрочем, проявляла характер Римма Казакова не однажды. Родители назвали дочь Рэмо — Революция, Электрификация, Мировой Октябрь. В двадцать лет Рэмо взяла себе другое имя — Римма, что в переводе с испанского языка (немало стихов с которого, как и со словацкого, немецкого, чешского, не говоря уже о языках народов бывшего СССР, будет потом переводить) означает «рифма». После окончания в 1954 году исторического факультета Ленинградского государственного университета уехала в Хабаровск — чтобы «разобраться в самой себе». «И до того доразбиралась в себе, что в 1959 году 1 апреля — была ли то шутка? — меня приняли в Союз писателей СССР, а немногим раньше, в 1958 году, там же, в Хабаровске, вышла моя первая книжка стихов „Встретимся на Востоке“». С этой книжки, собственно, и началась её литературная судьба. Но стихи печатала ещё с 1955-го в журнале «Дальний Восток».

Семь лет проработав на Дальнем Востоке лектором, преподавателем, редактором в газете, ассистентом режиссёра на студии документальных фильмов, приехала в Москву. В 1960-м — вторая по счёту и первая изданная здесь книжка стихов «Там, где ты». В 1964-м окончила Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. В 1976—1981 годах Казакова была секретарём правления Союза писателей СССР (единственная женщина, занимавшая этот пост). «Просто в ЦК сказали, что надо одну женщину, и выбор пал на меня. Наверное, это была их ошибка, потому что я проработала всего один срок и меня, что называется, не по доброй воле заставили уйти».

…Её родина — Крым, Севастополь. Мать Софья Александровна Шульман работала секретарём-машинисткой, отец Фёдор Лазаревич Казаков был военным. И семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон. К слову, пути-дороги станут потом неотъемлемой составляющей жизни и творчества поэта — исколесит-объездит не только всю страну, бывший СССР, но и почти весь мир («Лечу домой, где долго не была, / в клубке туманов, туч, надземных ветров»; «Со скольких мест, со скольких мест / срывалась, чтоб опять сорвать c я, / покинув пограничный Брест, / куда-нибудь под Южный Крест, / куда не так легко собраться! / Какой отпущен мне метраж / на киноленту о дороге? / Что — истина, а что — мираж: / мой дом — или Париж, Мадрас, / Хангая чёрные отроги?»).

В Белоруссии прошло детство. Ленинград, учёба в школе. Ей было девять лет, когда началась Великая Отечественная война. Поезд, увозивший девочку с братом в эвакуацию в Удмуртию, разбомбили по дороге на Малую Вишеру. И, как много позже она напишет в мемуарном очерке, «мама долго не знала, живы ли мы, где мы и что с нами». Cлед того времени остался в ней навсегда. Подтверждением тому стихи, написанные почти шесть десятилетий спустя:

Были сумрачными и густыми

леса моего детства.

Скрытно радовались и грустили

леса моего детства.

Предуралье. Военный год.

Море горестей и невзгод.

Голодно. Холодно. Страшно и тесно.

Но есть леса моего детства <…>

Там были рыжики и морошка,

Река — с переливами нежного плеска…

И немного света,

совсем немножко —

света моего детства.

Я не боялась бродить в лесу,

пропадать часами безвестно.

Тот урок и поныне по жизни несу,

леса моего детства!

Не боюсь одинокой глухой тишины,

знаю от всех неурядиц средство,

дебри жизни мне не страшны,

леса моего детства!

…Я вернулась к вам через столько лет <…>

Вспоминаю тот скромный начальный класс,

выхожу к доске и смущённо, и дерзко

открываю, как много во мне от вас,

леса моего детства!

После войны — Германия, земля Саксония, где отец занимал должность военного коменданта в одном из городов. Снова Ленинград…

«Стихи писала с детства, не подозревая, что они станут моей профессией, чем-то основополагающим в жизни. Считала, как один хорошо танцует, второй — шьёт-вяжет, так третий — пишет стихи. Тем более что на историческим факультете Ленинградского университета вместе со мной учились очень много талантливых ребят, и я была не лучшая из них».

Моя религия, поэзия,

Моление — до искр из глаз!

Все пальцы у меня порезаны

О рифы рифм и фрезы фраз.

В своих стихах почти всегда Римма Казакова говорит от первого лица. На вопрос, выражает ли она таким образом саму себя или некую лирическую героиню, ответила так: «Никогда об этом не задумывалась. Наверное, всё-таки саму себя». Об этом же свидетельствует порой обескураживающая читателя своей открытостью и откровенностью биографичность её стихов. Вот, например:

…Мне всегда не хватало

баскетбольного роста.

Не хватало косы.

Не хватало красы.

Не хватало

на кофточки и на часы.

Не хватало товарища,

чтоб провожал,

что в подъезде

за варежку

подержал.

Долго замуж не брали —

не хватало загадочности.

Брать не брали,

а врали

о морали,

порядочности.

Мне о радости

радио

звонко болтало,

лопотало…

А мне всё равно

не хватало.

Не хватало мне марта,

потеплевшего тало,

доброты и доверия

Мне не хватало.

Не хватало,

как влаги земле обожжённой,

не хватало мне

истины обнажённой.

Кстати, о «кофточке», «варежке», «доверии» и «некрасивости».

«Когда мне было шестнадцать, — пишет она в том же мемуарном очерке, — я всё время хотела есть, война кончилась, но время было всё ещё голодное, при виде какого-нибудь задрипанного пирожка с ливером или халы, обсыпанной маком, в утробе закипала горячая радость. Когда мне было шестнадцать, я и не помышляла влюбиться, потому что существовало раздельное обучение <…> Наш класс заочно дружил с подготами — курсантами подготовительного морского училища. Мы с ними весело переписывались, а когда они приходили раз в год к нам в школу на вечерушку с танцами, и они, и мы жались по стенкам: боялись друг друга и бдящих учителей <…> Когда мне было шестнадцать, я не думала, как я выгляжу, но однажды, прослушав что-то о себе у подруг, спросила маму: „Я некрасивая?“ Мама припечатала убедительно и наотмашь: „Зато умная!“ И на долгие годы отодвинула мою надежду… ».

И ещё: «Будущий муж, приехавший меня из столицы сватать аж на любимый Дальний Восток, спросил: „А почему у тебя одно платье?“ Я заплакала. Он обещал купить много платьев. Но все годы нашей совместной жизни у него, довольно известного писателя, был один хороший костюм, пара штапельных рубашек и одни штиблеты, правда, французские. И сын наш родился, можно сказать, „на улицу“, квартира — если, конечно, её квартирой назвать можно, — появилась года три спустя ».

Что же до личной жизни… «У меня был очень негативный и несерьёзный опыт личной жизни. Нормальная семья немыслима без любви ».

И — та же беспощадная откровенность в стихах.

Например:

Была бы я шикарной женщиной,

всё обошлось бы малой болью <.>

Была б я женщиной роскошною, —

простая серенькая птица, —

со мной монетою расхожею

вы б не пытались расплатиться.

Или вот опять же о любви:

Забыла всё, сумела всё забыть.

Подумаешь, переболела корью!

Срастила перелом… Ещё не горе.

Но не могу в башку дурную вбить:

ну как ты научил меня любить

когда не знаешь, что это такое!

Не прошло —

Каждый день просыпаюсь от жажды

Не угасшей мечты

И любви насовсем.

И — буквально тут же:

Прощай, любовь! Твоя эпоха кончилась.

Кого-то привечай и причащай.

Как роды, помню, как ты в муках корчилась.

Теперь — не боль, — печаль. Любовь, прощай!

Прощай, любовь, мгновенный дар бесценный <…>

Ты на весах равнялась жизни целой.

Жизнь перевесила.

И всё ж —

твой верх,

любовь!

Уже по названиям сборников стихов Риммы Казаковой, выходивших один за другим: «Избранная лирика» (1964), «В тайге не плачут», «Пятницы» (оба — 1965), «Поверить снегу» (1967), «Ёлки зелёные» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Страна Любовь» (1980), «Пробный камень» (1982), «Сойди с холма» (1984), «Сюжет надежды» (1991), «Возлюби» (1996), «Ломка» (1997), «Стихи и песни» (2000), «На баррикадах любви» (2002), «Наперекор» (2003), «Мгновение, тебя благодарю», «Ты меня любишь», «Стихи о любви» (все — 2006), — нетрудно догадаться об основной теме этого поэта. Себя и своих коллег причисляла к певцам «любви, добра и веры».

Нам, художникам, просто.

Где сломает мозги кто угодно,

нам неймётся, поётся

и в пространстве, и в клетке свободно.

На спасительный дождик

откликается сущее наше.

И шагает художник,

воротник, как подросток, поднявши.

Не дрожит и не тужит,

никому не грозит, не карает,

запускает по лужам

свой бессмертный кораблик.

Однако представление Риммы Казаковой о поэзии довольно жёсткое для женщины — «<…> мужичье дело, / воловий труд, солёный пот». «То был мой испуг перед жребием, который мне выпал , — объясняет она. — Наверное, не совсем точное слово «мужичье». Но работа поэта действительно страшно трудная. Отсюда в том стихотворении следующие строки: «Зачем же / Орлеанской девой / в поэты девочка идёт?».

Николай Павлович Задорнов , писатель-романист, с которым я познакомилась на Дальнем Востоке, однажды сказал мне: «Девочка моя, если бы вы знали, какую профессию избрали! Быть рыбаком, моряком, лётчиком — это в тысячу раз женское дело, нежели то, чем вы решили заниматьс я! »"

И она же: «Писать стихи приятно, сладостно и замечательно. Но они связаны с таким количеством других аспектов, о которых иногда и не подозреваешь, в такие переплёты порой попадаешь! Поэзия всё равно борьба. И борьба — общественная.

Во время войны в Афганистане я написала стихи, точнее, песню «Не посылайте детей на войну!». Показала композитору Оскару Фельцману . Он: «Спрячь. Посадят. А то — и того хуже…»

А стихи были простые:

Не посылайте детей на войну!

В мире о стольких — лишь вечная память…

Чью-то ошибку и чью-то вину

Не заставляйте исправить".

А ещё раньше, в 1960-е, Римма Казакова написала и во всеуслышание прочитала стихотворение «Дед похоронен на еврейском кладбище… », что, по сути, означало вызов «общественному мнению». Три десятилетия спустя, в очередную волну антисемитизма в стране, проявлением гражданской позиции поэта стала публикация стихотворений «Переделкино. Август, 1990», больше известное по первой строке «Уезжают русские евреи… », и «Частное письмо » (1991) — на ту же тему. Впоследствии она печатала их под объединяющим заголовком «Исход».

Не уезжай, мой милый, не покинь

какое-никакое, но — отечество.

Твоя душа давно по праву мечется,

но заклинаю, жертва и ответчица:

в чужой вселенной для меня не сгинь!

Будь выше травли, предрассудков, зла,

на правду обопрись и на несильное

плечо моё.

Нет, не гнездо осиное

погромщиков

зовём своей Россиею,

с которой в сердце я по жизни шла! <…>

Не уезжай! Как в песне давних лет,

я заклинаю своего голубчика.

И, может, что-то всё-таки получится,

и, где была одна печаль горючая,

сверкнёт надежды тоненький просвет…

Отличавшаяся мощным общественным темпераментом, Казакова была убеждена: «Поэт всегда личность, живущая и по законам, и против законов общества. Часто он бывает с ним в конфронтации. Однако только такими усилиями, а нередко даже жертвами общество движется дальше… Если бы политики, государственные деятели, да и просто рядовые граждане чаще бы прислушивались к слову поэта, многих ошибок наше общество могло бы избежать. Потому что как бы ни относился чиновный и нечиновный люд к тому, что диктует сердце, нередко это единственное нормальное человеческое мерило ».

Наше дело — донорство,

сколько ни отдашь,

выплеснуть до донышка

душу — страсть и блажь <…>

Это — не трюкачество,

не игра в слова,

если кровь выкачивать

и — дыша едва.

Кого из поэтов-современниц выделяла? Новеллу Матвееву , Беллу Ахмадулину , Тамару Жирмунскую , Татьяну Кузовлёву . На вопрос о своей дружбе с ними ответила так: «Применительно к нашим отношениям слово „дружба“ не подходит. Скорее, это любовь. У Маргариты Агашиной есть такие давние строки про журавлей: „Они всю жизнь летают рядом, / а это — / больше, чем любовь“. Так и мы — летаем рядом ».

Тамара Жирмунская, вспоминая Римму Казакову в своей новой книге «Нива жизни», напишет: «Поэтессы-шестидесятницы… Все мы жаждали справедливости, социальной, человеческой, семейной. Максималистки в гражданском смысле, мы частенько попадали впросак, когда речь шла о любви, о близости, о сложных человеческих отношениях. В лирике выплёскивали свои недоумения, чисто женские разочарования. Римма была одной из самых бескомпромиссных».

Неужели я всё написала,

искромсала всю жизнь на куски?

То печаль… То тоска наползала.

Ни печали уже, ни тоски <…>

Трудно с чувством конца

примириться.

Боль уже чуть слышна, но остра.

Я за жизнь буду биться, молиться!

И особенно — рано с утра…

…Ещё, казалось бы, недавно неизменная участница поэтических встреч, проходивших в огромных залах, или в сельских клубах, или вообще под открытым небом с собранной по случаю аудиторией, Римма Казакова остро переживала пропасть, образовавшуюся между писателями и читателями, отсутствие средств, в том числе материальных, с тем чтобы восстановить единение, необходимое тем, у кого не остыл интерес к поэзии. С горечью признавала: «<…> c тихи уже — не утоленье жажды»; «Стихи не нужны — / и поля опустели, / как будто бы птицы на юг улетели…»

Римму Казакову часто узнавали на улице. Нередко просили прочесть стихи. К подобным просьбам она относилась с пониманием, считая это выражением внимания и признания тех людей, для которых всю жизнь работала. И, по её словам, была им очень благодарна.

…Среди стихов последних десяти лет у Риммы Казаковой есть большое, что, в общем, ей, как поэту, не свойственно, стихотворение «Полнолуние». Вот отрывок из него:

<…>возможно ли прожить, расставшись с прошлым?

Перечеркнуть прекрасное нельзя.

Да и всегда, какой удел ни выпал,

моя судьба смотрела мне в глаза,

но я сама определяла выбор.

И, как его теперь ни назови,

пусть зачеркну всё, что со мною было,

я ошибалась в жизни и в любви

лишь потому, что я

жила,

любила!

И знаю: хороша или плоха,

я, как Христос, —

проверено веками —

могу сказать: пусть тот, кто без греха,

в меня не побоится бросить камень!

Скажу, что стала сильной, — и солгу.

Что нет любви…

Молю судьбу о ней!

Не всё умею и не всё могу —

вот это человечней и честнее.

держа свои несчастья на прицеле,

отыскивая новые пути

к себе самой и к не фальшивой цели.

Это стихотворение, как сказано в подзаголовке, «попытка исповеди»…

Римма Казакова cкоропостижно скончалась 19 мая 2008 года в санатории «Перхушково» Одинцовского района Московской области. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

…Через все её стихи ненавязчиво проходит памятование о том, что жизнь пишется «не с попыток» — «сразу набело», «прикидок» — не отпущено. И она так жила.

Слайд 2

Слайд 3

Родилась в семье военного и секретаря-машинистки. При рождении родители назвали ее Рэмо (Революция, Электрификация, Мировой Октябрь), это имя Казакова сменила в 20 лет, она стала Риммой, что в переводе с испанского означает – «рифма» (исп. «rima»).

Слайд 4

Раннее детство Римма Казакова провела в Белоруссии, школьные годы прошли в Ленинграде. Во время войны была в эвакуации в Глазове Удмуртии. Затем снова вернулась в Ленинград. В 1954 году окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета.

Слайд 5

По окончании университета, по распределению, семь лет работала на Дальнем Востоке: лектором Хабаровского окружного Дома офицеров, преподавателем университета марксизма-ленинизма, редактором в газете и ассистентом режиссера на студии кинохроники. Тогда же начала публиковать свои стихи. В 1958 в Хабаровске вышел первый сборник стихов Риммы Казаковой - «Встретимся на Востоке». В 1959 стала членом Союза Писателей СССР.

Слайд 6

Слайд 7

Римма Казакова награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984), Дружбы народов (1980), Кирилла и Мефодия 1-й степени (НРБ, 1981). Заслуженный работник культуры Узбекистана и Каракалпакии (1981). Премии им, С. Бородина СП Узбекистана (1981).

Слайд 8

Казакова автор многих поэтических сборников: «Встретимся на Востоке» (1958), «Там, где ты» (1960), «Стихи» (1962), «Избр. лирика» (1964), «В тайге на плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Поверить снегу» (1967), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979, предисл.Е. Евтушенко), «Страна Любовь» (1980), «Пробный камень» (1982), «Сойди с холма» (1984), «Избр. произведения в 2 тт.» (1985), «Наугад» (1995, предисл. Е. Сидорова), «Возлюби» (1996), «Ломка» (1997), «Стихи и песни» (2000).

Слайд 9

Римма Казакова активно переводила поэзию народов СССР и социалистических стран. Печатается как поэт, переводчик, публицист и критик в таких изданиях как: «КО», «Знамя», «НМ», «Атлантида». Принимала деятельное участие в издании газеты «Информпространство». Стихи Казаковой, переводились на испанский (1978), словацкий (1980), немецкий (1982), чешский (1982) и др. языки. Скончалась Римма Казакова 19 мая 2008 года в санатории посёлка Перхушково. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Посмотреть все слайды

Сценарный план внеклассного мероприятия по литературе в 10 – 11 классах

Тема мероприятия: «Поэзия женской души». Творчество Риммы Казаковой.

Учитель русского языка и литературы Наумова Марина Алексеевна, первая категория

Цели:

    Дать обучающимся представление об основных особенностях художественного мира Риммы Казаковой.

    Познакомить с этапами творческого пути поэтессы.

    Осветить роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины 20 века – начала 21 века.

    Совершенствовать умение обучающихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Риммы Казаковой.

    Воспитывать любовь к литературе.

    Развивать познавательный интерес к художественному слову, к творчеству Риммы Казаковой, навыки работы с литературой.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные результаты: развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; расширение знаний обучающихся о поэзии.

Метапредметные результаты

Личностные УУД: умение настраиваться на работу; желание получать новые знания, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД : умение определять и формулировать тему и цели мероприятия; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами; проговаривать последовательность своих действий на этапе самостоятельной работы; вносить необходимые коррективы в действия свои и группы; оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: анализировать полученную информацию; формулировать нравственные проблемы прочитанного произведения;

умение сравнивать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на предыдущих уроках).

Коммуникативные УУД: умение выстраивать логическую цепочку рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать и слышать речь своих одноклассников и учителя; учиться работать в паре, в группе; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные результаты:

развитие умения вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения; воспитание любви к поэзии

Ресурсы: фотографии Риммы Казаковой, выставка книг, записи песен на стихи Риммы Казаковой.

Ход мероприятия

    Организационный этап.

    Вступительное слово учителя

27 января 2012 года Римме Казаковой, нашей современнице исполнилось бы 80 лет.

Несколько слов о биографии поэтессы.

Сообщение обучающегося.

Римма (Рэмо) Казакова родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Ее отец, Федор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарем-машинисткой. Имя, данное родителями, означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет взяла имя Римма… Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. С 1961 года жила в Москве. В 1964 – окончила высшие литературные курсы при Литературном институте имени Горького. В 1976 – 1981 годах – секретарь правления Союза писателей.

Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь», «Игра», «Ариадна». Р.Ф. Казакова награждена орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия 1 степени.

Учитель:

Отечество, работа и любовь –

Вот для чего и надобно родиться,

Вот три сосны, в которых – заблудиться

И, отыскавшись, - заблудиться вновь.

В этих 4 строках Р. Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.

Какая она, Россия Риммы Казаковой?

Чтение обучающимися стихов Р.Казаковой о России.

1) «Любить Россию нелегко…»

2) «Я похожа на землю, Что была в запустенье веками…»

Учитель:

Есть у Риммы Казаковой стихи о Москве, столице России.

Чтение стихов. «День города», «Родина»

Среди стихов Казаковой есть и такие, в которых она говорит о героическом прошлом России, в них – светлая память о воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть в ее стихах что-то, связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества… мне все-таки порою кажется, что женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми того, другого поколения. И если не она, то ее стихи ходили!»

Обучающиеся читают стихи: «И было небо голубое», «В той стороне на войне», «В честь Победы», «На фотографии в газете…»

Поэтесса отзывается в своих стихах на трагические события в нашей стране: «Памяти моряков «Курска»…

Учитель:

Россия, Отечество для Р. Казаковой – это и русский язык, на котором она вот уже полвека создает свои стихи. «Не засоряйте речь…» (Стихотворение читает обучающийся)

    Отечество, работа и любовь…

Учитель:

Работа для Риммы Казаковой – поэзия. Первая книга стихов вышла в 1958 году – «Встретимся на Востоке».

А в самом начале ее творческого пути писатель Николай Задорнов, отец ныне популярного Михаила Задорного, сказал молодой поэтессе: «Поэзия – мужичье дело… Нормальнее было бы для женщины стать даже летчиком или моряком, чем поэтом…». Но, наперекор словам мэтра, Р. Казакова не побоялась заняться этим «мужицким делом», очень скоро осознав, что на самом деле поэзия – именно дело женщины. Ибо стихи требуют страсти, жертвенности, всецелости, любви, самоотдачи, отсутствие эгоизма и самолюбования. Всего, на что в полной мере способна женщина.

Обучающийся читает стихотворение Р.Казаковой «Поэзия – мужичье дело»…

Учитель:

Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:

Эта женщина с Амура

Нас сумела покорить.

Сердце не литература,

А призвание любить.

Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Риммы Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности. Ворвалось в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор. …Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические. А это – никто теперь отрицать не может – долговременный заряд…».

Учитель:

В творчестве Риммы Казаковой есть стихи, посвященные русским поэтам: Пушкину («Савкина горка»), Лермонтову («Тарханы»), Высоцкому («Запоздалое заклинание»), М.Луконину («Пока вы живы, старшие мои»).

Обучающиеся читают стихи: «Есть национальные святыни», «Два имени».

Учитель:

Особая самобытность поэзии Р. Казаковой в том, что она умеет мыслить парадоксально и пластично. Вот, к примеру, гордясь своими корнями в литературе и всегда помня о них («Шестидесятники, шестидесятники! Новой надежды первые всадники…»), она как бы вступает в полемику с известными строчками Евгения Евтушенко («Поэт в России – больше, чем поэт»), настаивая на своем:

Поэт в России – меньше, чем поэт.

Таков итог последних странных лет…

Учитель:

Как-то в одном из интервью Римме Казаковой был задан вопрос: «Как вы считаете, возможен ли сейчас разговор с людьми на языке поэзии? И какова роль писателя в сегодняшней жизни?

Поэтесса ответила: «Конечно, возможен. Поэт может сказать даже больше, чем какая-то умная статья, потому что его слова идут сразу от сердца к сердцу…»

Обучающийся читает стихотворение «Дилемма».

Отечество, работа и любовь…

Ты мне уверовать помог,

Ты, плоть моя и кровь,

Что если есть на свете Бог,

То это Бог – любовь…

Учитель:

Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихи, основные мотивы которых любовь, материнство, дружба – вечные темы поэзии. Эти стихи о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности.

Обучающиеся читают стихи Р. Казаковой о любви:»Родился сын, пылиночка…», «Моя последняя любовь…», «Хочу сказать, как я тебя люблю…» и другие

Учитель:

Римма Казакова однажды сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно».

Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современнице. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

    Музыкальность стихов Р. Казаковой

Учитель:

Есть в стихах Р.Казаковой такая исповедальность, такая глубокая лиричность, что многие из них вдохновляют композиторов, исполнителей, и появляются маленькие песенные шедевры. Достаточно назвать «Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой…» и многие другие.

Звучат песни на стихи Риммы Казаковой.

Учитель :

Римма Казакова считает: «Стихи, песня должны войти не в уши, а в душу человека». Я думаю, что и в ваши души сегодня вошла частичка творчества этой замечательной женщины, поэтессы.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Риммы Казаковой, познакомить с этапами творческого пути, осветить роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века;
  • совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Риммы Казаковой;
  • отработать навыки художественного чтения поэтического произведения, развивать навыки работы с литературой.

Оборудование: фотографии Риммы Казаковой, мультимедиа (слайды к уроку), выставка книг.

Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились

Вероника Тушнова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– 27 января 2007 года Римме Казаковой, нашей современнице, русской поэтессе, исполнилось 75 лет. Юбилей этот Римма Федоровна встретила бодро, искренне, радостно: «Мои года – мое богатство…». А еще можно сказать: «Мои года – мое богатство, мое богатство – мои стихи…».
– Несколько слов о биографии поэтессы.
Сообщение учащегося. Родилась 27 января 1932 года в Севастополе, в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. С 1961 года живет в Москве. В 1964 – окончила высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. В 1976–1981 годах – секретарь правления Союза писателей.
Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор многих популярных песен: «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Ты меня любишь», «Игра», «Ариадна». Ныне Р.Ф. Казакова – первый секретарь правления Союза писателей Москвы. Награждена орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени. Живет и работает в Москве.

Учитель:

Отечество, работа и любовь –
Вот для чего и надобно родиться,
Вот три сосны, в которых – заблудиться
И, отыскавшись, – заблудиться вновь.

В этих 4 строках Р. Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.

Учитель: Какая она, Россия Риммы Казаковой? Чтение учащимися стихов Р. Казаковой о России:

1) «Любить Россию нелегко…»
2) «Я похожа на землю, Что была в запустенье веками…»
3) «Дальний Восток – моя поэтическая Родина», – говорила Римма Казакова. Стихи о Дальнем Востоке – «Сопки», «У охотского моря» и другие.
4) «Мы живем в масштабный век» – стихотворение о современной жизни в России.

Учитель: Есть у Риммы Казаковой стихи о Москве, столице России: «День города», «Родина».

Чтение стихов.

– Среди стихов Р. Казаковой есть и такие, в которых она говорит о героическом прошлом России, в них – светлая, святая память о воевавших в годы Великой Отечественной войны.
Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть в ее стихах что-то, связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества… мне все-таки порою кажется, что женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми того, другого поколения. И если не она сама, то ее стихи – ходили!».

Учащиеся читают стихи: «И было небо голубое», «В той стороне на войне», «В честь Победы».

– Поэтесса отзывается в своих стихах на трагические события в нашей стране: «Памяти моряков «Курска»…

Учитель: Россия, Отечество для Р. Казаковой – это и русский язык, на котором она вот уже полвека создает свои стихи. 2007 год объявлен Президентом России Годом Русского языка в России и за рубежом. Актуальны строки поэтессы: «Не засоряйте речь…» (стихотворение читает учащийся).

III. Отечество, работа и любовь…

Учитель: Работа для Риммы Казаковой – поэзия. Первая книга стихов вышла в 1958 году – «Встретимся на Востоке».
А в самом начале ее творческого пути писатель Николай Задорнов, отец ныне популярного Михаила Задорного, сказал молодой поэтессе: «Поэзия – мужичье дело… Нормальнее было бы для женщины стать даже летчиком или моряком, чем поэтом…». Но, наперекор словам мэтра, Р. Казакова не побоялась заняться этим «мужицким делом», очень скоро осознав, что на самом деле поэзия – именно дело женщины. Ибо стихи требуют страсти, жертвенности, всецелости, любви, самоотдачи, отсутствии эгоизма и самолюбования. Всего, на что в полной мере способна женщина.

Учащийся читает стихотворение Р. Казаковой «Поэзия – мужичье дело»…

Учитель: Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:

…Эта женщина с Амура
Нас сумела покорить.
Сердце – не литература,
А призвание любить.

– Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Р. Казаковой неотделимо от легкой ауры легендарности. Ворвалась в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор … Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические. А это – никто теперь отрицать не может – долговременный заряд…».

Учитель: В творчестве Риммы Казаковой есть стихи, посвященные русским поэтам: Пушкину («Савкина горка»), Лермонтову («Тарханы», 1981), Владимиру Высоцкому («Запоздалое заклинание»), М. Луконину («Пока вы живы, старшие мои»), Е. Евтушенко.

Учащиеся читают стихи: «Есть национальные святыни», «Два имени».

Учитель: Особая самобытность поэзии Р. Казаковой в том, что она умеет мыслить парадоксально и пластично. Вот, к примеру, гордясь своими корнями в литературе и всегда помня о них («Шестидесятники, шестидесятники! Новой надежды первые всадники…»), она как бы вступает в полемику с известными строчками Евгения Евтушенко («Поэт в России – больше, чем поэт»), настаивая на своем:

Поэт в России – меньше, чем поэт.
Таков итог последних странных лет…

Учитель: Недавно в одном из интервью Р. Казаковой был задан вопрос:

– Как вы считаете, возможен ли сейчас разговор с людьми на языке поэзии? И какова роль писателя в сегодняшней жизни?
– Конечно, возможен, – ответила поэтесса. – Поэт может сказать даже больше, чем какая-то умная статья, потому что его слова идут сразу от сердца к сердцу…

Учащийся читает стих «Дилемма».

Отечество, работа и любовь
…Ты мне уверовать помог,
Ты, плоть моя и кровь,
Что если есть на свете Бог,
То это Бог – любовь…

Учитель: Наиболее широкую известность Казаковой принесли стихи, основные мотивы которых любовь, материнство, дружба – вечные темы поэзии. Эти стихи о сложности и противоречивости чувства любви (это – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы), о глубине и незащищенности.

Учащиеся читают стихи Р. Казаковой о любви: «Родился сын, пылиночка…», «Моя последняя любовь…», «Хочу сказать, как я тебя люблю…», «Свяжу судьбу свою с тобой…», « «Современная сказка».

Учитель: Римма Казакова однажды сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить свое сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно».
Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современнице. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

IV. Музыкальность стихов Р. Казаковой

Учитель: Есть в стихах Р. Казаковой такая исповедальность, такая глубокая лиричность, что многие из них вдохновляют композиторов, исполнителей, и появляются маленькие песенные шедевры. Достаточно назвать «Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой…».
Римма Казакова считает: «Стихи, песня должны войти не в уши, а в душу человека». Звучат песни на стихи Риммы Казаковой.

V. Обобщение материала

Учитель: А что можно увидеть, читая стихи Риммы Казаковой?

Учащиеся рассказывают о своих рисунках к стихам Риммы Казаковой.

– Каково же ваше отношение к поэзии Риммы Казаковой? Что вы для себя открыли читая ее стихи?

Учитель: Можно быть современным поэтом, но не быть поэтом современности. Римма Казакова – поэт современности. Она существует вместе со своим временем. С присущей ей искренностью и оптимистичностью Р. Казакова живет активно и деятельно, все так же верит в правду, добро и любовь. Поэзия Казаковой не зависит от времени и моды, у нее есть постоянный читатель.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

ГБУК «Центральная областная юношеская библиотека»

«Я ДУШУ НАУЧУСЬ ОБЕРЕГАТЬ…»:

Вечер-эссе о творчестве поэтессы Риммы Казаковой

(1932 – 2008)

Оренбург, 2012

Я душу научусь оберегать.

Ругайте! Не обижусь и не струшу.

Ругайте все, что хочется ругать.

Но я не разрешу вам трогать душу.

Душа моя, дрожжиночка моя,

я на тебе взошла, как на опаре.

Жить невозможно, душу уморя,

когда душа в загоне и в опале.

Душа, возможность, завтрашний восход,

росточек – сквозь солончаки подушек,

счастливый ход – или счастливый код,

чтоб по нему лепить другие души.

И ты не думай, что в твоей руке,

угревшись, дремлет и не знает горя,

когда её сжимаешь в кулаке,

небрежно, как птенцу, нажав на горло.

Она – вольна – кукушкою в лесу –

в молчанье, крике, смехе или стоне.

И ты её держи, как стрекозу,

спокойно и открыто на ладони.

Вот так с открытой душой, со спокойным достоинством, но одновременно со страстью сильного характера и мощного таланта прожила свою человеческую и творческую жизнь известная российская поэтесса Римма Казакова. Она всегда была на виду, на слуху:

Это выдумка – избыток,

Запасные ходы – ложь!

Жизнь – не спорт,

и не с попыток –

сразу набело живёшь.

Коль химичил да портачил,

да швырял на пробу дни –

тем и был, и то и значил,

и попробуй, зачеркни!

Душу поделом помучай

за погибший день пустой

с поцелуями на случай,

с показушной добротой…

И себя в свой воз впряги ты –

не в случайный тарантас!

Не отпущено прикидок.

Набело! И – только раз.

Родилась будущая поэтесса Рэмо Казакова 27 января 1932 года. Да, такое странное, но созвучное тогдашнему времени, имя дали ей родители. Имя означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет девушка взяла имя Римма – в переводе с испанского «рифма» (и как угадала!)

Если коротко, то вот её биография: родители – отец был военным, мама работала секретарём-машинисткой. Раннее детство Римма провела в Белоруссии, школьные годы – в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Окончила исторический факультет университета и по распределению уехала на Дальний Восток. Семь лет прожила в Хабаровске, работая лектором, журналистом, сотрудником местной киностудии. Первое глубокое знание и понимание жизни были обретены Казаковой именно в эти годы, где суровая атмосфера таёжной жизни, характер её работы потребовали частых поездок и разнообразных контактов с разными людьми. Как впоследствии писала сама Римма: «Я уехала очень далеко от дома, веруя…, что только на трудных, дальних дорогах встречу, найду самое подлинное, самое настоящее, что ищу в жизни. Может быть, характер и получился…». Там же в 1958 году вышел её первый поэтический сборник «Встретимся на Востоке»: лирические стихи о мечтах юности, о первом жизненном опыте, о природе.

Амур неуступчив, как море,

А тут – одевают в гранит.

Грозится: разрушу, размою!

И серые камни громит.

……………………………….

Ты мне – и любовь, и столица,

и слабость моя, и броня.

Я знаю, что всё состоится,

Всё сбудется здесь для меня.

Или эти строки как программа жизни:

…А есть такая юность –

Бескрылость и бездумность.

Ей подавай на блюдечке

рыбёшку, а не удочки,

покой, а не атаки,

фонарик, а не факел.

Ведь юность, если строго, -

она всегда – дорога.

И тех нам просто жалко,

Кому она – лежанка.

Пусть путь не будет ровным,

не сразу чтоб – хоромы.

Пусть мучась, беспокоясь…

Ведь юность – это поиск.

Что в итоге первых самостоятельных шагов после университета?

Я похожа на землю,

что была в запустенье веками.

Небеса очень туго,

очень трудно ко мне привыкали.

Меня ливнями било,

меня солнцем насквозь прожигало.

Время тяжестью всей,

словно войско,

по мне прошагало.

Но за то, что я в небо

тянулась упрямо и верно,

полюбили меня

и дожди, и бродячие ветры.

…………………………………..

Я своя у берёзок,

у стогов и насмешливых речек…

Все обиды мои

подорожники пыльные лечат.

Мне не надо просить

ни ночлега, ни хлеба, ни света, -

я своя у своих

перелесков, затонов и веток.

А случится беда –

я шагну, назову своё имя…

Я своя у своих.

Меня каждое дерево примет.

Поэзия – душа искусства. Она, как и живопись, и музыка не поддаётся пересказу. Поэзия – то, что не поддаётся и описанию. Каждый человек видит мир. Большинству этого достаточно. И только поэт всю жизнь бродит впотьмах, натыкаясь на острые углы, сдирая кожу, пытаясь опознать и назвать предметы, которые при дневном свете кажутся обыденными.

То смеюсь, то гадаю невесело:

отчего, почему и зачем?

Жизнь загадок немало навесила,

накидала вопросов и тем.

А река между тем себе движется,

зубы режутся, строится дом,

и живём, потому что живём.

Постигаешь светло и приветственно

Но ответственно, хоть безответственно,

всё, что жизнь воплощает твоя.

Она смысла полна и значения,

потому что, плывя по волнам,

мы умеем и против течения,

и дозволено многое нам.

И когда-то потом или вскорости

он подступит, наступит – отчёт.

Страшный Суд – это суд нашей совести.

Остальное на свете не в счёт!

Остальное на ниточку нижется

в беспрерывном смещенье своём,

и мы дышим, поскольку нам дышится,

и живём, потому что живём.


Не прихотью, не модой

она пришла ко мне.

Уже могу с природой

я быть наедине.

И, как к последней тайне,

к любви в последний раз.

меня к природе тянет,

на свет явившей нас.

Весенний и осенний,

в сугробах до небес,

мой лучший собеседник,

немногословный лес.

Не разгадать загадки…

Как отчерк на полях,

как в книжечке – закладки, -

зарубки на стволах.

Вот так мы ходим, метим,

мудрим, считаем, ждём.

Что спросим, что ответим

под солнцем и дождём?

Промыты и согреты,

душисты и чисты

вопросы и ответы –

деревья и кусты.

И всё на свете просто,

и неувязок нет:

сама я - знак вопроса,

сама себе ответ.

В заснеженном, в дождливом,

в порученном лучу,

в живом, несуетливом

просторе жить хочу.

И в обновлённом виде,

хоть горек этот мёд,

вдруг к человеку выйти –

как ёлка в Новый год.

Поэзия по самой природе своей делает необходимой ту степень искренности, которая позволит любому постоять на месте автора, а автору сообщит ту степень свободы, благодаря которой чувства, эмоции перейдут в более высокое качество, перечитанные с бумаги… Именно тогда автора написанное им стихотворение (и написанное по-настоящему) приводит к главному выводу: поэзия – это моя жизнь. И невозможность укрыться от этого – сообщает некую человечность, которую, наверное, и ищут читатели в подобных стихах и вообще - в поэзии. Переживания поэта для него важнее его жизни как таковой. Ведь он прекрасно понимает, что в своих стихах он – наиболее он, наиболее откровенен и т. п. В каком-то смысле можно сказать, что всё, о чём поэт пишет, написано по личному поводу. А другой литературы и не бывает. Да, поэзия помогает и тем, кто пишет стихи, и тем, кто их читает и любит. Иногда кажется, что в поэзии – наше спасение. Где граница между жизнью и искусством слова? Она так же призрачна, условна, как граница между искусством и природой.

Всё – вначале,

И причалить могу –

и отчалить.

Я – как чёлн,

как челнок в суете беспечальной, -

всё вначале!

Начинаются травы глухими ночами.

Начинаются грозы и молний магнитные чары,

и грома застучали – всё вначале!

Время первых свиданий…

В речах обручальных,

венчальных –

ни крупинки прощального яда…

И подольше б не надо!

Всё вначале!

И звёзды подобны следам, -

кто петлял, прямиком не желая упрямо?

И ребёнок впервые прочёл по складам,

по слогам

изначальное «мама».

Всё вначале!

Души я не чаю

в начале.

Что вы там пробурчали?

Не мешайте!

Заварю бесподобного чаю,

рассвет повстречаю, как предки встречали…

Всё вначале!

Человек ко всему привыкает.

Белым выстлано поле.

Лес под снегом…

Он меня привлекает.

Привлекает,

Врать не буду,

не буду выдумывать,

нагнетать,

распаляться,

что зима –

это чудо,

что весна –

это чудо…

Это, скажем, неплохо.

Так неплохо,

что ясно и весело,

даже если от грусти слипаются веки.

Вон пичужка,

как девочка,

лапку свесила

с белой ветки.

У меня под окошком кормушка устроена.

Серый поползень глазом косит, одобряя.

Мне когда-то была эта жалость несвойственна…

Птиц кормлю,

и январь наблюдаю –

то на лыжах, то просто.

И внезапно

в застывшем лесу

набредаю

на решенье вопроса.

Чувство меры рождается

поначалу

как чувство измены.

Но природой

человек награждается

чувством меры.

Чтоб не следовать листьям,

бездумно и щедро на землю упавшим.

Чтобы тратить себя,

как дожди себя тратят для пашни.

Я боюсь обещать,

возвещать,

разглагольствовать –

тягостно.

Я боюсь обучать –

всё равно всё, что знаю я,

таинство.

Так и надо –

лишь столько,

сколько силы хватает и храбрости

на любовь и на дело:

от пичужки озябшей, застенчивой, рябенькой –

до любого предела…

Человек, любящий стихи, всю жизнь имеет дело со свободой в одном из её самых прекрасных проявлений; в конце концов, однажды он просыпается свободным человеком. Затем и жизнь, как выясняется, иногда подтягивается к нему, дорастает до него. Стихи не обманывают: они всегда, и в самые мрачные времена, вопреки всем скептикам, всем циникам, говорили людям и говорят сегодня, что в этом мире есть любовь; есть и свобода. Послушайте «Зимнюю балладу» Риммы Казаковой:

Девочка ошиблась. Что ж, бывает…

Мать орёт, почти что убивает.

У отца угроза на лице –

думает об э т о м подлеце.

Брат молчит. Он сам свою подружку

водит на свидания под ручку.

Это романтично, как охота!

А жениться – что-то неохота!..

Девочка в подушку утыкается,

белым полотенцем утирается,

мается, об этих юных летах

думает нелёгкое, своё:

что не будет ни машины в лентах,

ни красивой свадьбы у неё…

Но вот ночка – всех лекарств бесценней –

падает как занавес на сцене.

И восходит звёздочка Полярная –

как звезда экрана популярная.

И слетают белые снежинки,

белые отважные смешинки.

И своей короткой жизнью смелой

мерят вещи настоящей мерой.

Пусть болит сердечко от ошибок,

как болят коленки от ушибов, -

Девочка, засни, не беспокоясь!

Потому что – без пылинки совесть.

Потому что так себя поставишь:

под Россию плечики подставишь,

и полезешь в пекло на пожаре,

Так что все дурные мысли выбрось,

чтобы спать они не помешали!

Снег летит. Он падать не боится,

не боится таять на щеке.

Девочка заснула в уголке –

как зима, свежа и светлолица.

Снег летит. И что там ни случится,

что ни предстоит ещё тебе, -

девочка, поверь: в твоей судьбе

будет всё бесстрашно, снежно, чисто.

Римма Казакова писала о себе: «Когда я была ещё юной, мама меня спросила: «Чего ты хочешь от жизни?». Я сказала; «Хочу сама себя кормить, много ездить и встречаться с интересными людьми». Все эти надежды сбылись… Я объездила весь Советский Союз, весь мир…». В 1959 году Казакова была принята в Союз писателей СССР. Через пять лет она окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени.

Один в шестнадцать лет себя находит,

а у другого –

отчего, пойми?

и в тридцать почему-то не выходит

ни в деле,

ни в любви

и ни с людьми.

Он бродит неприкаянным по свету:

не нравится работа, нет друзей…

Одни ему сочувствуют при этом

И ласково ругают: «Ротозей…»

Другие восхищаются:

«Всё ищет,

всё не по нём. Мятежная душа!..»

Но кто-нибудь подумает:

«Вот – нищий.

Без цели. Без дороги. Без гроша».

Я не хочу особенного счастья.

Пусть будет всё – как у людей вокруг:

Любимый труд, весомой, главной частью,

и дом любимый, и любимый друг.

Лишь бы не вышло всё совсем иначе.

Лишь бы не мысли горькие о том,

что жизнь летит,

а путь ещё не начат

ни дружбой, ни любовью, ни трудом…

Сама о себе Римма говорила так: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это не опасно». Бесстрашные слова настоящего поэта! Вернее, поэтессы. Она была именно поэтессой, не поэтом. Потому что она не стеснялась быть поэтессой, быть женщиной, она именно хотела быть женщиной. Она и была ей.

По счастливой воле случая,

то робея, то грубя,

всем, что есть на свете лучшего,

я поверила в тебя.

Мне и пляшется, и плачется,

и бесстрашны смех и грусть,

словно я в ребячьем платьице

к взрослому,

Это чувство не уронено

ни к тщеславью,

ни к рублю.

Я люблю тебя, как родину,

как отца и мать люблю.

Всё мне – праздник,

Всё – по норову,

и – бездонней и теплей –

я людей люблю по-новому:

силой всей любви к тебе!

Всю свою жизнь она и жила любовью, в ожидании любви, в расцвете любви, в трагедии любви. Как часто бывает, такие страстные натуры часто бывают внешне несчастливы. Их любовь заканчивается печально. Но сама безответная любовь – это такое счастье, которое даётся не каждому, и поэтому Римма Казакова, при всех её житейских драмах и трагедиях, была до конца жизни счастливым человеком. Она и в 70 лет писала стихи о любви.

Быть женщиной – что это значит?

Какою тайной владеть?

Вот женщина. Но ты незрячий.

Тебе её не разглядеть.

Вот женщина. Но ты незрячий.

Ни в чём не виноват, незряч!

А женщина себя назначит,

Назначит, как лекарство – врач.

И если женщина приходит,

себе единственно верна,

она приходит – как проходит

чума, блокада и война.

И если женщина приходит

и о себе заводит речь,

она, как провод, ток проводит,

чтоб над тобою свет зажечь.

И если женщина приходит,

чтоб оторвать тебя от дел,

она тебя к тебе приводит.

О, как ты этого хотел!

Но если женщина уходит,

побито голову неся,

то всё равно с собой уводит

бесповоротно всё и вся.

И ты, тот истинный, тот лучший,

ты тоже – там, в том далеке,

зажат, как бесполезный ключик

в её печальном кулачке.

Она улыбку в слёзы спрячет,

переиначит правду в ложь…

Как счастлив ты, что ты незрячий

И что потери не поймёшь.

Поэтесса доверяла перу самые тайные движения души, свои слабости и грехи, свои страсти и свои идеалы. Впрочем, она всю жизнь боролась за самые высокие идеалы и не принимала безыдеальность современного потребительского общества. До конца жизни она умудрялась мечтать о будущем: о будущем детей и внуков, о будущем литературы, о будущем России. Писать стихи было делом её жизни. И как мужественный человек она понимала, что настоящая поэзия не каждому даже талантливому человеку по плечу.

Какого счастья жизнь мне насулила!

Сперва она свирепо насолила.

Солила круто, крупно, до кости,

чтоб поняла, что гордость – это гордость,

ну, а тому, в чём истинная годность,

ни боль, ни соль не запретят расти.

Так как же так я снова не сумела

довоевать до счастья своего,

а тихо, успокоено, семейно

расселась на пороге у него?..

Уж лучше б было трудно, неприкаянно,

без суетливо-мелочных замет

любить тебя,

добром не попрекая

и ничего не требуя взамен…

……………………………………………………………………………..

Говорили мне: переменится.

Обещали мне: перемелется.

Перемелется, переменится…

Я – не мельница,

не изменница!

А у мельницы крылья крутятся…

Крылья крутятся – всё забудется.

Жернова гудят, зёрна сыплются…

Всё забудется.

Всё осилится!

Не от глупости. Не от лёгкости.

Не от грубости. Не от ловкости.

Не с того, что мы – души подлые,

а с того, что вот – зёрна полные!

В семь небес крылом машет мельница!

Переменится.

Перемелется.

Пожелай мне счастья!

Это так банально,

как для Тулы – пряники,

для Африки – бананы…

Это так привычно,

Как «привет», «пока»…

Это так прилично

Это очень вежливо.

Это даже весело!

Это – потому,


что любовь, захлопываясь,

знает, что захлёбываюсь,

но не потому…

Не искала выгод –

только чувств.

Жизнь гудит, как выгон.

Горе – чушь!

Пожелай мне счастья,

счастья врозь.

Светлую монету

в воздух брось…

Мы уйдём, как барки,

медленно и трудно, -

слушать чьи-то байки,

трогать чьи-то струны…

Мужество и проза.

Надо жить.

На долю Казаковой выпало много испытаний: она с болью говорила о сыне, увлёкшемся наркотиками: «Сына удалось вылечить, ведь выбора не было. Сын есть сын. С сыновьями не разводятся. Это любовь и ответственность на всю жизнь. Крест, который надо превратить в радость и подарок. Счастье, что Егор сумел спастись. А вот его жена, мама моей любимой внучки Маши, - погибла». Пронзительно-горестно, и одновременно жизнелюбиво стихотворение «Боюсь»:

Боюсь, что завтра будет дождь

и ляжет под ноги трясина.

Боюсь, что подрастает дочь

полусироткою у сына.

Боюсь, что завтра будет мрак

Вестей о гибели кого-то,

Что где-то рухнуло в горах

большое тело самолёта.

Боюсь, что будет новый «Курск»,

пожары, моры, взрывы, срывы.

Боюсь, что победит искус

вранья, халявы и наживы.

Боюсь, что Спасу на Крови

от крови больше не спасти нас.

Боюсь, что больше нет любви,

боюсь, я с нею распростилась.

А если так, зачем и жить,

гнать дней растерянное стадо

туда, где нечем дорожить,

где ничего уже не надо?!

Но в этом жалобном «боюсь»

ищу какого-то подтекста.

И с обречённостью борюсь

здоровой силою протеста.

Неровно, загнанно дыша,

перепугавшаяся птаха,

не соглашается душа

с овечьей логикою страха.

И я добью его, добьюсь

Необходимого итога.

Подскажут сердце и дорога:

бояться скучно и убого!

Добоялась.

Не боюсь!

Или вот эта зарисовка надежды на лучшее:

Душа, как птица раненая, скорчилась,

обязанная каждому и всем…

Приходит слава.

А здоровье кончилось.

…Но, может быть,

ещё не насовсем?

Но, несмотря ни на что, Римма Фёдоровна продолжала жить и – любить эту сумасшедшую жизнь до последнего мгновения… А на вопрос журналиста: «Ради чего всё-таки стоить жить? Ради славы, ради любви?», она ответила: «Надо просто жить. Служить своему призванию. А слава, любовь… Они тебя найдут!.. Если ты этого стоишь».

Становлюсь я спокойной.

А это ли просто?

…Мне всегда не хватало

Баскетбольного роста.

Не хватало косы.

Не хватало красы.

Не хватало

на кофточки и на часы.

Не хватало товарища,

чтоб провожал,

чтоб в подъезде

за варежку

подержал.

Долго замуж не брали –

не хватало загадочности.

Брать не брали,

а врали о морали,

порядочности.

Мне о радости

радио звонко болтало, лопотало…

А мне всё равно не хватало.

Не хватало мне марта,

подобревшего тало,

теплоты и доверия

мне не хватало.

Не хватало,

как влаги – земле обожжённой,

не хватало мне

между делом и словом!

Ты, разлад, как разврат:

с кем повёлся – тот сломан.

Рубишь грубо, под корень.

Сколько душ ты повыбил!

Становлюсь я спокойной –

я сделала выбор.

Стал рассветом рассвет,

а закат стал закатом…

Наши души ничто

не расщепит, как атом.

…………………………………………………………………………….

Когда в душе души избыток –

ни мелких чувств, ни слов избитых.

Душа по-новому щедра,

добра, как песенка щегла.

Душа, мой маленький щеглёнок,

весёлый молодой костёр!

Ты видишь сколько ущемлённых,

как птичьи гнёзда, разорённых,

твоих ограбленных сестёр…

Душа, кому себя подаришь?

Или замрёшь, затормозишь

и, как восстание, подавишь

всё, чем томишься и грозишь?..

……………………………………………………………………………

Не сегодня, и не завтра,

и не послезавтра…

Это будет – вроде залпа,

коротко, внезапно.

Это головокруженье,

это вознесенье,

это - точно в центр мишени,

жгучее везенье.

Это будет ненадолго –

вспышка, всполох света.

Это будет, будет – только

надо верить в это.

Торопясь, скучая, плача,

помнить, что маячит,

жить, предчувствуя горячий,

сладкий миг удачи…

Однако миллионам россиян Казакова гораздо больше известна как автор замечательных стихов к песням «Ты меня любишь», «Мадонна», «Ненаглядный мой», «Музыка венчальная», «Ариадна», «Игра», «Нет пути назад», «Поздняя женщина» и другие. вспоминала: «Всё началось в 1969 году. прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и появилась песня. Потом я познакомилась с Сашей Серовым и с Игорем Крутым. А дальше с Аллегровой, Пугачёвой, Лещенко, Киркоровым…Почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой». (Звучат фрагменты песен, можно зачитать текст песни «Ненаглядный мой», если нет записи певицы Майи Кристалинской).

Постарею, побелею,

как земля зимой.

Я тобой переболею,

ненаглядный мой.

Я тобой перетоскую, -

переворошу,

по тебе перетолкую,

что в себе ношу.

До небес и бездн достану,

время торопя.

И совсем твоею стану -

только без тебя.

Мой товарищ стародавний,

суд мой и судьба,

я тобой перестрадаю,

чтоб найти себя.

Я рискну ходить по краю

в огненном краю.

Я тобой переиграю

молодость свою.

Переходы, перегрузки,

долгий путь домой…

Вспоминай меня без грусти,

ненаглядный мой…

Именно стихи о любви, верности, дружбе, т. е. раздумья на «вечные темы», принесли Казаковой наиболее широкую известность. Лирическая героиня её поэтических сборников – это личность, в высшей степени разносторонняя, живая, искренняя и динамичная, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать – и в то же время уверенная в себе и предназначенной ей миссии.

В какой-то миг неуловимый,

неумолимый на года,

я поняла, что нелюбимой

уже не буду никогда.

Что были плети, были сети

не лучших дат календаря,

но доброта не зря на свете,

и сострадание не зря.

И жизнь – не выставка, не сцена,

не бесполезность щедрых трат,

и если что и впрямь бесценно –

сердца, которые болят.

……………………………………………………………………………

РИФМА – БЛЮЗ

Почему занемог?

Не хватает чего-то?

Почему ходит Бог

часто около чёрта?

Почему ты – талант,

а тоскою искромсан?

Все кровинки скулят.

Кто безжалостный крёстный?

То ли Бог, то ли чёрт,

то ли племя людское…

Жизнь, выходит не в счёт?

Что же это такое?

То ли чёрт, то ли Бог…

Чей он, губящий допинг?

Кто помог – не помог,

и кому ты подобен?

Остаётся вопрос,

как всегда без ответа.

Нескончаемый кросс!

Пир. И пост. И погост.

До крушения света!

до рассвета…

………………………………………………………………………….

Друзья мои!

Золото и серебро

в сравнении с ними –

всего лишь медяшки.

Друзья мои делают людям добро,

и вовсе не тяжек

Им труд этот тяжкий.

чужою бедою распят.

А спросишь: во имя чего? –

не ответят…

Они хорошо после этого спят,

и звёзды их снам,

как в младенчестве светят…

………………………………………………………………………………..

В 2012 году поэтессе исполнилось бы 80 лет. Её поэзия – это признание в любви – мужчине, миру, своей стране, своему времени. Наивная и трогательная исповедь ХХ века.

Любить Россию нелегко,

она в ухабах и траншеях

и в запахах боёв – прошедших,

и тех, что так недалеко.

Но, хоть воздастся, может быть,

любовью за любовь едва ли,

безмерная, как эти дали,

не устаёт душа любить.

Страна, как истина, одна, -

она не станет посторонней,

и, благостней и проторённей,

тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,

как незаметная песчинка,

в глубинке города, починка,

села, разъезда, вёрст и лет.

Отчизны мёд и молоко

любую горечь пересилит,

и сладостно – любить Россию,

хотя любить и нелегко!

……………………………………………………………………………….

Демон и ангел

хрустальнейший –

двое в смертельном бою,

кто победит в том

ристалище,

видя лишь правду свою?

Я не оракул пророчества,

слепо рискну головой.

Но, даже если захочется

выйти из схватки живой,

буду без сна и без жалости

биться, чтоб мне повезло.

Знать бы лишь только:

сражаещься

ты за добро или зло?

Сегодня мы говорили о поэтессе Римме Казаковой, её творчестве, послушали песни на её стихи. Наверное, кого-то поэтические строки тронули до глубины души, а кого-то оставили равнодушными. Ведь у каждого из нас – свой собственный «приёмник» для улавливания поэзии. И здесь трудно вывести общий объективный «знаменатель» для всех. Главное, чтобы в жизни у каждого была поэзия, которая волнует и окрыляет.

В школьные годы на уроках литературы задают учить стихи классиков наизусть. И ученики зубрят строки, не особенно вникая в смысл…Учат Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина, получают отметки. Но понимают ли? Конечно же, не всё и не всегда. Прав тот, кто сказал, что до поэзии нужно дорасти. Дорасти, прежде всего, духовно. По прошествии многих лет, когда вы вернётесь к стихам из «обязательной школьной программы», вы воспримите их иначе, увидите в них то, что не разглядели ранее.

Научиться понимать поэзию можно только пропустив через себя каждое прочитанное слово. А настоящая поэзия – это магия слов, своего рода волшебство. Поэзия – не только выражение своих чувств и мыслей, это выражение своей индивидуальности, поиск себя. Поэзия живёт внутри поэта, живёт ежечасно, ежеминутно, ежесекундно…Она изредка вырывается «на поверхность» для того, чтобы воплотиться в стихотворение. Поэзия существует вне времени, вне политики, но всегда в душе народа. Вот как писала о литературном ремесле Римма Казакова:

Писатели,

спасатели, -

вот тем и хороши! –

сказители, сказатели,

касатели души.

Как пламя согревальное

в яранге ледяной,

горит душа реальная

за каждою стеной.

Гриппозная,

нервозная,

стервозная,

а всё ж –

врачом через морозную

ты к ней идёшь.

Болит душа невидимо.

Попробуй, боль поправ,

поправить необидимо,

как правит костоправ.

Как трудно с ним, трагическим,

неловким, словно лом,

капризным ремеслом.

Чертовская работочка:

тут вопли, там хула…

Но первый крик ребёночка –

святая похвала.

На то мы руки пачкаем,

скорбим при ночнике,

чтоб шевельнул он пальчиком

на розовой ноге!

…………………………………………………………………………….

ХУДОЖНИК

Назначенье – художник.

Среди прочих его укажите,

средь учёных, дотошных:

утешитель, шаман, небожитель.

Ничего не разрушив,

не нарушив, не злясь, не бастуя,

только делает души

аккуратно, как делают стулья.

Как хлебы выпекают,

как, забыв о нажимах, наживах,

за порог выбегают

в луч рассвета, под нежность снежинок.

Нам, художникам, просто.

Где сломает мозги кто угодно,

нам неймётся, поётся

и в пространстве, и в клетке

свободно.

На спасительный дождик

откликается сущее наше.

И шагает художник,

воротник, как подросток, поднявши.

Не дрожит и не тужит,

никому не грозит, не карает,

запускает по лужам

свой бессмертный бумажный кораблик.

Для людей, пишущих или просто любящих стихи, поэзия – и есть судьба, в ней лучшие стихи случаются как самые значительные повороты. писал о Блоке, будто тот говорил, что поэт рождается, когда ему есть что сказать миру. Мнения о том, какие стихи нужны, очень различны. Одни считают, что поэзия должна быть проста и сердечна, другие склоняются к поэзии мысли, поэзии неожиданных и ярких образов, к музыкальной поэзии. Но поверх всех мнений можно поставить утверждение:

поэзия никому ничего не должна, она есть, и задача поэта – не придумывание, а поиск. Поэт – первооткрыватель бытия. Если его стихи что-то говорят душам, значит, он смог выразить то, что люди давно чувствовали, но не могли сказать так точно, кратко, ёмко, как он.

Чтобы поднять человека над замкнутой рассудочной реальностью, напомнить ему о главном, то есть о его душе, - нужна поэзия, которой зачитывался Х1Х век и которая хранила духовный стержень нации в двадцатом; та, что помогала солдатам выстоять и победить в бою, а человеку в сложной ситуации – принять решение; та, по которой молодёжь конца прошлого века училась жизни. Примите напутствие от Риммы Казаковой, которая «…отдала все возможности своего таланта для того, чтобы донести красоту человеческих душ до читателя» (Ярослав Смеляков, поэт):

ДОСТОИНСТВО

Есть черта души: достоинство,

и оно важней всего.

Будет всё на свете спориться,

если сохраним его.

То, что на добре настояно

а коль нету – обрести.

Утомительно привычная

неразлучная с тобой,

от «достоинств», в кресло ввинченных,

в голове зубная боль…

Всё равно: в штиблетах, в кедах ли,

важно – как печатать шаг!

От достоинства анкетного

подлинным не дорожат.

Пусть твоя работа – скромница,

в ней достоинство одно,

что достоинство не скроется,

если всё же есть оно.

Пусть ты – сторожем на пасеке,

где покой и тишина:

жизнь не может быть напрасною,

если хоть пчеле нужна!

Только будь в работе стоиком,

впрок терпенья напася.

Это главное достоинство –

двигать дело в небеса.

…………………………………

Надо так сердцам настроиться:

мы достойно жить должны!

И лишь этому достоинству –

стать достоинством страны.

Будь сам собой. И, если где живёшь,

живи не так, как будто бы жуёшь –

раз ничего не подвернулось лучшего –

пустую жвачку, что давно наскучила…

……………………………………………

Будь сам собой, какой на деле есть ты.

Не бойся затеряться в жизни. Если

ты там, где жизнь, всей щедростью отдачи, -

жизнь там, где ты. Живи. Шагай. Удачи!

В Х1Х веке поэт Константин Батюшков писал: «Живи – как пишешь, пиши – как живёшь». Наверное, в этом и заключается главное правило Поэзии.

Римма Казакова была очень живым человеком, такие же живые она оставила людям стихи. Спасибо ей за это наследство.

я не верю словам

я верю поэзии

и даже когда мы допустим

что поэзия знает не больше себя

она знает больше чем окружающее

Александр Добровольский, 27 лет, поэт, сотрудник

Смоленской ОУНБ им. А.Т. Твардовского.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казакова произведения в двух томах. Т. 1. / . – М.: Худож. лит., 1985. – 447с.

2. Ты меня любишь / . – М.: Эксмо, 2007. – 352с.

3. Римма Казакова / В. Бондаренко //Независимая газета. –

3. www. ***** («Московские писатели», автограф Р. Казаковой и стихи);

4. www. radov. (интервью с Р. Казаковой);

5. tlt. ***** (Литературный сайт библиотеки «Фолиант», г. Тольятти).

Приложение

«Я верю, что поэзия – не только элитарное духовное искусство. На мой взгляд, стихи могут сказать больше, чем любая публицистическая статья».

«Любой опыт любви прекрасен. В моей книге «Безответная любовь» есть очень интересный эпиграф, фраза уругвайского писателя Хосе Энрике Родо: «Любовь – достоинство того, кто любит». Когда я впервые это прочитала, подумала: «Боже мой! Вот высказывание о любви, которое мне ближе всего».

Римма Казакова.

Что для меня такое – Поэзия? Написать об этом, пожалуй, труднее, чем написать стихотворение.

Попробую. Для меня поэзия – это далеко не только стихи. Это больше, чем стихи. Поэзия – это то, что связано с моей повседневной жизнью: это способ сосуществования с самим собой…Чем бы я ни занимался в своей жизни, поэзия всегда маячила где-то рядом, подсказывая совести, что нужно делать. Стихотворчество часто мешало просто жить и наслаждаться жизнью, но открывало совершенно неведомые пределы сознания: то, что казалось не ясно и не понятно с первого взгляда, обретало чёткие очертания и кристальную чистоту на бумаге, но и задавало не меньше вопросов. И с этой точки зрения для меня поэзия в большей степени – наука, наука жить…

Леонид Малкин, поэт.

…И есть в её стихах что-то связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества. Есть в её лирике душевная требовательность к себе и другим, неуважение к уклончивости и трусости и в чувствах и в поступках.

Константин Симонов, поэт.